Григор Вкаясер об исповеди, раскаянии и покаянии
Григор Вкаясер (неизв.-1105г)
Католикос всех армян с 1066 года. Его имя, данное при крещении, Ваграм. Сын Григора Магистра (Пахлавуни). Основатель пахлавунского католикосского дома. После смерти отца заменил его в должности правителя Междуречья в 1059г. Через некоторое время после этого отказался от должности и принял монашество. В монастырях Черных гор вел отшельническую жизнь. Под его руководством с Киракосом Толкователем (Переводчиком) выполнили множество переводов с греческого, отчего и получил свое прозвище – любящий исповедовать. Усовершенствовал многие обряды ААЦ. Защищал вероучение ААЦ от латинского влияния. Во время его правления католикосом наладились контакты ААЦ с сиро-яковитскими и католическими церквями. Считается, что он автор труда «Гирс Базум».
И, наконец, дошли до начала добродетели: исповеди, раскаяния и покаяния, которые есть башня святой церкви Бога и свет для всех рожденных от святой купели, которые очень желает, любит и хвалит Господь в Ветхом и Новом Завете, и все святые в своих трудах наставляют нас, грешных, обратиться, каяться и пасть перед Богом. Потому что Господь очень любит и желает спасение каждого, нежностью зовет к Себе и ликует за покаяние грешного и очень скорбит, когда творение рук Его остается непокаянным.
Придите снова, о боголюбные братья из святого Писания, рассудим ту радость, блаженство и красоту совершенного благодеяния, которая отчужденных от Бога снова возвращает к Нему и делает наследниками Его непостижимых благ. И самые большие и удивительные блага, созданные Богом для людей, это исповедь и надежда на покаяние. И ты, человек, не отчаивайся, что преступления твои многочисленны, ибо твои множественные злые дела и преступления не смогут победить милосердие Господа.
И слово мое еще более дерзновенно, ибо как Бог безмерен Своим величием, непостижим и неописуем, чем злой диавол, потому что Он — его Творец и ввергнет его в неугасаемый огонь, так и милосердие, человеколюбие Господа выше и больше злости и греховности сатаны, отчего он привлекает человека совершить. И как слабый огонь не может вредить огромному морю, так и множество грехов, что действуют в мире, с помощью исповеди и покаяния стираются и исчезают перед милосердием Господа, или как воск, что тает перед огнем, или похожи на дым, что исчезает (Псалтырь 67.3). Только веру имей в своей душе, уходи от грехов, оставь их и верь, что Бог может спасти тебя, ибо если Господь даже Своего Сына не пожалел для своих врагов, то Он еще больше радуется, когда Его любимые и родные возвращаются к Нему.
Смотри на этот пример и не отчаивайся, о, человек: в мире не осталось греха, которого бы не совершили ниневейцы, но когда покаялись через немного дней, слезами тушили огонь Божественного гнева. Великий Давид прелюбодействовал и убил, но Бог принял его покаяние. Царь Израиля Манасе пилил великого пророка Исаию и народ Божий насильно обратил в идолопоклонство, но когда в Вавилоне, в тюрьме, раскаялся в цепях и сказал с раскаянием «Господь Вседержитель», Бог обрадовался его покаянию и дал ему снова царствовать в Иерусалиме (2 Паралип. 33.11-19). Смотри и на покаяние Петра, которым он стер гной отречения (от Матфея 26.75). Смотри и на смирение Павла, который назвал себе последним и гонителем, главой всех грешных (1 Кор. 15.9). Помни и мытаря, который вопил в храме и говорил: «Господи, помилуй меня грешного» (от Луки 18.13), и стерлись все его нечестивости и оправданным вышел из храма. Возьми и держи в себе веру разбойника, который одним словом стер гной грехов и открыл врата ада. Вместе с ним и ты говори: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царстве Своем» (от Луки 23.42).Ты делай как блудный сын, который хотя и очень отдалился от Бога и большими грехами соединился с демонами, но вспомнил милость Отца, вернулся и сказал: «Отче, согрешил перед Небом и тобой» (от Луки 15.18), и Господь возвысил его на прежнее место.
Написано: «Нет никого без греха, даже если жил на земле один день» (Иов 15.14) и еще: «Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Псалтырь 142.2). Но каждый пусть знает, что кроме того, что Бог создал нас по образу Своему и, помимо того, ради нас став человеком, умер на кресте в мучениях, имеем Его великое благо: исповедь и покаяние, потому что оно, как вторая купель, дана была нам, чтоб с помощью ее возвысить нас до прежней чести. Поскольку Бог знал о нашем слабом и греховном нраве, и что не могли удержать дары святой купели, для этого Он дал нам легкий способ — исповедь. Ибо каким не был бы большим грех, на исповеди называется просто грехом и слезами стирается. А без исповеди, если грех даже маленький, соразмерен со смертью, потому что ведет носителя к нескончаемым мукам.
