Св. Григорий Просветитель. Увещевание к исповедальному покаянию

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Григорий_ПросветительВелико благоволение к заповедям Господа и бесконечны милости Бога-Благодетеля: «Ибо, кого Он предузнал, тех и призвал» к надежде вечной жизни, «и оправдал, и прославил» (К Рим.8.29-30). Тем, кто с верой и со страхом сохранили Его заповеди и покорились Его всемилосердной святой любви, и приняли в свои души слово жизни, и стали плодоносящими и умножающими добродетель трудами, воздаяние тем находится в грядущей жизни. А ленивым и непокорным, которые презрели слово истины и положили преграду плодам справедливости, и взяли у врага злые семена, и согрешили перед заветами истины и в отношении любовного попечения, сбившись с верных путей, их конец – низвержение в пропасть погибели.

Однако благодетельная забота Бога-Благодетеля не пренебрегает теми, которые возвращаются к Нему. Она открывает врата даров милосердия и принимает их с жалостью своей попечительной святой любви, и заботится также о тех, кто прибег к Его милосердию. Кто со склонившимся и разбитым сердцем скорбит в раскаянии, с искренним раскаянием, тех Спаситель милует, жалеет и посещает. Ибо скрытую горькую желчь тот вырвал наружу и показал, что «возненавидел и презрел грех, и возлюбил Твой закон» (Пс. 118.113), здравый, святой и справедливый. И как принято при болезни, он примет оздоровляющее лекарство от человеколюбивого Лекаря – праведную жизнь, которая излечивает от имеющихся грехов и жестоких недугов, чтобы в другой раз они не охватили его, и он более не смог бы найти человеколюбивого Лекаря.

Ибо слово Лекаря призывает обремененных к покаянию через исповедь, омраченных грехами – к свету праведности, заблудившихся – к познанию истины, и сбившихся с пути – выйти на верный путь и смертоносное поведение вернуть вновь к жизни через раскаяние, развеять все обольщения сатаны. Ибо (Бог) «хочет, чтобы все люди спаслись,- говорит апостол,- и достигли познания истины» (1Тим.2.4) под опекой всеобъемлющей любви.

Ибо исповедь, говорит пророк, есть «слава и величие перед лицем Господа» (Пс.95.6) и Его священнослужителями. Ибо «скажу, что я открою Тебе грех мой и Ты снимешь с меня вину греха моего» (Пс.31.5). Ибо он вскрывает раны и выявляет недуги, накладывает исцеляющие снадобья благодаря раскаянию и исповеди, с душевным рвением, с постоянными слезными молитвами, непрерывно, денно и нощно; и (человек) обретает жалостный облик, подавляя тело постами, ибо он склоняет Бога к жалости с многомилостивыми дарами для отпущения грехов. Ибо покаяние совершается не чем-либо одним, а многими способами; и к одному и тому же справедливому приговору о выходе из греха подходят падший и разоренный.

Ибо, прежде всего, нужно раскаяться и признаться в прегрешениях и во время покаяния сделать себя вместилищем слез, непрестанно молясь, бодрствуя и постоянно постясь, и с глубоким сожалением все время сокрушаться о совершенных грехах. Во-вторых, он должен возненавидеть грехи и приспешников в грехах со всеми потерями. И укорять (самого себя) за помыслы и чувства, которые склонили ко злу и нарушили духовные заповеди, завещанные им Создателем. В-третьих, возлюбить праведных и добродетельных и сделать их своими союзниками с помощью молитв, обращенных к Богу, и увещевателями во всех добрых делах, направленных на исполнение заветов истины. В-четвертых, он должен мыслью, словом и стыдом, и бдительным взглядом избегать встречи с теми преступниками. Предпочитать нести тяготы с праведниками, чем отдых с беззаконниками. В-пятых, наставлять в боязни и страхе Божием и не отпускать мысль о дне кончины, как и о наказании грешников, и умерщвлять плоть вместе со страстями и похотями. В-шестых, и днем и ночью бдеть ради спасения души (заботясь о том), как ему суметь отбросить грехи и спастись от гнева, который грядет на непокаявшихся. В-седьмых, дабы он не забывал о том, что его душа может сокрушаться, и не ленился в благочестивых усилиях, и не возвращался бы к тем же изъянам и уже не мог бы исцелиться. В-восьмых, дабы, выздоровев, он, целомудрствуя и очищаясь, познал бы внутреннего человека и внешнего, и помнил о тех благовестиях, которые обещаны истинно кающимся. В-девятых, превосходить во всех благодеяниях, видимых и невидимых, и стереть все рубцы от грехов, душевных и телесных, и быть победителем на поприще покаяния, дабы иметь возможность проявить смелость в обретении животворящего искупительного таинства и стать сообщником, соучастником и приспешником неизреченных благодеяний. И после этого думать о горнем, где сидит Христос и с ним святые свидетели блаженства небесного.
И истинные исповедники и кающиеся освобождаются благодаря спасительному телу и крови Христа, Который снимает вину с грешников, если они раскаятся. Ибо подобно тому, как меч рассекает тело и подвергает опасности душу, и (человек) нуждается во враче, который успешно предотвращает осложнения какими-то снадобьями, так и лекарствами покаяния и горячими слезами следует омывать раны и лечить очищением от тех ударов, которые наносятся душе страстями и мерзкими помыслами. Ибо причинами для плача являются скорбь от тягот, страдания от недугов, боль от потерь, душевные тревоги, упущенные выгоды, несчастные случаи, угрозы от врагов, внезапно наступившая нищета, потеря любимых, различные болезни с невыносимыми страданиями и всякие иные, им подобные (лишения). А душевные порывы, влекомые злым бесом к нечистоплотным страстям, доставляют скорбь уму, порождая гнусные, подлые помыслы, которым нет никакого оправдания.

