Святой Григор Татеваци «О пришествии Святого Духа»
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.» (Деяния апостолов 2:3)
По поводу этих слов можно четыре вещи сказать:
1. Как узнаётся исполнен ли человек Святым Духом?
2. Как исполняется человек Святым Духом?
3. Как апостолы исполнились Святого Духа?
4. Почему Святой Дух считается жизнью?
1. Есть пять признаков, по которым узнают, что человек исполнен Святым Духом, точно так же, как есть пять знаков того, сосуд полон или пуст.
1. Если он полон, то что бы мы не наливали туда, он не принимает, точно так же и с человеком, если он исполнен Святым Духом, то в нём никакая телесная похоть не находит обитель, и он всё, кроме Бога, считает презрительным. А если человек в своём сердце имеет великую алчность, то это знак того, что он не исполнен Святым Духом.
2. Когда бьем по сосуду в случае, если он полон, то не издаёт никаких звуков, а если пуст — то слышится стук. Точно так же и человек, если ради Христа страдает и терпит лишения, то не жалуется и не ропщет, а терпит, и это знак того, что человек исполнен Святым Духом.
3. Когда переворачиваем, то находящаяся там жидкость изливается, так и в нашей жизни если из уст человека исходят полезные слова, из сердца — полезные помысли, из глаз — добрые взгляды, то все это знак того, что он исполнен Святым Духом.
4. Если сосуд полон, то не двигается, а если пуст, то легко двигается и падает. Так и тот, кто утвержден в любви Божией, то из-за трудностей и страданий не падает и не побеждается. Это показывает, что человек исполнен Святым Духом. Точно так же и апостол Павел говорит: «никто и ничто не может отлучить нас от любви Божьей» (Римлянам 8:38).
5. Когда сосуд полон, то при броске в море опускается на дно, а если пуст, то плавает на поверхности воды. Точно так же тот, кто исполнен Святым Духом, со смирением сильно уничижается, а тот, кто не имеет даров Святого Духа, плавает на поверхности, то есть, живёт в тщеславии и гордости.
2. Как исполняются Святым Духом? Точно так же как и кувшин. Для того, чтобы сделать его полным, надо сделать четыре шага.
1. Для начала надо освободить его от имеющихся там скверных вещей.
2. Надо омыть его.
3. Нужно, чтобы он не был поврежден, а если есть повреждения, то прочно починить.
4. Надо, чтобы горлышко смотрело вверх.
- 1. Точно так же и тот, кто полон скверны, то есть, грехов, и хочет исполниться Святым Духом, прежде всего, должен посредством исповеди освободиться от этой скверны. Некий философ сказал Александру Македонскому: «Бог готов дать тебе Свою мудрость, поскольку Он никогда не жалеет её, но ты не готов принять, поскольку сердце твоё исполнено гордостью и мирской славой. Очисти сердце своё от мирских забот и исполнишься Божественной мудрости. И точно так же, как змей, прежде, чем выпить воды, сначала изливает яд, а потом только пьет воду, так и нам необходимо сначала избавиться от зависти, похоти и всех других грехов, а потом только принять Святого Духа.»
- 2. Необходимо, чтобы человек слезами, молитвами и постом омыл своё сердце.
- 3. Необходимо, чтобы человек был неповрежденным, чтобы не было стремления к грехам, поскольку тот, кто своими делами удалился от грехов, но продолжает в мыслях об этом думать, подобен разбитой посуде, которая не может хранить в себе дары Святого Духа. Надо чтобы человек был неповрежден, то есть посредством целомудрия и девственности хранил себя непорочно. Также необходимо, чтобы человек свои пять органов чувств хранил в страхе Божьем. Когда изготавливают кувшин, то очень крепко прижимают друг к другу краи деревянных материалов так, чтобы всё наливаемое туда не выливалось. Так и мы должны наши сердца укреплять десятью ремнями, то есть соблюдением десяти заповедей, чтобы исполниться радостным вином Святого Духа.
- 4. Надо исправить наши сердца, чтобы двери наших сердец смотрели вверх, то есть, чтобы мы обратили желание нашего сердца к Богу, а если желание нашего сердца будет к земному, то есть, в любви к мирскому, то в таком случае человек исполняется не Святого Духа, а духа скверны.
3. Как апостолы исполнились Святого Духа? Вардапеты говорят, что апостолы шестью способами подготовились к этому:
· 1. Соблюдением заповедей.
