Причащение. Беседа со священниками ААЦ

Причащение. Беседа со священниками ААЦ

LiturgiaНа вопросы журнала «ЖАМ» отвечают священники Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви: Тер Аракел, Тер Акоб, Тер Ованнес и Тер Геворк.
ЖАМ: Что есть Причастие?
Причащение – это таинство Церкви, в котором под видом хлеба и вина христианин принимает истинно Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.
Таинство установил сам Спаситель во время последней Тайной Вечери. И указал совершать это таинство во все времена.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Матф.26:26-28; Мар.14:22-24; Лук.22:19,20)

«взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1Кор.11:23-26)

Причащение Крови и Тела Господня имеет спасительное значение, Сам Иисус раскрыл смысл этого таинства:

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Иоан.6:51)

Итак, своим Распятием на Кресте Господь взял на себя грехи мира, искупил каждого из нас от рабства злу, т.е. сделал свободными. Греховный человек не может войти в Царство и тем более не может быть наследником. Свободные же – это дети Господа и наследники Его Царства. Крестивший во Христе мы получаем свободу, готовясь принять Царство.
Вкусив же ТЕЛО и КРОВЬ (не хлеб и вино, но истинно Самого Христа) в Причащении мы принимаем Царство в себя, получаем истинную ЖИЗНЬ. Ведь что есть Рай как не единение с Господом. В Причастие мы обретаем Рай, мы уже ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС («ныне»!!! как любит говорить Господь в Евангелии) получаем будущее Царство Небесное.
Тем самым Причастие есть самое возвышенное и священное, по слову Господа, соединение человека со Спасителем. Это величайший дар на земле, дар которого не достоин не один из людей или ангелов. Господь своей властью и милосердием снисходит к нам и соединяется с нами, а мы с ним.
Причем Господь указывает на обязательность принятия этого Дара! Вне Причастия нет Жизни. В беседе с народом Иисус говорит:
«истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». (Иоан.6:53-58)
ЖАМ: Причастие таким образом явление обязательное и к нему должен стремиться каждый христианин, чтобы войти в Царство Бога, Жизнь вечную, как требует сам Бог.

Да так. Только Бог не требует, Бог предлагает… Выбор всегда есть у человека. Однако мы должны осознавать к какой великой Святыне мы приобщаемся и достойно подойти к этому Дару. Апостол предупреждает:

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1Кор.11:27-30)

не Бог наказывает, не так. Сам человек не желая осознать святость происходящего, дерзко восстаёт против своего Спасителя и Его Любви к нам, тем самым сам удаляется от Него в мрак и боль.
Мы же в детстве, получая на праздники подарки от родителей, радуемся и готовимся к празднику. Причастие праздник, когда наш Отец дает нам самый дорогой подарок, к которому нужно готовится!

К Причастию Церковь готовит нас через пост и исповедь. Человек готовит себя к встрече со Спасителем согласно Его слову:
«научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Матф.11:29)

Вспомним слова пророка и псалмопевца Давида:

«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». (Пс.50:19)

«и со с сокрушенным сердцем осознавая всю милость любви к нам Творца, всю радость от несказанного величия предстоящей Встречи
да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением». (Пс.149:3,4)

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». (Пс.18:2)
ЖАМ: Вот Вы говорите сокрушенное сердце и в тоже время пост. Сегодня мы наблюдаем две тенденции: пост связывают или с аскетическим поведением, с людьми в темных одеждах, с опущенными лицами, отрешенными от мира или же с профилактической полезной процедуре – воздержания от некоторых продуктов питания. Какой пост наиболее отвечает потребностям Церкви и приуготовляет к Причастию?