Поэтому необходимы слезные мольбы к Спасителю, чтобы Он избавил от таких врагов. И следует с пониманием видеть ту ожидаемую от них месть, и оружием добродетели повергнуть их, имея заступником надежду нашей жизни Иисуса Христа. И здесь преисполниться желанием обретения доброты, милосердия к преданным вере, сближения с далеко находящимися любящими Бога; искренне жаждать духовных открытий, стремиться к святости, проповедовать мир, размышлять о смирении и вести ласковую назидательную беседу, которая приводит в движение окаменевшую мысль, побуждая к добродетели. Сделать так, чтобы все получали пользу от опекающей спасительной любви и от той прибыли, которая ведет к сладостным благам и к терпению при таких тяготах, дожидаясь времени услады от даров благодати, которые Он дает из чистого источника жизни. За это искренне от всего сердца мы возносим наши молитвы и мольбы, которые с Божьей помощью ведут к тихой гавани.

И, склоняя ум к слезам раскаяния, с помыслами о благовестии, с преисполненными забот мольбами (следует) горячо и усердно проливать благодарные слезы для очищения ума и тела, отягощенных грязью злых и мерзких страстей. Ибо слезы смывают горечь от ударов грехов, оздоровляют и выметают гнусное из мыслей и чувств, и человек находится под опекой предвечной любви Спасителя и с надеждой получает утешение. Слезы направляют мысль к Богу, будят от одурманивающих грехов, как ото сна, и вооружают осторожностью и бдительностью вместе с любовью ко всему душеполезному. Слезы дают человеку испить духовный напиток под покровом святой любви, (взывая) к милосердию благодетельного Промыслителя, надзирающего с ласковым благоволением, бьющим из благодатного родника для (нашего) спасения и наследования вечной животворной надежды.
Таковы пользы слезного раскаяния, которое побуждает человека с его изменчивым поведением к поискам спасения и соблюдения Божьей воли, и сосредотачивает мысль на угождении Богу. И сколько от этого получается доброй пользы, столько же и даже больше ущерба от лени и небрежности, достойных слез, которые исторгаются из глубины сердца. И когда они (эти слезы) опаздывают из-за нерадивости, выходят наружу лютые качества под воздействием зла, которые и побуждают ум и тело ко всякому без разбора злу. И (надлежит) выход из лени через раскаяние и слезы, и отказ от черствости надменного сердца, которое пренебрегает дарами раскаяния и не заботится о том, чего лишилось. И вместо благ обретает презрительность, надменность, коварство, вероломство, тщеславие, жадность, обжорство, похотливость и всякие другие злые свойства.

Однако милосердный Сын Божий не оставляет без надежды тех, кто раскаивается и в страхе Божием идет к покаянию. И противопоставляет грехам праведность, беззаконию – справедливость, скверне – чистоту, надменности – скромность, гневу – кротость, чревоугодию – воздержанность, ленности – упорство, лживости – постоянную правдивость, непокорности – покорность, жадности – умеренность, притворству – прямодушие, клятвопреступлению – не клясться вообще, злобной зависти – благотворительность, злобе – незлобие, суровости – ласку, ненависти – постоянную чистую любовь, нераскаянию – слезное раскаяние, неисповедальности без угрызений совести – исповедание со всей откровенностью, безнадежности – праведную надежду, маловерию – правую веру в себе самом и проповедование истины другим.

