Об угодной и неугодной молитве
Опубликовано благодаря Самсону Франгуляну
Собравшись с мыслями, познаем смысл речи, постигнем невидимое чрез видимое и узнаем, какой трепет и ужасный страх [охватывают] преступников в час, когда [они] предстают пред судьей в грехе и позоре. Почему сникают и бледнеют их лица? Почему [они] содрогаются и ужасаются? Почему их бьет дрожь и мучит страх пред грозным лицом судьи – и они стоят перед ним, поникнув головой, опустив глаза, [шепчут] заплетающимся языком, и если осмеливаются о чем то молить и просить, то говорят со страхом в сердце, лепечущими устами, возносят замирающим голосом горестные мольбы и многие прошения, льют слезы, умоляют, упрашивают, чтобы привести судью в жалость милость и избежать кары за преступления, [и тут уже] нигде не блуждают ни мысли их, ни взгляды, ни слух. И когда судья обращается к ним, они не смеют отвратить свое лицо, или заговорить с кем-то из сотоварищей, а только взирают с великим стыдом на судью и ищут прощения, чтобы не принять за свои преступления мук.
А насколько же важнее для нас [час], когда [нам] придется смиреннейше встать пред великим и грозным Судией, когда охваченные страхом, трепеща и ужасаясь [мы] войдем и предстанем пред лицем Божьим, чтобы горестно и скорбно, проливая потоки слез просить и умолять о прощении. И когда кто – то хочет упросить и умолить Бога о своих преступлениях и грехах, то не нужно измышляться и впадать в раздумья, обращать куда- то взор и слух, потому что мы примиряем с собой Господа, рыдая и стеная и через это, просьбами склоняем Его к милости, – и [Он] отпускает наши грехи и очищает беззакония, и через молитвы и прощения, и жар сердечной милости спасает от горьких мук и вечного стыда. Ибо многие [люди] восприняли многие милости через молитвы и [так] стали угодны Богу, и получили отпущение грехов и спасение души, и особенно те, что молились со слезами, [имея в сердце] милосердие к нищим и [ этим] они нашли не только отпущение грехов, но и восприняли через телесное прощение небесную милость, ибо руки – есть молитва молящегося и простирая руки [мы обнимаем] стопы Божьи, «Просите и дано будет вам; ищите и найдете» (Матф. 7,7).
Итак, следует всем, кто отягчен грехами и тесним печалями, томим врагом и мучим болью, вечно молить и припадать, просить неотступно и непрестанно в молитвах и прощениях, ибо [Бог] принимает все просьбы тех, кто молит с чистыми помыслами, искренней верой и просит на добро, как [просили] и получали в прошлом отцы наши. А если кто-то скажет: «Я просил и не получил, молил и мне не было дано», [значит] просил не неотступно, не как вдова просила судью (ср. Лк. 18, 1-8), и не как друг, пришедший в полночь просил хлеба, который был дан ему, [но] не по дружбе, а по неотступности ( ср. Лк 11, 5, 8); также и Анна настоятельно молила в слезах и скорби души и по неотступности получила Самуила, [также] когда народ в горести и в слезах воззвал к Богу в долине, и ради их горячих молитв и просьб поднял [меч] Гедеон и спас Израиль (ср. Суд. 6-7) и ради слезной молитвы Езекии прибавил [Господь] к его дням пятнадцать лет (ср. 4 Царств. 20, 5, 6). И если ты также, и ты если в слезах и всем сердцем будешь молиться Богу и не усомнишься, [Он] примет просьбу твою.
И [тебе] не нужно составлять многословные молитвы, [ведь] мытарь произнес одно восклицание, и его молитва оказалась угодна (ср. Лк. 18, 13), и облегчила многотяжелую ношу грехов. Моисей только воззвал беззвучными устами, и [Бог] разделил море до самого дна (ср. Исх. 14, 21-22). [Так] и ты, если только пожелаешь всем сердцем, то осушишь море грехов и пересечешь волны гнева, ибо если Бог не дал, значит, ты просил и молил не всем сердцем, или просил о чем- то пагубнейшем, а если в непрестанных молитвах просить о полезном для души, невозможно, чтобы Бог не дал. Вот молитва Илии заключила и отвезла небеса, молитвы Давидовы отвели меч ангела (ср. 1 Царств. 19, 20, 21). Молитва Ионы вывела его живым из чрева кита (ср. Иона. 2, 2, 11), молитва хананеянки отогнала демонов от дочери (ср. Матф. 15, 22-28), молитвы очистили блудницу, исцелили больного, очистили прокаженного (ср. Матф. 8, 2), просветили слепого (ср. Марк. 8, 22), оправдали грешника!