Церковь установила пост перед причастием и он не имеет ничего общего с обоими указанными Вами случаями.
Во-первых, если Вы собираетесь Причащаться, и поститесь только по этой причине, то в нашей матери Церкви принято поститься неделю (как минимум 3 дня перед Причастием), особо строго следуют ограничить себя вечером перед Причастием, и уже с утра на голодный желудок Вы приходите в храм.
Это внешне, внутренне же сам пост – это не воздержание от пищи. Пост — это как уже было сказано смирение, сокрушение сердца. Пост сопряжен с воздержанием в пище (отказ от мяса, молока и прочих продуктов животного происхождения), но не ограничивается этим. Кстати, отчего и как воздерживаться лучше посоветоваться с личным духовником, потому как воздержание должно учитывать особенности здоровья человека, чтоб не привести к проблемам с ним. Бог не тиран и Церковь внимательна к нуждам своих чад, любовь не истязает. Пост – это время молитвенного состояния, состояния внимательного духовного мышления. Воздержание от многих мирских увлечений, уединения с Богом.

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6:6)

Однако пост не связан с уходом от мира. Если мы говорим о мирянах, правила жизни монахов мы здесь не рассматривает, так вот мирянин остаётся в мире и не должен карикатурно становиться «постным».Пророки осуждали не раз показное смирение, показной временный лицемерный «аскетизм». Иисус предупреждает нас:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6:16-18)

Показной отход от мира, уход в себя явно противоречит словам Спасителя о любви к ближнему через заботу о «малых сих», которые есть Его чада. Пост есть размышлением над своими поступками, время осознать их и подготовиться к празднику примирившись с ближними и дальними.

«если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». (Матф.5:23,24)

Попытка сотворить вокруг себя маленький мир, есть приготовление к принятию Мира от Бога, Его Царствия, ведь не случайно:

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». (Матф.5:9)
ЖАМ: Помимо поста Церковь требует исповедь. В чем необходимость этого действия для причастия?

Во-первых, Церковь не требует, не принуждает и не заставляет. Человек молитвенно слагает руки и молится пред своим Небесным Отцом, своим Спасителем из собственной внутренней потребности, необходимости, иначе это пустой ритуал…
Церковные правила основаны на св. Писании, апостольском предании и опыте Отцов Церкви.
Слово «исповедовать» это перевод греческого глагола «гомологейн», который означает — «открыто заявлять», «признавать».

«постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». (Евр.4:11-13)

Мы осознаем свою греховность и Божье всеведение, мы принимаем Его дар, отчетливо понимая свою недостойность дара. Мы не лицемерим, пост не снимает с нас греха, мы не святоши. Духовно слепые находят оправдание, духовно трусливые не могут произнести «Отец я был неправ, прости меня и прими». Мы смиренно, но открыто признаем свою греховность, в надежде избавиться от неё, скинуть с себя с Его помощью.

Уже Ветхий Завет показывает важность исповеди:

«я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои’, и Ты снял с меня вину греха моего». (Пс.31:5)

«Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». (Пс.50:4,5)

Предтеча Господень Иоанн призывал народ к исповеди перед началом земного служения Господа

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». (Матф.3:5,6)

Наша Церковь установила общую исповедь (покаяние) во время сурп Патарага (св. Литургии) как составную часть. Коленопреклоненно от лица всей общины один из её членов произносит громко канонический текст, перечисляющий грехи, а остальные верующие на коленях про себя перечисляют грехи, произнося совместно вслух Меха Астуцо (Грешен Боже), после чего священник от лица Церкви просит Бога простить кающихся, призывает Богородицу и всех святых заступиться перед Господом. Помимо общей в Церкви практикуется и индивидуальная исповедь: верующий наедине со священником исповедует свои грехи.

ЖАМ: И все же создается странное ощущение в церкви толи праздник, толи слезы покаяния. Как соединить радость и слезы логически?

Помните притчу о блудном сыне. Так вот человечество, каждый из нас из-за греха отходит от Господа… но душа наша не находя в этом мире ничего доброго, истощив себя ищет Отца. Помните как блудный сын вернулся?

«Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться»! (Лук.15:21-23)

Слезы покаяния, честное осознание своих ошибок, преступлений ведет к одному. Отцовскому прощению, ведь Он этого и ждет: нашего возвращения в Его всегда открытые для чад объятия.
И здесь уже нет места слезам, мы веселимся праздную воссоединение с Ним.

ЖАМ: В ходе нашего разговора возник еще один вопрос. Смирение и веселье подразумевают разную одежду. В нашем приходе вопрос об одежде довольно актуален. Одни приходят в строгой скромной темной одежде, другие приходят в современной (джинсах, футболке), кто-то в праздничных платьях и ярких костюмах, кто-то в спортивном костюме. Это обсуждается и каждая сторона считает себя правой. Какую форму одежды лучше одевать при посещении храма?
Этот вопрос действительно касается приготовления и одежда имеет значение. Нужно отметить несколько моментов.

Первое- искренность, в храм к Богу мы идем не чтоб казаться людям своей одеждой и манерой проведения благочестивыми, не для того чтоб публично продемонстрировать свои дорогие наряды – это лицемерие несовместимое с христианством.

Второе – Причастие, да и вообще Патараг — святое праздничное событие, и если священники и монахи, которых каждый день видят в черных рясах, облагаются в светлые яркие мантии и митры, то тем более мирянам пристойно в этот день быть празднично одетыми.

«Иисус рассказывал народу притчу, в которой царь созвал на пир народ и увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных».  (Матф.22:11-14)

Гость пришедший на свадьбу не в брачных (праздничных) одеждах, выказывает тем самым и пренебрежение к празднику, неуважение к хозяину. И об этом важно помнить.
Одежда должна соответствовать случаю, что есть вопрос не только религиозный, но просто культурный: ведь на праздник к уважаемому выдающемуся человеку мы не пойдем в спортивном костюме. Не что именно надето на нас, главное чтоб общий вид человека соответствовал той великой Святыни, в которой мы все соучаствуем каждый Патараг.

ЖАМ: А вот как быть с головным убором, этот вопрос вызывает то споры, то возмущения.

На этот вопрос ответ дает сам Бог устами апостола Павла:

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
«Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». (1Кор.11:4-10)

Думаю ответ исчерпывающий.

ЖАМ: Если говорить о женщинах, то второй вопрос. Может ли женщина причащаться в период менструации?

Нет. Женщина не должна посещать храм в этот период. Запрет этот древний и восходит к ветхозаветному периоду.

«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера». (Лев.15:19)
ЖАМ: В Русской церкви причащение возможно хоть каждый день, причем с младенческого возраста, Римская церковь практикует причащение с определенного возраста… С какого возраста и как часто можно причащаться?

В Армянской церкви все крещенные чада могут причащаться и возрастных ограничений нет. Более того причастие детей, в целом участие ребенка с младенческих лет в жизни Церкви только на благо.
Вы спрашиваете, как часто причащаться? Теоретически можно каждую неделю во время Патарага. Однако надо помнить о приготовлении, настрое, посте. Причащение как формальность, ритуал – это грех.
Верующий решает согласно со своей совестью как часто причащаться. Очень важно, чтобы верующий имел своего духовника, который мог бы с ориентировать, подсказать, помочь подготовиться, ведь духовная жизнь – это явление индивидуальное и не имеет общих шаблонов.

Практика Церкви показывает, что мирянам нужно стараться причащаться не менее 5 раз в год, по большим церковным праздникам:
Рождество Господне и Богоявление. (в ночь с 5 по 6 января).
Пасха (Затик), Воскресение Христово.
Воздвижение Креста, Хачверац.
Преображение Господне. Пайцаракерпутьюн Тэарн. Вардавар.
Успение Пресвятой Богородицы. Верапохумн Сурп Аствацацни.

Журнал «Жам», Владимир Акопджанов

Обсуждение закрыто.