Таков облик истинного покаяния по (требованиям) праведных заветов: все, что противоположно грехам, совершать согласно праведности; все, что зримо и незримо, держать в искренних замыслах и заветных помыслах у истинно кающихся и вместе с тем (не забывать) о карах для нераскаивающихся, ожидаемых от Владыки. Остерегаться этого и в страхе Божием быть готовым сделать все в угоду Богу, помня о том, что Бог безошибочно знает обо всем и учитывает, как Справедливый Судья в день Страшного суда, от Которого никто не может скрыться ни в помыслах, ни в словах, ни в делах.

Ибо производится отбор между добродетельными и по достоинствам определяется воздаяние. Почет, слава и блаженство даются победителям, которые боролись против грехов и врага и победили их, удостоившись венца и славы, а также тем, кто искренне покаялся в своих грехах. А неправедные и нечестивые, непокаявшиеся осаждены страшными угрозами мучений от испепеляющих наказаний. А те, кто покаялся, как положено, покорившись и подчинившись, их Он примет в обитель жизни соответственно степени очищения, по Своей многой милости. Ибо удрученный и терзаемый за какие-то свои прегрешения слезами и добрыми устремлениями склоняет человеколюбивого Господа к помилованию.

И подобно тому, как младенцы не умеют словами просить у матерей удовлетворения своих нужд, а с помощью плача просят и получают нужное по заботливой любви матерей, ибо не перестают плакать, пока те полностью не проявят свою заботу, и только затем перестают, играют и засыпают, так и нам следует вести себя по отношению к милосердному Господу, Который опекает нас в невидимых вещах Своей созидательной любовью, Который восседает на нерукотворном троне и Своей благодетельностью опекает тварей. Он через праотцов привел (людей) к богопознанию и через пророков показал способы покаяния тем, кто пришел к этому. А во время Своего Пришествия Он отворил врата милосердия и сказал: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лук.5.32) с помощью их признания (и Моей) заботливой созидательной любви. Дабы мы, идя навстречу призыву благовестия, получили награду от Дарителя за искупительное покаяние, которое исцеляет души в невидимых вещах и тела – в видимых.

Ибо Пресвятая Троица дает искупление сначала через крещение и истинную веру, ибо Он говорит ученикам: «Идите, крестите уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мтф.28. 19-20). «Ибо крестившиеся во Христа, облеклись во Христа» (Гал.3.27) и стали сынами света и наследниками Царствия через второе рождение. Ибо с помощью благодати они становятся сынами света, освобожденными от ночного рождения, от власти тьмы, и живут светлой жизнью на земле под покровительством Благодетеля. И согласно творящим усилиям Его благоволения, Он далеких обращает в близких и отчужденных делает родными с искренней верой и беспорочной любовью. И пойманных сатаной в грехах и из-за грехов обреченных на смерть Он вызволяет и животворит, и приглашает в Свое Царствие и Славу, которые Он предназначил для любящих Его.

Затем и для согрешивших Он показал дары покаяния и сделал их явными через предков. Как о Давиде мы слышим, что он согрешил и, признавшись, вернулся и покаялся, что он плакал все ночи и питие смешивал со слезами из-за гнева Господа, что потоки слез текли из его глаз из-за того, что он не исполнил заповедь Господа, что он в слезах истер вожделенные глаза свои и очищался от грехов. И о Петре из Нового Завета узнаем, что он отрекся от Христа и не вспомнил ранее сказанное Господом о том, что он отречется трижды, прежде чем пропоет петух, от пения которого он пришел в себя и, «выйдя, горько плакал» (Мтф.26.75). И за горькие слезы он получил от Господа отпущение, и ему был оставлен апостольский дар, как Давиду – дар пророчества. Я опускаю и другие примеры из Ветхого и Нового Заветов о согрешивших и покаявшихся, которые приводятся в Священном Писании и показывают образцы истинного покаяния.

И так не закрываются врата жизни через покаяние до скончания века. И поэтому нужно, чтобы мы постоянными слезами, как в купели, отмывались и очищались от постоянных прегрешений, ибо мы грешим постоянно, то помыслами, то речью, то слушая, то глядя, то какими-то поступками, (и поэтому) не должны убывать постоянные молитвы и омовение слезами.