Итак, все это явленные нам примеры угодных молитв, которым [ты], если захочешь, можешь следовать и тем выведешь себя из темницы грехов и освободишься от сатанинских пут. Ты только помолись Богу слезным прошением и сбросишь с себя скверну нечестия, исцелишь боль беззакония и вылечишь болезнь преступлений. [Ты] только помолись всем сердцем Богу и спасешься от сетей сатаны, избежишь страшных клыков дракона, спасешься невредим от ядовитого врага! Ты только обращайся к Богу в непрестанных молитвах, и [Он] осветит мрак заблуждений, осушит нечистоту и грязь грехов, и ил похотей, ибо если в безупречной вере будешь молить Бога всем сердцем, то получишь отпущение грехов и умилостивление за преступления, получишь Царство Небесное и неизбывные милости, получишь телесное здоровье и спасение души, получишь благополучие во все свои дни, мирную жизнь, избавление от злословящих. Но молитва укрощает [также] и волны буйства насильников, отвращает ярость гнева Божьего, молитва возвышает нищих и укрепляет слабых, молитва исцеляет больных и изгоняет недуг одержимых, молитвы сделали бесплодную родящей, бездетную – многочадной, молитва спасает в бурном море, подает помощь в стремнинах рек, кормит голодных, одевает нагих, отводит раннюю смерть и дает просящему все, если он просил с верой.
Вот она сила истинной молитвы, для тех, кто желает приблизиться к Нему вот она, бескровная словесная жертва, ибо для всякого [человека] молитва есть жертва Богу, и если ты не благоволишь к ближнему с любовью, то твои молитвы – неугодная жертва [и] потому [они] не восходят к Богу, ибо если кто-то замышляет зло против ближнего, то невозможно, чтобы его молитва взошла к Богу, а если он помолился Ему с любовью в сердце, еще прежде, чем изойдет твой вопль, [я] скажу вот я достиг! Ибо непорочная молитва со слезами и милостыней и с молениями молящего отверзает двери неба и восходит в слух Бога, если только взывать к Нему неотступно.
И потому что сатане известно – что через молитвы совершаются многие чудеса и безмерные милости, он подходит и подбирается к тем, кто решил приступить к молитве, и прежде всего начинает сражаться с ним уже на ложе, наполняя постель негой, услаждая сон, отягчая тело истомой, [научая] переворачиваться с боку на бок, зевать и потягиваться. И вот, наконец, поднявшись, такой [человек] идет вразвалку в церковь и, войдя внутрь, является перед Богом. Но и там тоже сатана помрачает [его] разум, так, чтобы [он] даже не вспомнил о множестве своих прегрешений и не задумался о том, что стоит пред Богом – он не слушает благословений, не знает величаний, и в сердце его не входит чтение Писания. [Он] не стенает, не скорбит о [своих] беззакониях и грехах, не плачет и не рыдает о ранах души, не молит и не просит Бога, и не каясь во множестве пороков, ни вскрывает скрытых пластов беззаконий, чтобы [так] спастись от ужасных мук и беспросветного мрака. [так и мы] вместо того чтобы плакать и просить, являемся пред Богом без всякой опаски, с небрежением, и вовсе не со смирением, ужасом и трепетом, как осужденный перед судьей, или как раб грешный, который молит у ног владыки и с великим страхом, умоляет, умилостивливает и просит [судью]. И мы не проливаем слез, не рыдаем и не сокрушаемся жалобно стеная, как осужденные на смерть, которых тащат к месту пыток, мы не каемся во вретище и пепле, не припадаем пред Богом, охваченные великой скорбью, чтобы [Он] спас нас от пылающей геенны и ужасных мук, ярости [огненных] потоков и беспросветного мрака.
