Проповедь Григора Татеваци о святом браке

Проповедь Григора Татеваци о святом браке

«ВенчаниеБрак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4).

Сотворив первого человека, Бог поставил его в Раю, взял одно из его костей, воздвиг из него тело, создал жену и дал её помощником мужу. Благословив их, Он сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). От благословения этой божественной заповеди брак сделался святым, а супружеское ложе непорочным. «Блудников же и прелюбодеев судит Бог» — говорит апостол.

Так, святой брак почтителен по многим причинам:

Прежде всего тем, что из всех своих творений Бог не нашел другого помощника человеку, по этой причину жену дал ему для домашнего хозяйства, деторождения и другого. А блудница не является помощником мужчины, она — губитель его дома и всего имущества;

Во-вторых, она — помощник мужа в добродетели, то есть, в остережении от совершения блуда. Она так же является его пособником в других добродетели: посте, молитве и милостыне. А прелюбодейки и блудницы вводят мужчину в искушения и уводят его от всех добродетелей;

В-третьих, она — помощник мужа, потому что собирает и хранит все вещи, включая нужные вещи мужа. Как море принимает в себя все реки, так и жена принимает в себя множество благостей, хранит и собирает их, поэтому брак почтителен. А блудница рассеивает и теряет всё. По этой причине Бог судит их;

В-четвертых, зовётся «женой», потому что является половинкой и общницей, поскольку прилеплена к жизни мужа и является половиной его тела, ибо она — «кость от костей его и плоть от плоти его» (Быт 2, 23). А блудница не является половинкой его тела и общницей. По этой причине она не свята;

В-пятых, Бог благословил брак и посредством венчания соединил их в одну плоть, а блудники стали одной плотью посредством блуда, а не Божьего благословиения. По этой причине Бог судит их;

В-шестых, поскольку они являются одним телом через единство любви между мужом и женой, и таким образом они стали одной плотью так, что уже не жена властна над своим телом, а муж, так же не муж властен над своим телом, а жена, ибо они уже не два тела, а одно. А блудники не являются одною плотью ни любовью, ни телом, но они многократно разделены и рассеяны между многими, поэтому Бог судит их;

В-седьмых, брак был дан для деторождения, чтобы человек плодился, и человеческий род размножался для служения славе Божьей. По этой причине брак считается почтительным. А блудники не стремятся к чадородию, а следуют удовлетворению своих телесных похотливых желаний, по этой причине Бог осуждает их;

В-восьмых, поскольку один и тот же процесс происходит и в браке, и у блудников, однако, первый посредством святого брака исполняет Божью заповедь, как было сказано «плодитесь и размножайтесь», по этой причине представляется почтительным, а другому сказал «не прелюбодействуй», «не блудодействуй», но поскольку тот идет против заповедей Бога, то по этой причине Бог судит их;

В-девятых, поскольку люди и суд Божий не осуждают и не отвергают святой брак, а блудник и прелюбодей осуждаются со стороны тех людей, которые в Ветхом и Новом Заветах Божественной заповедью были определены как начальники и судьи в данном вопросе. Как в Ветхом блудников сжигали и побивали камнями, так и в Новом выкалывали глаза, отрезали губы, очерняли, брали пеню, побивали в соответствии с его делами, а там — страдание в вечном огне;

В-десятых, ибо бракосочетание происходит днём в Церкви посредством слова Божьего, Креста, святого Евангелия, а блуд — ночью втайне от людей, со страхом и словом дьявола. По этой причине Бог судит их.

Брак почтителен, а супружеское ложе непорочно. Несмотря на то, что брак свят, тем не менее он может оскверняться тремя способами:

Прежде всего, если часто будут прибегать к этому деланию подобно беззаконникам и животным, то брачное ложе осквернится, а надо быть скромным и умеренным подобно тому, как когда вино пьют в малом количестве, то это свято, а когда пьют много, то это пьянство и грех. Так и брак;

