О молитве
Молитве отдавали больше времени, чем другим делам не только христиане, но и язычники, что видно по их многословию.
Но порой сегодня многие христиане обленились в молитве, занятые личными делами. Поэтому молитву не творят по велению сердца, а, как бы, отдают необязательный долг, платят штраф. Многие даже не знают, как правильно молиться, и какая молитва приятна Богу. А есть и такие, что вообще и не молятся.
И о том добре, которое дал нам Бог, люди забывают, «ибо молитва есть истинное добро», от которой человек может получить много пользы и выгоды. Молитвою мы предстаем пред Богом и налаживаем все наши дела, ибо во всех делах человек нуждается в помощнике. И когда молимся, то помощником бывает Сам Бог. «Молитва есть утешение для сердца», с нею в мире и в покое ложимся спать, а утром встаем с дерзновением.
«Когда читаешь писания, то тогда Бог говорит с тобою, а когда молишься — ты сам говоришь с Богом», — говорит Св. Татеваци.
Да, мы можем всегда и долго говорить с Богом, но чтобы быть услышанными, будет зависеть от некоторых условий.
Во-первых, самое важное в молитве это вера. Если хотим быть услышанными, то прежде молитвы должны приготовить себя к несомненной, крепкой вере и принять заблаговременно средства против сомнения и неверия. Плохо, если во время самой молитвы сердце наше изнеможет в вере и не устоит в ней.
Все, сказал Господь, чего ни попросите в молитве с верою, получите (см. Матф. 21:22), и значит, если попросим без веры или с сомнением, не получим. Если будем иметь веру, и не усомнимся, то еще и горы можем переставлять (см. Матф.
21:21). И поэтому Апостол Иаков говорит: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» /Иак. 1:6-8/.
Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Молясь, нужно так веровать в силу молитвы, чтобы не отделять самих слов от дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо Он повелел, и сотворилось (см. Псал. 148:5). И что сказали в молитве, о чем попросили, нужно верить, что так и будет. Славословили — и Бог принял славословие, поблагодарили Господа – и Бог принял благодарение наше. Беда в том, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, — бываем и на молитве, как в жизни, душевные, не имеющие духа (см. Иуда 1:19), от того-то и бесплодны наши молитвы, ибо Бог не слышит их.
Во-вторых, нужно прибывать в покаянии и смирении. Пример тому молитва мытаря. А если погрязли во грехах и не каемся, то Бог не услышит наших молитв.
В-третьих, сами должны слушать просьбы бедных, которые нуждаются в нас, в противном случае: «кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» /Прит.21:13/. Пример тому богач из притчи Господней, который не был услышан после своей смерти, ибо еще при жизни своей не слышал вопля бедного Лазаря. «И это было написано для нас, — говорит Св. Татеваци, — чтобы приводили на память то, как мы не слушаем бедного и бездомного, которые имеют в нас нужду, так и Бог не услышит нас, ни здесь и не в будущей жизни, когда будем взывать к Нему».
В-четвертых, должны прощать своим должникам, чтобы Господь прощая нас, услышал бы и наши молитвы.
В-пятых, просить непрестанно и не унывать. Пример тому притча о вдове, которая из-за своей неотступности получила то, чего просила, как и хананянка, просящая за свою бесноватую дочь.
В-шестых, не надо многословить подобно язычникам, о чем и говорит Господь: «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» /Матф.6:7/. Этим Господь нам не воспрещает долго молиться, а только осуждает языческий подход к молитве.
Язычники, поклоняясь идолам, поклонялись бесам, которые не могли присутствовать везде, и поэтому они долго молились, чтобы бесы пришли бы к ним. Далее, бесы не знают, что есть в человеке, и поэтому язычники долго молились, чтобы бесы узнали бы их просьбы. И поскольку сатана и бесы безжалостны и не милосердны, то язычники своим красноречием и многословием хотели призвать своих богов к милосердию. А наш Бог везде, Он знает все помышления сердечные и милосерден.
Многословие также, когда просим чего-либо мерзкого, как например, сблудить, убить или победить кого-либо и др.
Нельзя также просить у Бога, чтобы Он разгневался бы на врага и убил его и т.п. «Когда просят против природы, как, например, летать в небесах, жить долгие годы, не стареть и не умирать» и это тоже есть многословие. Просить же плотское и недостойное, как золото, серебро, имущество, тоже есть многословие. И как у царей не просят чего-либо недостойного, так и у Небесного Царя нельзя просить временного и недостойного, а надо просить «Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», — говорит Господь /Матф. 6:33/.
В-седьмых, не нужно просить бесполезного, пример тому Апостол Павел и Моисей. Господь не услышал даже их молитвы, точнее услышал, но не исполнил. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, — говорит Павел, — но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» /2Кор. 12:8,9/. Тоже и с Моисеем: «Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом» /Втор.3:26/, он просил о том, чтобы ему войти в землю обетованную, но это было бесполезно, потому Бог и не попустил ему.
В-восьмых, чтобы быть услышанным Богом, нужно всегда благодарить Его за все и славословить, ибо в этом и есть воля Господа, о чем и говорит апостол Павел: «за все благодарите: ибо такова о нас воля Божия во Христе Иисусе» /1Фес. 5:18/. Поэтому неблагодарный человек ни только противится воле Божией, но и еще ропщет на жизнь и тем самым хулит Бога. Ропщущего же и недовольного человека Бог не слышит и оставляет, к которому уже приближается сам дьявол, поэтому такого человека всегда будут преследовать несчастья и бедствия:
«не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» /1Кор.10:10/.
Итак, в любом случае нам нужно молиться и не унывать.
«И Он, наш Господь Иисус Христос, Который щедр в раздаче благ, — говорит Св. Татеваци, — да приведет все наши просьбы к добру. Который взамен маленькой просьбы даёт пребольшие блага, Который знает и даёт до того, прежде чем мы попросим, ибо видит нас беспечными, и наши волю, и разум двигает к добру. И пусть Он Своим Творцовым попечением простит нам наши согрешения и всех обильно наполнит духовными и телесными благами. Ему же Слава, Восхваление и Поклонение с Его Отцом и Святым Духом. Аминь».