Архимандрит Вардан Айгекци о блуде и прелюбодеянии

Архимандрит Вардан Айгекци о блуде и прелюбодеянии

Архимандрит Вардан Айгекци
(2-я пол. XII в., село Марата, Сирия — после 1230, Айгек, Киликия)

О блуде и прелюбодеянии

Вот горемычный вид зла, всесокрущающее название, сатанинская слава и деяния геенны. Он намного тяжелее, чем железо, и зловонее, чем вонь протухшего мозга. Это дыхание злоехидного змея и детище его нечестивого сердца.
И опять-таки посредством душеполезных писаний давай покажем все черты и свойства этих зловредных пороков подобным образом как получили представление о других беззакониях. Сперва-наперво имеет важное значение знать, что в прежнее время многие погубили свою душу от этих страстей, а многие еще падут в дальнейшем, потому что у человека это прирождённое явление, а не приобретённое, и вдобавок представлет собой причину зарождения, размножения и деторождения. Демон блуда горячими убеждениями сильнее естественной необходимости обессиливает, ослабляет и ввергает в прелюбодеяние и пошлые пороки. Стало быть, самое время проанализировать категории этих бесовских пристрастий.
Прелюбодеянием называется то, что совершается тайком, с опаской и с большим позором, когда мужчина входит к женщине и прелюбодействует, а иной раз из-за опасения и стыда не может. Рано или поздно он легко избавиться от этих грехов, потому что со стыдом совершал.
Блудом именуется то, что делается бестрепетно и без зазрения совести. А бессовестница побольше ненавидит Бога, сродни тому, кто выхватывает грязь и ставит его у себя дома. Таким образом расстлился, распутничал – согрешил против воли Бога и сделал то, что нельзя делать по канонам Церкви. Приглядись на мой совет и постигни вопроса: неужто Бог не был в силах создать для нашего праотца Адама много жён? Однако, из ребра Адама только Еву сотворил и отдал ему. По этой причине каноны Церкви установили второй брак с покаянием. А про третий брак невозможно найти упоминание в Божественных Писаниях, потому что Церковь проклинает его и священника, проводившего такое бракосочетание, ибо оно оскверняет Церковь и таинство брака. Намного лучше было бы, если он женился без венчания. Сие, правда, является подлинным блудом и ненавистно Богу, зато придёт время, когда тот, на котором не имеется бич третьего брака, сможет с легкостью избавиться от этого греха. А кто в мыслях для подобного рода сочетания полагает жену праведной, тот не может с легкостью вызволиться от греха и подобно остальным христианам безбоязненно вступает в третий брак, тем самым совершает блуд и бесстыдно противостоит Богу, предаваясь отлучению от Церкви. Поскольку обыкновение богодухновенных писаний – все те злорадные грехи, совершенные с дерзостью и развратом, называть блудом. Таким же образом блудником называют Исава, который за небольшой кусок еды отдал свое первородство.
Так же пророк именует Иерусалим прелюбодеем, ибо там втихомолку поклонялись идолам. И Самарию нарек блудником, потому что с дерзостью и нескрыто поклонялись идолам, как сказано: «И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3,9).
Прелюбодеяние бывает великим и малым. Например, когда не знавшая мужчину прелюбодействует с целомудренником, то сие считается менее тяжким грехом, потому что они горели желанием сего. Тяжким грехом считается для мужчины, поскольку был умелым в делах и не имел вожделения. Трижды тяжким является для того, кто прелюбодействует с женой при живом муже. Ещё более ужасно, где муж и жена живы, а они при этом прелюбодействуют.
Из всех мною перечисленных грехов есть семнадцать раз паче зловредное, паршивое и действительно достойное анафеме прелюбодеяние – это тот случай, когда муж и жена, которые праведно венчались по Божьему уставу (чтобы брак был святым и ложе непорочным – по слову святого апостола), оставляют свое святое венчание и, прелюбодействуя пороком бесовской злонравной любви, посредством блуда женятся на другой замужней женщине, приводят её домой или в другое место, тем самым, противостоят Божественным установлениям и благословениям. Действительно, прелюбодеяние – это дела сатанинской любви и ключ от дверей преисподний. Те, кто прелюбодействуют и не каются, становятся наследниками неугасимого огня. Вот сорт тех людей, которые имея чистую воду, с радостью пьют смертную воду из болота, в котором находятся рептилии, оживающие в смрадной грязи и в благовонном масле. Хотя они имеют чистое и беспорочное овечье молоко, но берут и с радостью пьют собачью кровь, потому что их праведным браком и ложем является беспорочное молоко, а благовонное масло – вода и чистый хлеб. Тот, кто, оставляя свое беспорочное и праведное венчание, держит свою жену разлученной и прелюбодействует или берёт другую жену и приводит её домой, у того ложе – это собачья кровь, зло и смрадный мусор, весьма реальная, смертная, заиленная грязь. Здесь не стоит лишний раз упомянуть, что они этим полностью противостоят Богу и Его уставам, это также ненавистно ангелам и всем Его святым.