И так мы престаем пред Богом, чтобы молить и просить об исцелении ран, [вовсе] не страшась и [не обращая к нему] горячих просьб, но в час молитв и прошений, ища [у Бога] отпущения грехов, [мы являемся] умывшись и умастившись, и нарядившись в лучшее платье, будто собрались в блудилище или на театральное представление, [мы] входим в церковь в вызывающих нарядах, безумно гордясь [собой] – женщины предстают пред Богом в обличии блудниц, а мужчины как покровители блудниц, и в оскверняющей душу распущенности [некоторые] склоняются в гнусном вожделении даже и к содомскому греху, и в своем пресыщении распаляются желанием как похотливые козлы, бараны и кобылы, и в тот самый час в церквах, пред святынями творят мерзости и блуд, и совершают прелюбодейство, и хотя [они] творят это не по плоти, а совершают это в мыслях, перемигиваясь, [бросая] непристойные взгляды и повизгивая, [мы знаем], что Господь сказал: «кто посмотрит на [на женщину] с вожделением, уже совершенный прелюбодей!» (ср. Матф. 5, 28). И они заслуживают разящих сверху молний, горячих угольев, и огненных стрел, которые лучше бы сожгли и уничтожили [их] уже здесь, а после того, еще и вечного огня, ужасной тьмы и неотступных мук за то, что во время молитвы в их сердца вошла мерзкая похоть!
Ведь ты, о несчастный, пришел стенать и молить Бога, лить слезы и скорбеть, припадая, искать [прощения], рыдать и просить отпущения [грехов]. И что же, разве такой бывает вид у просящего?! Разоделся, умастился, умылся всем напоказ! Таков ли облик просящего, ищущего отпущения грехов, [как у тебя] бесстыжего, всем недовольного идущего вслед мерзких желаний? (ср. Иуд. 16). Разве такой [должен быть] вид у тех, кто [пришел] примирить Господа со своими злыми делами? [ты думаешь можно молиться и в то же время] исполнившись мерзких похотений наблюдать прелести и стати любодеев? Ты сам уравниваешь себя с сатаной и [при этом] умоляешь избавить от сатаны, по собственной воле беснуешься и просишь спасти себя от бесов! Как ты смеешь стенать пред Богом в таком виде, или взывать [к Нему] с такими мыслями? Ты смеешь являться пред Богом с гнусными помыслами в сатанинском виде, превращать Божью церковь в блудилище, и [при этом], не дрожишь, и не трепещешь святыни святынь и ужасного лика Божбьего? Ты что же, не знаешь, что сердцеведец [Бог] исследует твои помышления и знает все! Не слышал [разве], что осуждение бывает и за помышление, а взыскание – и за порочный взгляд?
Так одумайся и сбрось с себя лицемерную ложь, как в мыслях, так и во внешних убранствах, и после стань пред Богом и слушай. Когда сужденные на смерть предстают пред царем, они являют ему не убранства, а мольбы и просьбы. Когда раненные добрались до лечебницы, они нуждаются не в каких – то советах, а в излечивающих раны лекарствах и избавлении от боли. Также израненному грехами, и сокрушенному беззакониями не нужны, когда он входить в церковь, ни убранства, ни скверные советы, в час молитв и прошений пред Богом [ему не нужны] умащения и завивание волос, а нужно ему престать пред Богом изнуряв плоть, очистив помышления, пребывая в жалком виде, сокрушаясь сердцем, покорствуя душой, с великими мольбами горестно рыдать и плакать, просить и заклинать, бесконечно стеная, бия [себя] в грудь, и нужно, простирая руки, проливая слезы, признаваясь в своих злых делах со стесненным сердцем, лепечущим языком, со стыдом на лице скорбным голосом и горячими восклицаниями примирить [с собой] Бога и так добыть отпущение грехов!