Во-вторых, это время. Поскольку совершение этого делания в дозволенное время сохраняет брак святым, а в запрещенное время — беззаконным и оскверненным. Например, как употребление баранины в непостное время не является грехом, а во время поста считается скверной, так и в браке на брачное ложе существуют запретные дни, и это надо знать. В эти дни запрещается также венчаться, например, в воскресенье, в пятницу и в среду люди не венчаются. Так и не венчаются во время недельных постов, в Великий Пост, в период Хинанц, во время которых запрещена близость. В эти времена также не венчаются. Так же этого не делают во время беременности и болезни, ибо это непристойно. Человек должен выбирать время точно так же, как и сеятель выбирает весну и осень и только потом сеет семя. Он не сеет зимой или летом, ибо так негодно делать;

В-третьих, это выбор места по дозволению Божьему, а не сатанинскими сетями, или когда жена оставляет мужа и идёт другим путём, или когда муж — жену. Это всё считается прелюбодеянием и осквернением, а не почтительным ложем.

И если кто-нибудь спросит «почему блуд запрещен, ведь это то же самое, что и брак и исполнение Божьей заповеди «плодитесь и размножайтесь»?”, то мы ответим, что и наши праотцы имели много жён и наложниц. Нужно знать, что есть две причины, почему Бог сделал влечение поводом к любви между мужчиной и женщиной:

Во-первых, чтобы мужчина для этого склонился к жене;

Во-вторых, чтобы женщина чувствовала несла родов и трудность кормления младенцев. Так, деторождение будет для желаний или желания будут для деторождения — во всех этих случаях в мире будут плодиться и размножаться.

А блуд против Божьего закона по следующим причинам:

Во-первых, потому что из-за наличия различных болезней срывают деторождение;

Во-вторых, поскольку телесными вожделениями они отдаются скверным порокам и неутолимо беспутствуют;

В-третьих, потому что невинных юношей бросают в воспаляемые похоти и дьявольской сети, которое является вечной смертью;

В-четвертых, поскольку блуд мешает деторождению;

В-пятых, поскольку вместе с блудом присваиваются имущество и заработок человека, а тот, одурманенный от страстей, считает ничем потерю имущества, поэтому оправданно предупреждают его: «не внимай льстивой жене» (Прит. 5, 2), а апостол говорит «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи — Царства Божия не наследуют.» (1 Кор. 6, 9).

Почему многоженство и многобрачие отвергаются не только Священным Писанием, но и естественным законом, как и Иосиф отказался от жены Потифара, а Рувим был постыжен, что вошел в ложе отца?

1. Прежде всего, по той причине, что та любовная связь, которая делающая двоих одной плотью, расстраивается и связывается с другим. Муж связывает её с другой женщиной, поэтому они имеют друг к другу не свободную любовь, а только принужденную. Поэтому Господь не разрешает отпускать жену по причине воровства, злословия или другого порока, кроме как греха прелюбодеяния, поскольку она сама уже разлучилась от мужа;

2. Во-вторых, потому что дети не знают своего отца;

3. В -третьих, потому что отец не милостив к детям, ибо сомневается в их родстве;

4. В-четвертых, поскольку сын будучи наследником отчуждается от наследства отца и получает его чужой сын;

5. В-пятых, поскольку нарушили закона Бога, Который соединил одного мужа и одну жену так же, как и наших прародителей Адама и Еву. Тем более, что в Законе говорится «не прелюбодействуй» (Исх. 26, 14), а они идут против Бога.

Также запрещается быть любовником замужней женщины и, обманывая, забирать её у мужа, вред от которого показывает нам двенадцатью способами ставший от Бога мудрым Соломон:

1. Прежде всего, говорит: «Остерегайся замужней женщины» (Притчи 6, 24), поскольку кто согрешает с замужней женщиной, тот злораднее, чем блудница. Поскольку для блудницы предусмотрено одно наказание — огонь геенны, а для этих — три: одно — от мужа, второе — порука от судей, третье — наказание Божье и страдание геенны;

2. Во-вторых, говорится, «Пусть не побеждает тебя желание красоты чужой женщины» (Прит. 6, 25). Причиной падения первозданного человека было то, что жена увидела, что дерево красиво и «приятно для глаз», так же как Вирсавия, увидав Давида, влюбилась в него. По этому поводу и говорит Господь «не смотри на женщину с вожделением» (Мф. 5, 28), потому что это желание смотреть на женщину доводит до совершения дела;