Если они без раскаяния умрут в этом, то унаследуют нескончаемые муки.
Служители, добровольно упавшие со ступеней света подобно тому, как Адам упал из Рая, лишаются великой и вожделенной чести, отдаляются от Бога и Его благодати, когда берут в жены и их распутством соблазняют смотрящих. Для них было бы намного лучше, если упомянутый в Евангелии тяжелый камень был повешен на их шее и померли бы они в глубинах морских, нежели соблазнили кого-либо. Сии подобно первым людям продали бесценный жемчуг и взяли смрадные отбросы. Божественный апостол пишет: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18). И снова, недоумевая, пишет: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.» (1 Кор. 6, 15; 19). Не огарчайте Святого Духа, Которым вы и крещестились в святой Купели и спаслись от уз проклятий. Даже зарубежные мудрецы будучи идолочтителями сравнивали пороки прелюбодеяния и блуда с трехглавым хищным зверем и говорили: «Оно – привратник ада. Одно из голов – это голова прелюбодеяния, а хвостом льстит сладкой лёгкостью, чтобы погрузить людей в блуд.
Другая голова принадлежит удаву, поскольку порок прелюбодеяния с лёгкостью входит в каждого, ибо он лёгок и приглажен как змей, который из-за гладкости своей кожи легко входит в узкие щели. Никто даже силой не может оторвать змея от щели, потому что его гладкая кожа сопротивляется и не позволяет этого. Так же никто силой не может выкарабкаться из прелюбодеяния и из других преступлений, потому что похотливость противостоит и не позволяет.
Другая голова относится является достоянием льва, поскольку совершишь усилия вырваться из власти прелюбодеяния или других грехов, то он подобно льву зарычит и приведёт тебя в ужас, а наслаждение со своими клыками оцепит тебя не позволит выбраться из грехов и ада.
… Рассказывают также про царицу великого города Ниневии Шамирам, которая услышала о красоте и внешности, подобной Адаму, армянского царя Ары Прекрасного. Поскольку она была сластолюбивой, то вожделела его и возбудила в себе страсть демонической любви. Она отправила делегацию в Армению к Аре Прекрасному, чтобы тот пришел и блудил с ней. Ара осудил царицу. Но она, не сумев побороть своё страстное желание, вышла с большим войском и пришла в страну Армянскую к Аре. Она своими упрашиваниями позвала его, чтобы Ара пришёл и исполнил её омерзительные и скверные похотения. Видимо Ара любил святость и по этой причине снова отказал Шамирам. Во время битвы воины, не узнав Ару, убили его. Царица сильно возмутилась, ибо приказала своему войску привести его живым. И, приведя его тело, она три дня плакала и молила своих богов, чтобы те оживили его, пока тело Ары не протухло и не начало гнить. Шамирам построила весьма удивительный город. И, поднявшись туда, смотрела на свое войско и приказывала каждый день приводить двух красивых парней, чтобы претворять в жизнь свои похотения, а после поутру приказывала умерщвлять их. Таким образом весьма уменьшилось численность ее войска. Увидев это и узнав об этом, её сыновья злостно убили царицу.
Такой желчью является порок блуда и с каждым днём умножается, губя все творения. Он весьма ненавистен Богу. Об этом говорит Киприан: «Я увидел демона блуда, который был мерзкого сорта, цвета крови и гноя, пенного вида, от него пахло смрадом».
Возлюбленные, горе детям Адама. Вот мы обвалили наши уста и утомили наш слух рассказами о досадных и бесовских пороках. Не будем продолжать эти истории, ибо они бесконечны, да и кто сможет рассказать о пороках демонических вожделений, которые были в мире? Но невредно слушать об этом зле, ибо, зная его, непрестанно поблагодарим Бога, Который Своим пришествием освободил нас и очистил нас от подобных пороков. Поэтому, дети Божьи, будем постоянно помнить благодеяния и дары Божьи, которые Он преподнёс нам, и поспешим бегать от невыносимых пристрастий блуда, очистим наши души от порочных побуждений, чтобы здесь святостью очистились наши сердца, а в будущем мире смогли бы увидеть Бога, и безмолвным голосом благословили единосущную и неразделимую пресвятую Троицу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод с армянского — Аветик Арутюнян

Обсуждение закрыто.