О взаимоотношениях Армянской Апостольской Церкви с Русской Православной Церковью
— ВОПРОС: Преподобный Максим Грек: «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси. Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога-Слова, безстрастное Божество подверглось смерти, как и человечество; вторая, которая утверждает, что вочеловечившееся Слово Божие, после вознесения на небо, совлеклось принятой Им от пречистых кровей Пречистой Богоматери Божественной плоти; третья же неправильно смешивает не смесно соединившиеся во Христе два естества — человеческое и Божественное, которые будто стали одним естеством».
Это выражение не только Максима Грека, я читал православную литературу, где выражения одного грузинского монаха Григория еще хуже, там он сравнивает армян с язычниками, мусульманами, и другими не традиционными религиями. Он говорит о том что армяне погибнут, как и все еретики.
Это всё печатается по благословения РПЦ, и продается в церковных лавках РПЦ.
Если РПЦ в лице Патриарха Кирилла, митрополита Иллариона говорят о том, что ААЦ является сестринской церковью РПЦ, и признают ААЦ как православную, то почему не опровергнуть ложь об ААЦ в своих соборах? Почему не уничтожить лживую литературу, зачем ее распространять?
— ОТВЕТ: Армянская апостольская церковь (ААЦ) является заложницей лжи о себе со стороны Церкви Византийской. С развалом Византии ложь на тему «еретизма армян» досталась нынешним Церквям греческой традиции как предание от своих духовных учителей. Она представляет собой целый комплекс разнообразных исторических и богословских мифов.
В чем суть приведенного Вами антиармянского трактата Максима Грека? Он, объявив армян последователями лиц, не имеющих к ААЦ никакого отношения, излагает известные ему, но не имеющие отношения к армянам ереси. Таким образом, создав в своем воображении страшного врага, Максим Грек начинает воевать с «армянскими лжеучениями», которые сама Армянская церковь за собой никогда не знала.
В нынешнее время все больше русских верующих и служителей Русской православной церкви (РПЦ) в поиске познаний стали знакомится с особенностями богословских и обрядовых традиций Армянской церкви. Такая новая реальность не могла не привести к сближению Церквей. Более того, со стороны авторитетных лиц и богословов стали звучать высказывания, которых еще недавно нельзя было и представить со стороны представителей греко-православных Церквей.
Между РПЦ и ААЦ нет противостояния, оно было между Армянской церковью и Византийской, от которой русские и приняли веру. Но, при определенных положительных подвижках в знакомстве с Армянской церковью, многие люди в Русской церкви все еще не готовы к отказу от самообмана. Поэтому труды Максима Грека и подобных ему апологетов издаются и продаются в церковных лавках. Наивно предполагать что ложь, выставляемая как истина на протяжении полутора тысяч лет, искоренится за несколько десятилетий. Нынешняя дружба наших Церквей не лицемерие. Это попытка преодоления многовекового отчуждения и дается она непросто. Естественно, что полностью уйти от мифов им пока не удается.
Наш же вклад в искоренение лжи должен состоять в подготовлении на русский язык переводов наших многочисленных богословских текстов. Так же Вам необходимо знать, что служители Армянской церкви, выслушивая обвинения и претензии, никогда не позволяли себе опуститься до уровня своих критиков. Они, как например святой Ованнес Саркаваг (12 век), являли пример иного отношения к христианам греческой церковной традиции: «Любим и вожделеваем о единстве Духом Святым, с горечью оплакиваем разъединение, слезами омываемся, вспоминая бывшее единство, но даже и сейчас обнимаем как родных братьев, которые удалились от нас, издали приветствуем единодушие и, слыша столь чрезмерные преувеличения и сплетни о нас, не желаем отвечать им тем же, говоря: Господи! Не вмени им это во грех… А мы не только будем терпеть с благодарением, как удостоившиеся незаслуженного обвинения и враждебности, но и благословим их; увидев голодного, накормим, жаждущего напоим, нагого оденем. Будем добродетельными по отношению к ненавидящим нас, как ученики Кроткого и Человеколюбивого. Будем христианами не только лишь именем и православными догматами, но и исполняющими данные заповеди, ибо каждое дерево познается по плоду своему».
Советуем и Вам брать пример с нашего святого.
Источник: http://armenianchurch.ru/religion/questions/?PAGEN_1=14
Один комментарий к “О взаимоотношениях Армянской Апостольской Церкви с Русской Православной Церковью”
Обсуждение закрыто.