Иоанн Златоуст: Слово о покаянии
Спаситель, исцеляя паралитика, сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Отпущение грехов есть источник здоровья и спасения, награда покаянию. Покаяние же есть врачевание, уничтожающее грех. Оно — небесный дар, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов. Покаяние доступно всякому грешнику, оно никого не отвергает, но всех пересозидает, творит наново, ибо оно есть горнило для очищения грехов.
Рана и лекарство — грех и покаяние: рана — грех, лекарство — покаяние. В ране гнилость, а в лекарстве очищение от гнилости. В грехе -смрад, в грехе бесчестие, в грехе посмеяние, а в покаянии — надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение от греха. Не говори мне: много согрешил я и как могу спастись? Ты не можешь, но Господь твой может, — и так может, что истребит все согрешения твои.
Слушай со вниманием слово мое: Господь так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна от них, ни следа, но с возвращением здоровья дарует тебе благообразие, с освобождением от казни сообщает праведность, и согрешившего делает равным несогрешившему. Ибо Он уничтожает грехи и производит то, что греха и нет, и как бы и не было, — так всецело уничтожает Он его (если ты истинно каешься и, отвергнув грех, гнушаешься им).
Итак, обратимся от пути греховного, по которому блуждали мы. Ибо придет час, когда окончится жизнь этого мира, и тогда не будет уже времени у нас ни для подвигов, ни для приобретения. Как скоро окончится жизненное состязание, то нельзя будет думать ни о призах, ни о первенстве и славе.
Настоящее время есть время покаяния, будущее — время суда. Теперь — время подвигов, тогда — время венца славы. Теперь — время труда, тогда — время успокоения. Теперь — изнурительная деятельность, тогда — вознаграждение.
Встаньте, умоляю вас, встаньте и послушайте меня. Жили мы по плоти, станем же, наконец, жить и по духу. Жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях. Жили в нерадении, поживем теперь в покаянии.
Что гордишься, земля и пепел? Что надмеваешься ты, человек? Что высоко поднимаешь чело свое? Что надеешься на славу мира и на богатство твое? Пойдем мы с тобой на могилы, прошу тебя, и посмотрим, что там за таинства. Посмотри: природа наша рассыпалась, кости обнажены, тела сгнили. Если ты мудрец, вникни. Если ты разумный человек, скажи мне, ради Бога, кто там царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрец и кто невежда? Где там красота юности, где приятный взор, где миловидные очи, где изящный нос, где красивые ланиты, где светлое чело? Не все ли пепел? Не все ли прах? Не дым ли один остался? Не все ли червь и зловоние? Не все ли смрад?
Помыслим об этом, братья, представим себе последний день, когда есть время, обратимся от пути, на котором до сих пор блуждали. Мы искуплены драгоценною Кровью Христа. Для тебя, о человек, Бог явился на землю и не имел места, где главу преклонить. Совершается чудо! Судия ведется на суд за осужденных. Жизнь приобщается смерти. Творец заушается тварью, Тот, на Которого не смеют смотреть высшие ангелы, от рабов терпит поругание, пригвождается ко кресту, вкушает желчи, смешанной с уксусом, прободается копьем, во гроб полагается, а ты, человек, не радеешь, ты дремлешь и пренебрегаешь?
Знаешь ли ты, что хотя бы ты пролил всю кровь свою, ты не исполнил бы должного? Ибо инакова Кровь Господа, инакова кровь раба (то есть Творца и сотворенного).
Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, ибо покаяние имеет силу только на земле, — в аду оно бессильно.
Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает дьявола. Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние. Ведь с обветшалыми домами мы поступаем так, что когда в них есть порча, мы гнилые части вынимаем и застраиваем новыми и никогда не перестаем заботиться о ремонте жилищ наших. То же нужно делать и в отношении самих себя: ты сегодня обветшал от греха? — Обнови себя покаянием.
«Можно ли, скажешь, покаявшемуся спастись?» Конечно, можно. Если и всю жизнь провел в грехе, если покаешься, будешь спасен. Откуда это видно? — От человеколюбия Господа твоего. Разве я только на твое покаяние надеюсь? Разве только твое покаяние может уничтожить тяжкие пороки? Если бы существовало только одно твое покаяние, ты по справедливости должен был бы трепетать, но с твоим покаянием соединяется милосердие Божие, а милосердию Божию нет меры, и словами невозможно истолковать благость Его.
Море хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно. Это говорю я не для того, чтобы сделать вас нерадивыми, но чтобы возбудить в вас живейшее усердие к покаянию.
Если ты грешник, войди в церковь для того, чтобы исповедать грехи свои. Если праведник ты — войди в церковь, чтобы не потерять тебе твою праведность. Уединись хоть на один только час, оставь все твои житейские заботы, собери свои мысли и строго испытай свою совесть: в чем ты согрешил умом, словом и делом? В чем провинился перед Богом и перед ближними твоими? Раскайся, тужи и горько плачь о своих грехах, а главное — положи твердое намерение впредь не повторять их. И когда таким образом себя приготовишь, то молись, кайся и знай, что получишь прощение от Господа: ибо сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50).
Каяться нужно без оговорок, так как нередко бывает, что сознаваясь в каком-либо грехе, мы тут же и выгораживаем себя, сваливая вину своего греха на других. Не забудем, что обвиняя не себя, а других, ты уже не исповедуешься, а осуждаешь ближнего. Стало быть, пришел ты к Богу с одним грехом, а уйдешь с двумя, пришел грешным, а уйдешь еще более грешным.
Но вот когда без стыда, без оговорок ты покаялся, тогда ты получишь прощение и благословение от Бога и уйдешь с миром.
Теперь, покаявшись, тебе остается исполнить самое главное и самое нужное: впредь не грешить и исправить свои прежние преступления.
Первое: если ты имеешь на кого вражду, то примирись с ним и прости его, ибо Господь сказал: если простите людям грехи их, простит и вам Отец ваш небесный, а если не простите людям согрешений их, то и Отец ваш (Бог) не отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15).
Второе: водишь ли с кем дружбу греховную, питаешь ли к кому любовь преступную — брось их.
И, наконец, третье: если ты обидел кого, если взял что-нибудь чужое, возврати, непременно возврати, (если невозможно прямо, то через третье лицо или церковь). А если ты не исполнишь всего этого, то исповедь твоя уже будет не исповедь, а одно празднословие.
Иоанн Златоуст