· 2. Они связаны были друг с другом любовью, как и в Деяниях апостолов говорится, что «ученики были вместе.» Говоря «ученики», показывает их покорность, а говоря «вместе», показывает любовь друг к другу, поскольку там они были единодушными и единогласными.
· 3. Подготовились со смирением. Как и евангелист Лука говорит: «не отлучайтесь (оставайтесь) из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня.» (Деяния 1:4) «Оставайтесь» означает смирение, поскольку Святой Дух любит смиренных, как и говорит пророк Исаия: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Исаия 66:2).
· 4. Подготовились тем, что были на сионской горнице, то есть в спокойном месте, а не на улице или в шумном месте, поскольку Святой Дух не любит шум и толпу.
· 5. Поскольку после Вознесения до Пятидесятницы пребывали в молитве и посте, как и говорится в Деяниях апостолов: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.» (Деяния апостолов 1:14).
· 6. Подготовились в мире, поскольку пребывали в Иерусалиме, что означает «мир». И если и мы так же подготовимся, то и мы примем Святого Духа.
4. Как помазывает Святой Дух? Надо сказать, что Святой Дух был дан верующим как печать, как залог и как помазание. Про первых двух апостол Павел говорит в послании к Ефесянам: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Ефесянам 1:13).
· О первом надо знать, что эта невещественная печать, то есть Святой Дух, совершает две вещи.
- 1. Ставит разграничение между детьми Божьими и детьми сатаны, поскольку те, кто крещены Святым Духом, являются Божьими чадами и паствой Христа, а кто не крещён миропомазанием, тот принадлежит пастве сатаны, так же как и апостол Павел говорит «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». (Римлянам 8:9).
- 2. Святой Дух дарует мир верующим. Точно так же тяжелогруженный купец, имеющий печать царя, проходит свой путь в мире и спокойствии, точно так же и тот, кто имеет Святого Духа, спокойно в мире проходит в Царство Небесное. А тот, кто не имеет эту печать, тот не может освободиться от рук сатаны и демонов. Это все относится к печати.
· 2. А по второму надо понимать, что Святой Дух — это залог Царства Небесного, поскольку, когда залог является очень ценным, то залогодатель не беспокоится, потому что знает, что его золото не пропадет, ибо драгоценность залога заставляет владельца обратно взять свой залог. Точно так же и духовное, когда с чистым сердцем и истинной верой делаем добро, то Господь становится нашим должником, поскольку Он Сам обещал нам Царство Небесное. И чтобы мы не были равнодушными, Господь в качестве залога дал нам Святого Духа, который очень почтителен. По этой причине Бог хочет дать обещанное Царство. А если кто теряет этот залог, тот теряет Царство Небесное, поскольку Святой Дух был дан верующим в качестве печати и залога.
· 3. Святой Дух был дан также как помазание, как и говорит святой апостол Иоанн в соборном послании: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (1 Иоанна 2:20). Так же надо знать, что четырьмя знаками видно, что человек помазан Святым Духом так же как и четырьмя знаками мы узнаём, что предмет помазан маслом.
- 1. Когда древесина обмазана маслом, еще быстрее горит в огне. Так и тот, кто помазан Святым Духом — с горячей любовью исполняет заповеди Бога.
- 2. Когда кто-либо обмазывает себя маслом, то рука противника не может схватить его, а скользит как происходит с борцами. Точно так же, если человек не схватывается со стороны сатаны и не побеждается искушениями, это знак того, что он помазан Святым Духом.
- 3. Если вещь помазана маслом, то она блестит, точно так же, как когда человек помазан Святым Духом, то его помыслы чисты и сияют, и этим он даёт познавать добро и зло.
- 4. Когда обмазаны колеса кареты, то карета никакие скрипы не издаёт, а спокойно двигается. Точно так же и человек — если помазан Святым Духом, то все тяжелые грузы, то есть бедность и тесноты, переносит с благодарением, а не с ропотом. А если не соблюдает Божьи заповеди, то он впадает в искушения. И слеп его ум, поскольку добро видит злом, а зло добром. А когда начинаются испытания, и человек с ропотом и жалобой переносит их, то это знак того, что он не помазан Святым Духом.
И Он Сам — Бог Святой Дух — да удостоит нас милости помазания и его дарам и благодати. Ему слава вовеки веков. Аминь.
**************
Администрация сайта благодарит Аветика Арутюняна за подготовленный перевод проповеди.
Перевод с армянского — Аветик Арутюнян