Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
Во имя Отца, Сына и Духа Святого!
Аминь.
После этого Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:2-3), и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18:5).
Почему Господь наш Иисус Христос дитя поставил перед ними и тогда начал говорить о ребенке? Народ говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и поставил перед ними дитя и говорит: «Смотрите». Мы всегда с радостью и восхищением смотрим на детей.
Что является их отличительной особенностью? В чем их загадка и тайна? Чем отличаются они от взрослых людей? В первую очередь в детских глазах есть свет. Сверкает детский глаз, и лицо словно бы освещено. Когда мы взрослеем, свет наших глаз тускнеет, а кожа темнеет. Этот свет исходит от безгрешности, исходит от чистоты и, самое главное, исходит от радости. Когда есть истинная радость, тогда эта радость делает человека счастливым. Свет нисходит в его душу и душа начинает испускать свет: из глаз и из лица исходит свет.
Все дети похожи друг на друга и все имеют в себе свет, потому что этот свет естественный, без лукавства, чистый свет. Никакого лицемерия нет в детях, а в нас – сколько угодно. У нас множество масок: маска для работы, маска для дома, маска для народа, маска для соседа. Каждый день меняем эти маски. И так, что наше лицемерие уже задушило нас. Поэтому мы не похожи на дитя.
Христос сказал, что если не умалитесь как это дитя, не войдете в Царство Небесное. То есть отличительная особенность и загадка детей – это смиренность. Сми-рен-ность. Смотрите: ребенок много шалит, да? Позволяет себе все, что пожелает. Но никогда эти шалости грехом не считаются! Потому что ребенок – без-гре-шен! Поэтому Христос и говорит, что если вы будете как дети смиренны, чисты, безгрешны ваши шалости за грех не буду считать. Когда ребенок шалит, мы наоборот радуемся, обнимаем и целуем его. Но грехи зрелого человека – это уже не шалости, а зрелый человек – не безгрешен, но греховен. Потому и наши грехи, если не будут «на уровне шалостей» – достойны наказания. А ребенка даже и наказывать не хочется. Может быть, применишь, конечно, какие-то меры к нему, но они никогда не будут наказанием, но лишь направляющими методами, чтобы ребенок что-либо делал правильным образом. При этом позволяешь, чтобы он делал то, что хочет, потому что он безгрешен. Потому что он в возрасте радости и счастья и должен наслаждаться этой радостью, чтобы потом он мог вспоминать дни этой радости.
Святой Григор Татеваци говорит, что в Царстве Небесном праведники и святые где захотят быть мысленно, там окажутся телесно. То есть, словно будут шалить как дети, которые бегают из стороны в сторону. Таковы и дети, которые где хотят оказаться мысленно – оказываются и телом.
И самое прекрасное в детях – заинтересованность, безустанность. Дитя всегда найдет свою игрушку, свое занятие и в том есть большой смысл, таинство. То есть словно бы это занятие становится для него молитвой. Почему так происходит? Почему ребенок, играя с самыми простыми вещами: листом, камнем, землёй и водой – радуется, хлопает в ладоши. Как поднимет глаза, видишь – счастлив. Для него – это словно бы молитва. Его игра, занятие, его шалость – молитва, радость, счастье потому, что в нем есть присутствие Христа. В нем есть благословение Божье. Ребенок никогда не устает. Почему не устает? Потому что совесть его не мучает. Потому что из-за греха не успел впасть в грусть. И именно грусть от греха привносит усталость в наше сердце. Потому мы не можем без устали молиться, как дитя без устали может играть. Для него эта игра – молитва, потому что хоть он и не знает, как молиться, но он хорошо знает, что такое молитва, он целиком в молитве.
Вот по этим многим причинам Христос говорит нам, что если не умалитесь как это дитя, не войдете в Царство Небесное.
Мы обратили внимание, что все дети словно бы похожи друг на друга. Однако когда они взрослеют, понимаешь, что не так уж и похожи друг на друга, но от разных отцов, разных матерей, разных национальностей и рас рожденные дети. Но почему похожие в детстве так не похожи друг на друга с возрастом? В этом как раз раскрывается таинство Царства Небесного. Святые отцы Церкви говорят, что в Царстве Небесном все должны быть похожи. В чем же они похожи в Царстве Небесном? Тем, что все должны удостоиться узреть Христа, то есть они должны увидеть Христа. Все должны сиять подобно солнцу, должны быть светом, облачены в свет. Вот и дети все похожи друг на друга: они словно образ Христа. Образ и подобие Господа имеют в себе, похожи друг на друга, потому что Бог в них и они словно светила сияющие в Царстве Небесном.
Таково таинство и загадка детей. И если мы будем как дети, будем сиять как светила в Царстве Небесном.
Но… но! Мы, без умаления себя, без смирения своего я, без того, чтобы перетерпеть гонения, притеснения, и прочие тяжбы хотим быть «подобны детям». Не получается. Лживо выходит. Кто не может быть смиренным, кротким, кто не найдет в себе детскую безгрешность не может быть как дитя. Такого не бывает!
Мы хотим показать себя безгрешными: «Мы дети, мы дети». Ничего подобного не может быть. Все лживость! Как говорит Григор Нарекаци: «Я не прост как голубь, а глуп. И не мудр, но хитер как коварная змея». То есть мы на самом деле не детскую безгрешность находим, простоту голубиную, но глупы. И не мудрость змеиную находим, но хитры и коварны.
Оставим, оставим! Ничего мы не можем сделать с собой, но Бог может. Смирим же себя. Будем же подобны детям и воспарим и воссияем как солнце в Царстве Небесном.
Аминь.