3. В-третьих, говорится «цена блудницы — стоимость куска хлеба» (Прит. 6:26). Как одним куском хлебом утоляется голод, так же и вожделение;

4. В-четвертых, говорится: «Замужняя жена уловляет души почитаемых людей» (Прит. 6, 26), потому что как есть четыре стихии, так и есть четыре душеловца: тело, этот мир, женщины и бесы. Тело старается поймать душу по низводимой тяжести этой земли; мир улавливает свойствами огня, показывая различную красоту; а бесы улавливают дыханием воздуха; а женщина уловливает жаждой воды. Как охотник ловит птицу и не дает ей летать, так и женщина ловит посредством похоти: при жизни попирает мысли, а после смерти срывает отправление души на небеса, после воскресения соединяет душу и тело с геенной огненной;

5. В-пятых, спрашивают: «Может ли кто хранить себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить босиком по горящим углям, чтобы не обжечь ног своих?» (Прит. 6, 27-28). Вожделение — это огонь. Если будем держать и хранить его в себе, то со временем он разгорячится, а если попирать ногой — испепелит. Соответственно, нужно отсечь корень, который суть желания женщин. Нужно убегать от женщин мыслями, глазами, словами и расстоянием, а похотение погаснет следующими четырьмя способами:

— Телесными трудами;
— Постом;
— Голодом;
— Жаждой.

Ибо лёгкость тела, упитанная пища, насыщенность и упиваемость возбуждают похоть так, как дерево воспаляет огонь. Так же и тот, кто входит в ложе замужней женщины, не уйдёт от Божьего наказания точно так же, как не избежал этого великий Давид. Только за это ему Бог сказал: «Не отступит меч от дома твоего во веки» (2 Цар. 12:10) и тот лишился царства, убежав от Авессалома.

6. В-шестых, сказано в Писании: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума» (Прит. 6:32). То есть, заповедью установлен законный брак и подобает ему деторождением размножаться и плодиться. У него нет ума, потому что оставляет это все и прелюбодействует, хотя и заповедь говорит «не прелюбодействуй». Они, таким образом, не рождают детей, но только ради скверны попадают в наказание от Бога и от людей.

7. В-седьмых, сказано в Писании, что «прелюбодей обретает гибель своей души» (Прит. 6:32). То есть, губит её Божьим судом, ибо презрел заповедь Бога и по этой причине претерпевает боль и стыд со стороны мужа женщины и всех очевидцев, поскольку они злословят и сплетничают, осуждают его на наказание, побивая, проклиная и членовредительствуя его.

8. В-восьмых, сказано также, что «яростна ревность мужа и не пощадит в день суда» (Прит. 6:34). Если кто-либо обкрадывает поле или сад человека, то тот гневается и ищет виновника для того, чтобы убить, то насколько же тот будет так поступать, у кого захватывают общницу жизни, соединённую со своим мужем любовью. А любовник отрывает её от тела и тянет к себе. По этой причине, когда ему перед судьей жалуются, то тот не жалеет для него наказания.

9. В-девятых, апостол говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим. 12, 19). То есть, если Бог отомстит тем, которые лишают, грабят и отчуждают человека от своего имущества. Насколько же Господь отомстит и накажет тех, кто лишает жены у мужа. И это делает посредством судей, а если они не будут судить, то тогда Бог разгневается и накажет, как было при потопе, Содоме и в других случаях.

10. В-десятых, в Писании также сказано, что «не примет никакого выкупа за вражду свою, сколько бы ты ни умножал даров» (Прит. 6:35). Истинно, что Симеон и Левий не обменяли свою сестру, а беззаконно уничтожили живущих в той местности. Настолько же любовник похищает с постели законную жену мужа, а тот не берет даров ни за что, потому что уже продал всю роскошь своей жены, на что ему уже подкуп?

11. В-одиннадцатых, говорят, что «множеством ласковых слов и блудливым лицом она ввела в заблуждение его» (Прит. 7, 21), то есть безумного мужчину вводит в заблуждение четырьмя способами:

— глумливым лицом;
— превратными масками;
— притворными словами;
— нарядными украшениями.