Вот таков облик молящихся и просящих, тех к которым Бог приклоняет [слух] и которых слышит, за который прощает грехи и отпускает беззакония, и тем мы очищаем и избавляемся от скверны злого недуга и сатанинских помышлений, и тем воспринимаем Царствие и услады бессмертной жизни. А мы, помня обо всем этом, являемся пред Богом со всем пренебрежением, пребывая [при этом] с сатаной, который смущает и путает наши мысли разными [посторонними] размышлениями, [которые] растекаясь устремляются к мирским заботам и удовольствиям, и захваченные щедрой милостью и пользой молитв, мы погружаемся в злые помыслы врага, [и как бы] внутренне опустившись на колени, [сами] блуждая, уносимся в мыслях наружу, вслед множества бредней. Ибо мы пребываем в молитве, а мысли наши – в заботах о доме и поле, [мы] пребываем в молитве, [а сами] подсчитываем в уме доходы от пашен и плодов виноградника – сколько мер хлеба или сколько мер вина будет у меня, и опять же, пребываем в молитве, а на уме у нас стада и отары – сколько у нас волов и овец, а там уже вспоминаем о [других] делах, о плате наемникам – увы, если вдруг убудет в доме моем, а там все еще молясь обдумываем обвинения брату, и еще даже не выйдя из церкви, начинаем [мысленно] обличать врагов, и наполняем горечью, точно желчью, сладость молитв. И так овладевает нашим разумом сатана, что вносит позорные размышления даже в молитвы, молясь [мы] подсчитываем свои прибыли и барыши, молясь помним о зависти и поношении ближних, и мы оказываемся осуждены не только за скверные мысли, но бываем ранены, вредя не только себе, но своим вздорным языком и многой болтливостью еще и другим молящимся, ибо вредим душам многих [людей], мыслями которых овладеваем и, отвлекая, отторгаем их от молитв и славословий, отправляя их в мрачную яму и ввергаем в ров погибели. И не заслуживает ли ужасного гнева и разгорающегося гееннского огня, многих мук и беспросветного мрака, то, что мы творим пред Богом такие беззакония? Ведь мы завершаем молитву измученные осуждением, а не как достойные уважения молящиеся и будем обвинены и наказаны, как хульники и ругатели.
И если мы грешим [даже] молясь и творя добрые дела, насколько более повинны мы творя злодейства? Если мы уже в гавани ввергаемся в пучину зла, что же будет с нами, когда отойдя [от пристани] [мы] войдем в море грехов – на площадях, на торжествах, там, где клятвы, брань, насилие, тщеславие, злословие, ярость, алчность, пьянство, чревоугодие, гордыня и все множество пороков, что захлестнув, топят людей, скорее, чем плещущие морские валы, и затянув в пучину, губят множеством пороков?!
Итак, как или чем сумеем мы спастись от бесчисленного множества злых дел и множества уловок сатаны, который мучает и губит нас не только горькими муками, но еще измышляет, как бы ему обратить сладость чистой молитв в лютую горечь желчи? И никак иначе не сможем мы уйти от злого аспида и отвратительного василиска, кроме как всечасно остерегаясь злоумышлений сатаны и оберегаясь от всех его стрел!
Если [мы] будем всегда размышлять о дне смерти, страшась этой угрозы, то сумеем спастись в час, когда неизбежно, стремительно и насильно отторгнутая от тела душа будет нестись окруженная мглой и мраком тьмы, [спасемся] если будем всегда помнить о страшном дне суда, о великом и грозном престоле [славы], и если будем всечасно испытывать стыд, который охватит нас пред вселенским судилищем, [где грешным уготовано] множество мук, гнусность ядовитых червей, осязаемый мрак тьмы, зловонные бездны тартара, жар молний гееннского огня, протяжный рев печей, ужас низвергающихся потоков пламенеющих рек, вечный пламень, испекшиеся грешники, непереносимая тоска и горечь, и боль.
Но если будешь всегда приводить это себе на ум, то сумеешь избежать сетей сатаны и со страхом предстать перед лицом Божьим. Если будешь возносить чистые молитвы, сокрушаясь, плакать и горько рыдать, сможешь усладить взор Судии и склонить Его к состраданию и милости, чтобы Он принял покаяние в преступлениях и отпустил грехи, и [тогда] унаследуешь сияющее [небесное] жилище и желанный сад Эдемский, упоение вечной радостью, желание вечной жизни и наслаждение непреходящими милостями с Отцом и Сыном и Святым Духом, которым и слава и честь, и благодарение во веки веков, аминь.
Один комментарий к “Об угодной и неугодной молитве”
Обсуждение закрыто.