За те грехи, которые совершаются в отношении веры, то есть канонов церковных, устанавливают срок и отлучение от церкви, от народа и от алтаря так, как достойно за большой вред (который они наносят), и требуются большие усилия и напряжение сил. У тех, кто меньше совершил ошибок, лечение (следует) проводить с помощью плача. А у кого скверна в глубине сердца, поразившая части тела, там нужны потоки слез и огонь, и душевное кипение, которые смывают, расплавляют и удаляют (скверну). Если же кто невольно совершил небольшую ошибку, для того достаточно раскаяться, воздыхать и так же смывать слезами.

Но тот, у кого жестокие греховные раны, которые он принял по своей воле и которые по канону имеют свое название и определение, установленные Господом, для него известен порядок наказаний, а именно: большие усилия, обильные слезы, сокрушение сердца и определение сроков соответственно выявленным преступлениям, для того, чтоб выйти из лютой зимы тяжелых грехов. Для того, чтоб наступила духовная весна, от дуновения ласкового южного тепла, с вышины, от обильных дождевых потоков слез. Новая земля произрастит растения и цветы, а деревья — кроны и плоды, в усладу царям и простолюдинам, доставляя им радость. Подобно этому духовное тепло проливает потоки слез и расплавляет оковы зимних грехов, расправляя ростки добродетели и плоды праведных растений, которым радуются небесные и земные жители во славу Господа.

Ибо кающимся необходимо обрести подобные мысли и нравы, дабы спастись от непременных пагуб неугасимого огня геенны и бессмертных червей. И, очистившись истинным покаянием, слезной купелью, они могли стать наследниками Царствия, облекшись чистой одеждой света, сверкающей великолепием добродетели, увенчанные и наслаждающиеся вечным блаженством вместе со святыми. Ибо покаяние — это самообвинение и отказ от пагубных и злых страстей и каждому злу противопоставлять справедливость, дабы были пересечены грехи, и с помощью святой любви и преиспоненных слез молитв возросла бы справедливость, а с помощью постов иссохло мутное, невоздержанное истечение влаги, которая есть пагуба для тела. Ибо воды родников и падающие дожди гасят видимое пламя, а любовь к Богу и искренние слезы гасят огонь страсти и пресекают телесные желания и истечения от самооскверняющих, блудливых, гадких движений. И более не возвращаться к тому мерзкому пороку, но с чистыми помыслами обретать чистоту. Дабы грозящая за скверну кара не настигла «в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (от Луки 12.46). И будет покаран соответственно нанесенному ущербу. И Господь возлюбил святость, которая обитает в святых. А о нечистых Писание говорит: «Ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти (Исаия 66.24).

И следует выкинуть из ума и из головы всякую греховную напасть, чтобы (следуя Христу) можно было сказать: «Идет князь мира всего и ни имеет во Мне ничего, ни крохи греха» (от Иоанна 14.30). Но согласно Евангелию жизни пришел Христос, который вторично обновил искренней исповедью и слезным покаянием и милостью к бедным вместе со всей добродетельной жизнью и угоду Богу. И нам следует стать работниками праведного виноградника и в начале веры и праведной жизни, благодаря которой человек утверждается на земле и становится добродетельным. А уходя от мира берет с собой всю свою праведность, невинность младенчества, беспорочность детства, незапятнанность юности, святость старости, заключая всю полноту добродетелей, соответственно каждому возрасту. Люди получат плату, каждый за свой труд, от всеобщего Господа, Который дает плату верующим, как хозяин дома — виноградарям, нанятым в разные время (от Матфея 20.1-16). Ища горнего, где Христос сидит одесную Бога, в вышнем Иерусалиме (Колос. 3.1), который матерь всем нам (Галатам 4.21), где с самого начала собирают неоскудевающие сокровища добродетели (от Луки 12. 33), где обосновались наша надежда, нетленные блаженства, неиссякающее наслаждение, нескончаемая радость, неотступное милосердие, вкушаемое вместе с Христом. Единосущная радость небожителей во славу Христа содействует благостями добротолюбия святой любви. Он преподнес их на усыновление Отцу и под опеку Святому Духу и во владение Своего Царства. Он оправдал их здесь (на земле) и там божественной радостью восславил, возложил на их головы венцы, к постоянному ликованию в неиссякаемой милости пресвятой Троицы, Которой слава, держава и почесть во веки веков. Аминь.