И растерянный мужчина «пошел за нею, как вол идет на убой» (Прит. 7, 22), поскольку его душа потеряла человеческий образ и обмоталась на цепь подобно пёс псу, потому тело прелюбодея называется псом, и он «как птичка кидается в силки» (Прит. 7, 23), ибо был обманут и попался. Он подобен оленю, который поражен выстрелом в печень и больше жить не будет. Так и блудница натягивает свой язык как лук и словами стрел поражает мысль как печень, которая является сосудом желаний. Поскольку как место слов находится в голове, а место гнева — в сердце, так и печень желаний поражается блудницей, и посредством этого она пленит его.

12. В-двенадцатых, говорится: «Не иди за нею, ибо многих повергла она ранеными» (Прит. 7, 26). Жена выдворила Адама из рая и сделала его смертным, так же и потоп доставили женщины, Самсона обманула женщина и сдала врагам, Давида женщина сверла с престола, и женщины отдалили Соломона от Бога. Кто обезглавил Иоанна? Разве не женщина это сделала? И как она убивает? Как мужчина убивает мечом человека, так и женщины телесными похотениями убивают душу.

«Дом её (блудницы) — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит. 7, 27), поскольку, в этой жизни войдя этой дверью, в будущей жизни заходишь в смерть, в ту смерть, которая является вечной смертью души, в ту смерть, от которой нет ни воскресения, ни спасения. Смерть, которая лишает человека вечной жизни согласно тому слову, что «прелюбодеи и блудники не наследуют Царства Божия». Может быть кто-нибудь спросит: «Почему так подробно говорю о блуде?» Это говорю по пяти причинам:
Во-первых, потому что не посредством мысли она учит этому злу, а телом учит и обманывает. По этой причине остерегаю вас.
Во-вторых, любой, кто целомудрен, до того, пока совершит грех, знает его горькость, но безумные познают только после его совершения. Тогда уже никакой пользы нет, поскольку прошло и потерялось. По этой причине и предварительно предостерегаю.
В-третьих, люди пока не увидят скверну этого зла, не начнут бежать от него.
В-четвертых, как когда кто-либо берет светильник и показывает дорогу светом, чтобы они, увидев его, стали бдительными.
В-пятых, как мудрый матрос, освободившись от морских волн и дойдя до причала, рассказывает находяшимся в нем о всех морских трудностях, чтобы те в море не потерпели кораблекрушения, так и мудрый Соломон вошел в море мира и на собственной душе проверил все легкости испытаний и нам рассказал, что «всё — ложь и суета» (Еккл. 1:2).
Таким образом улавливает сатана, и так воюет женщина, таково величие и лёгкость этого мира, таким образом телесные похоти пленят людей. Будьте осторожны, этот мир — море, а желания — это волны по пяти причинам:
Прежде всего, потому что движимые волны так же естественны, как и телесные желания в нас.
Во-вторых, так же, как море имеет не одну волну, а они многочисленны, так и телесные желания имеются в большом количестве, и они много раз пленят нас с юности до старческого возраста.
В-третьих, если волна поднимется, то выльется в корабль и погубит его, но если пройдет под кораблем, то тот будет свободен. Так и если волна лёгкости коснется человека, то повезёт его в глубину пропасти, а если не коснется, то человек будет свободен от него. По этой причине пророк говорит «да не увлечет меня стремление вод» (Пс. 68:16).
В-четвертых, море бывает или мирным, или возмутимым из-за туч или урагана. Так и ум спокоен от желаний, однако похоть развивается или от взгляда внешности, или от помыслов, или под влиянием бесов.
В-пятых, как волны исчезают от прибрежнего морского песка, так и наши желания уничтожаются и перестают существовать из-за человеческого стыда или страха перед Богом, перед Священным Писанием, от наставников и проповедников.
Ради этого наши предки заботились и рассказывали нам о наказаниях и о зловредных грехах будущей жизни. По этой причине говорит: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4). И да спасет нас наш щедролюбивый и милостивый Господь Бог Иисус Христос от греховных испытаний здесь, а там — от огня наказаний, и Ему слава, держава и честь и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Перевод с армянского — Аветик Арутюнян

Обсуждение закрыто.