Так придите, сыновья Адама, благословим Его, Кто Своим образом создал нас, и Он же с любовью принял наш образ, и прославим Его, чтобы Он снова сжалился над нами и принял наше возвращение. И тайновидец Господь, если нашел бы искреннее раскаяние или покаяние в сердце дьявола или в Адаме, или в живущих во времена Ноя, в содомитянах, в фараоне или в Иуде, то большой любовью и милосердием принял бы их, ибо бесконечно Его милосердие и эти страшные и неописуемые бедствия не постигли человечество, и не надо было бы Ему вочеловечиться и мучаться ради человеческого рода, что Он сделал добровольно, ибо человеколюбец и милостив. Вот — высокая башня, вот — несокрушимая лестница с крепкой основой, вот каким легким для прохождения мостом является чистосердечное раскаяние. Идите, возлюбленные Господа, возьмем его и поднимимся к Богу, Который всегда зовет нас, говоря: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (от Матфея 11.28). Любой знает, что когда он выходит от священника после исповеди, тогда совесть облегчается, успокаивается душа, как будто со спины сняли железные грузы. И Бог радуется и ангелы ликуют с покаянием грешных, которое бывает слезами и исповедью, ликуют и праведные на земле, когда видят искреннее и чистосердечное покаяние. О, человек, не медли и не говори, что «завтра отойду от грехов и приду к Богу»! Не размышляй так, ибо это злой демон сеет в твоем сердце, чтобы ты медлил и внезапно умер без надежды и горел вместе с ним в вечном огне. И еще говорит злой дьявол: «Дай мне твою молодость и выполняй мою волю пока молодой, а когда состаришься — отдашься Богу и исправно покаешься». О, человек, не обманывайся его уловками, потому что неизвестен час смерти, и ты не знаешь, состаришься или нет. Смерть — и для старых, и для молодых, на то и мудрый Соломон, мать мудрости, говорит: «Вспомни Господа в дни твоей молодости» (Еккл. 12.1), потому что можешь сейчас каяться, пока тело твое крепко. Божественный апостол Павел написал: «Вот приемлемое время, вот час спасения» (2 Кор. 6.2), ибо пока ты в теле, хозяин своей воли и пока не стоишь перед Страшным Судом, потому что Господь пока воссел на престоле милосердия, и каждый, имеющий грехи, идет к Нему, просит о прощении грехов и получает отпущение. А кто медлит и умирает без покаяния, того в последный день Господь, сидящий на престоле суда и справедливости, не милует, а воздает по делам. И истинно восклицает пророк от имени Господа: «Не хочу смерти грешника, а чтоб он покаялся и жил» (Иезекииль 18.23). Другой пророк говорит: «Исповедуй свои грехи, чтоб оправдаться» (Исаия 43.26), другой говорит: «Расскажу мои беззакония» (Псалтырь 31.5) ибо «смердят, гноятся мои раны» (Псалтырь 37.6) и «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Псалтырь 6.7) и «исцели меня, ибо я немощен» (Псалтырь 6.3) и «помилуй меня Господи по великой милости Твоей» (Псалтырь 50.3) и «помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит» (Псалтырь 55.2), «храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю» (Псалтырь 15.2) и «Ты Господь надежда для кающихся» (Псалтырь 90.9) и «покажи мне Твои благоденствия» и много еще таких изречений, которые дают надежду грешникам. «Если брат и семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (от Луки 17.4). Эти слова Господь сказал Петру. И если человек прощает человека, то тем паче прощает Бог того, кто искренним покаянием обращается к Нему.
Вот, возлюбленные мои, все это и еще множественные свидетельства Божественного Писания пусть будут для нас примером, чтоб не остались в грехах без покаяния. Ибо то сердце, которое не раскаивается и не кается, похоже на сердце дьявола, что подобно на наковальню кузнеца. Как все святые божественными словами, как плетью, укоряют, бичуют его, но все это не действует на него и не оставляет следа в нем, точно так же не оставляли следов в сердце фараона, содомитян, Иуды и современников Ноя. Такое важное и великое дело — раскаяние и покаяние, не только Священные Писания и учителя церкви хвалят его, но и языческие мудрецы. Потому что, хотя и были идолопоклонниками, но здесь проявили мудрость, ибо Пифагор говорит: «Не скрывай свои грехи, а укоряй, чтоб исцелиться». Демосфен говорит: «Кто скрывает телесные болезни от врачей, не может быть здоровым, так и кто скрывает грехи, не исцелится». Аристотель говорит: «Кто с кротостью исповедуется, приравняется к безгрешным». Клитарх говорит: «Не положи на одну доску одежду вместе с огнем, так же не держи грехи в сердце». Теодим говорит: «В этом мире есть грехи, которые мешают благоденствию Господа». Один из перечисленных смотрел на дела людей и плакал: «Горе вам, ибо зря рыдаете и возмущаетесь». Другой смеялся над человеческим родом, говоря: «Истинно вы достойны насмешки, потому что радуетесь, как дети, в ваших грехах». Другой посмотрел на город и сказал: «О, город, о, город, сколько хозяев ты поменял». И мудрый Соломон считает этот мир суетой и заботы о нем четными. И другой из святых говорит, что «этот мир — место для изменений и перевоплощений». Соответственно, надо понимать вышесказанное, ненавидеть этот мир и его образ, исповедовать искренно грехи, и Он, как и обещал, отпустит. И мы непрестанно будем просить у Господа, чтоб не был жесток к нашим грехам, дал нам дух покаяния и смягчил наше окаменелое сердце. Так же просим у Бога, чтоб сделал нас безгрешными и всех верующих во Иисусе Христе, Которому вечная слава. Аминь.