Миссия, которая объединяет нас всех
Человеку присуще учиться. Это экзистенциальный образ человека, согласно древнегреческой философии. Человек остается человеком, пока он учится, и прекращает быть человеком, когда в нем гаснут жизненные силы познания. Христианское богословие, раскрывая таинство богоподобности человека, утверждает, что человек познает и учится также и в вечной жизни. По сути, человеческая жизнь – это вечное путешествие образования.
Обобщая эти духовно-философские представления человеческой сущности, можно сказать, что образование – основа национально общественной жизни и качественный показатель силы ее духа.
Действительно, народы становятся и развиваются образовываясь, и образование – единственный надежный путь выявления собственного самосознания и реализации национального потенциала.
Оно обеспечивает преемственность познания и ценностей между поколениями, предоставляет возможность продуктивной и содержательной жизни, объединяя людей видением общего будущего.
Образование – наша общая задача. Мы все предназначены для осмысленной жизни и воспитания поколений. В этом плане образование – это главная миссия общества, и как таковая она сакральна и священна. Жизнеспособность и развитие любого народа напрямую зависят от осознания этой миссии и способности применять лучшие силы для этого святого дела. А святость – это не только высокий ценностный статус, закрепленный в сознании, но и большая сила и вдохновение, объединяющие людей.
Святыни – это не пассивные факторы или мертвые ценности. Они требуют моральной позиции. Познание и, следовательно, образование – путь к освобождению и самоочищению. Так учит Христос: «И познаете вы истину, и истина освободит вас». Это означает, что не только нужно освободиться от определенных стереотипов и заблуждений, но и иметь мужество очистить священное поле образования. Например, мы заблуждаемся, когда думаем, что, поскольку наши отцы были мудрыми, у нас есть историческая страховка от глупости, посредственности и искалечивания поколения, или что все наше — хорошее или особенное, однако мы не имеем ни видения большой картины, ни желания видеть себя в ней. Или что кто-то нам должен (хотя бы и государство), и у нас нет ответственности в отношении образования.
Образование – это добродетель. Общество должно учиться у прошлого, а также быть честным и уметь видеть, чтобы оценить и пересмотреть прошлое. Осмысление прошлого предоставляет большую возможность прочесть будущее, обеспечивая преемственность ценностей и национального согласия. Однако образование предполагает также и открытость по отношению к другим культурам и перенимание лучшего опыта человечества. Мы сакрализовали таинство перевода, наших великих назвали свв. Переводчиками и установили праздник свв. Переводчиков как символ нашего самосознания. В армянской духовной культуре перевод – искусство интерпретировать нетварные небесные смыслы и величайшая мудрость передачи небесного в земном. Переводчик – посол Бога в человеческой действительности. Однако перевод как культурное явление – это способность творчески перенять общечеловеческое, увидеть себя в большой картине и создать свое собственное. Это путь любви, открытости и сотрудничества, который является особенностью культуры нашего народа. Всегда были люди говорящие и люди делающие, и если обычно говорящих людей много, а делающих мало, то люди, одновременно обладающие и словом, и действием – редкость.
Любое общество должно набирать таких редких и дорогих людей, поскольку именно этот ресурс предопределяет будущее. Люди, осуществляющие образование, должны, в первую очередь, быть людьми, состоявшимися посредством образования, достигшими высот, и они должны служить примером благодаря собственному жизненному пути.
Во-вторых, у них должна быть история создания качеств и потенциал для сплочения людей вокруг образования.
В-третьих, они должны быть способны осуществить общенациональные программы и обеспечить наивысшие мировые стандарты.
В условиях воспроизведения образовательных инерций и стереотипов очень сложно остановиться и задать принципиальные вопросы. Однако они необходимы. Например, чему мы учим наших детей? Насколько это соответствует нашим национальным ценностям? Насколько оно обеспечивает конкурентоспособность нашего будущего поколения в мире? Ответы на эти вопросы предполагают, что для нас первоочередной задачей является обеспечение образовательной программы, которая по сути будет национальной, а по качественным критериям – равнозначной современным ведущим системам. Конечно, есть более легкий путь – взять что-то уже существующее, испытанное и использовать его. Однако копирование – это не лучший путь, поскольку мы имеем дело с многочисленными ценностными и культурными особенностями. Этого не делали и основатели нашей национальной школы, и так не нужно делать и сегодня.
Нужно создать свое собственное, отставить психологию потребителя и творить. Сколь трудно ни было, это нужно сделать.
Анализ ведущих достижений мирового образования доказывает одну истину, которая испытана веками. Каков твой учитель, таково и твое образование. И те народы, которые смогли создать общину ведущих учителей или обеспечить воспроизводство высоких качеств, они однозначно находятся на лидирующих позициях. Для обеспечения этого нужно иметь национальное согласие по качеству. Этот вид перфекционизма оправдан во всех отношениях.
Некачественность, вялость и безразличие недопустимы в отношении образования. Образование постоянно обновляет высшие идеалы народов. Учителя являются миссионерами этого большого дела. Следовательно, мы говорим не о простой профессии и деле, а о миссии, цель которой – зажечь огонь образования в сердцах людей. И здесь необходимо иметь высокие стандарты. Не по той причине, что мы можем сразу соответствовать им, а чтобы постоянно стремиться к совершенству.
На протяжении веков нам удавалось уделить частицу нашего богоданного таланта следующим поколениям благодаря внутренней мудрости и мужеству в вопросе создания будущего даже в самых трудных ситуациях. Наши отцы понимали, что единственная гарантия будущего – это служение образованию и передача лучшего опыта следующему поколению. Все великие представители нашего народа, начиная со св. Маштоца и Саака вплоть до Комитаса и Ачаряна, были учителями. В этом секрет выживания армян. Учитель был воплощением совести, морального облика и мудрости общества. Сегодня, в эпоху образования, когда все народы прилагают сверхусилия для переосмысления образования, мы тем более должны серьезно пересмотреть наше отношение к профессии учителя. У нас есть необходимость большого диалога, работы и вложений и, самое важное, веры и терпения, чтобы мы смогли направить наши лучшие человеческие качества на образование, подготовить поколение высококачественных учителей, обладающих чувством миссии. Только в этом случае мы можем быть уверены, что наше самое большое сокровище – наши дети – находятся в надежных руках, что в сегодняшнем жестко конкурентном мире мы предоставляем им полноценную возможность реализоваться.
Священник Армянской Апостольской Церкви, иерей Месроп Арамян