Проповедь на Рождество Христово

Проповедь на Рождество Христово

p038401

Перевод из книги Св. Григорий Татеваци «Проповедь на Рождество Христво», «Книга проповедей, называемая Зимняя», Константинополь, 1740, стр. 28 (на древнеармянском языке).

«Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» /Пс. 2,7/.

Согласно Священному Писанию, Христос имеет два рождения.

Первое — безначальное, предвечное рождение Сына Божьего от Отца, согласно псалму Давида, где Отец говорит Сыну: «Прежде денницы рождение Твое»/Пс. 110,3/. Второе рождение во времени, как сказано в псалме: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»/Пс. 2,7/. Тут упоминаются два рождения. Говоря: «Ты Сын Мой» — (Он) возвещает предвечное Его рождение, а «ныне родил Тебя» — явление Его во времени.

То — рождение бесплотное, а это во плоти. То — от Отца без матери, а это — от матери без Отца. То — на небе, а это — на земле. То — рождение беспричинное, а это — имеющее причину, ибо Бог вочеловечился для нашего спасения. Бог смирился, чтобы человек возвысился. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы нас сделать сынами Божьими. Он родился во плоти, чтобы мы родились в духе. Ибо рождаясь свыше крещением в святой Купели, мы становимся сынами Божьими по благодати и наследниками Христа.

Итак, праздник Рождества и Богоявления Господа нашего Иисуса Христа есть основа и начало всех благ и достохвальных даров Божьих и всего домостроительства Сына Божьего, являясь началом всех остальных праздников и духовного радования.

Гл. I

Праздник Рождества и Богоявления Господа нашего Иисуса Христа является началом и основой всех праздников.

Подобно тому как в начале, по совету Отца с Сыном и Святым Духом, был создан человек по образу и подобию Божьему/Быт 1, 26/, так и сейчас Отец с Сыном и Святым Духом открыл тайну, сокрытую от веков и родов, посредством вочеловечения Слова Божьего. Ибо Отец возжелал послать Сына, и Святой Дух очистил Деву и воплотил Сына, который вочеловечился и родился от Девы для нового творения и спасения рода человечского. Это и есть сокрытая тайна, которая ныне стала явной. Поскольку исполнились предсказания пророков Ветхого Завета о том, что Господь должен явиться во плоти и жить среди людей.

Сегодня снято проклятие, которому подвергся человеческий род после грехопадения Адама и Евы, как написано: «Тернии и волчцы произведет тебе она»/Быт 3, 17/ и «В болезни будешь рожать детей»/Быт 3, 16/. Итак осуждение снято и рождение в муках сменилось радостью, как возвестил ангел Приснодеве: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою»/Лук 1, 28/ и «Родишь Сына»/Лук 1, 131/. Потому праздник этот — начало и основа всех праздников.

К тому же согласно установленному порядку, праздник Рождества предшествует праздникам Распятия, Воскресения, и Вознесения и остальным праздникам. Ибо Господь наш Иисус Христос сначала родился во плоти от Девы, вступил сорокадневным в храм/Быт 3,20/, принял крещение по исполнении тридцати лет, в день своего рождения, затем был распят, погребен, воскрес и вознесся на небо.

Поэтому праздник Рождества есть основа, глава и начало всех праздников, отмечаемых святой Церковью в течение года.

Гл. II

Пятого января ночью начинаем торжество и совершаем предпразднество Рождества Христова.

Итак, мы празднуем сегодня не Благовещение, как говорят еретики (поскольку отмечали это девять месяцев назад, седьмого апреля), а только упоминаем его, отмечая предпразднество Рождества.

Ибо Адам, пророчествуя о пришествии Христа, назвал женщину матерью всех живущих/Суд 6, 36-40/, которая есть Всеблагословенная и Пресвятая Богородица. Пророки также прежде рождения Христа провидели рождение Святой Девы, подобно Гедеону, узревшему знамение шерсти и росы/Пс. 111, 4/. Отмечая это событие, восславляем пением пришествие Господа, Который, как предвещали пророки, возвестил тайну, что сокрыта была от вечности. Итак мы вновь вспоминаем Благовещение, поскольку благая весть, принесенная ангелом Деве, исполнилась сегодня, и то, что сокровенно было открыто Святой Приснодеве, после исполнения пророчества, мы воспеваем с неустанной радостью, повторяя приветствие ангела: «Радуйся, Благодатная!»

Гл. III

Праздник начинается ночью, ибо Христос родился в Вифлееме в полночь. Это символ того, что мы, пребывая в миру, были омрачены греховной темнотою. И Христос, как Свет, воссиял во мраке нашей жизни и озарил светом верующих, как говорит Псалмопевец: «Во тьме восходит свет правым»/Матфей 4,16/, и далее: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет/Ср./», о чем и просил Давид, говоря: «Дай, Господи, свет глазам моим/Пс. 111, 40/» и «Пошли свет Твой и истину Твою/Пс. 42, 3/». Он говорит о Христе, который просветил наши духовные очи, приведя нас от неверия к свету веры, от неведения к истинному знанию и от грехов к праведности. Многим Господь открыл также и плотские глаза. Потому он именуется Светом и Солнцем правды.

Ветхий Завет был ночью и тенью Нового завета, и пророки, как звезды, осветили человечество неярким светом закона, будучи провозвестниками Христа. Тогда как наш Господь, как свет воссиял нам во тьме, как написано: «И свет во тьме светит»/Иоанн 1,5/, ибо даровал он нам лучезарный как солнце, свет Нового Завета, поэтому мы празднуем Рождество Христа ночью, Который превратил тьму в свет и подобие в подлинное, став для нас Солнцем правды, согласно Малахии/Малахия 4,2/.

Гл. IV

Этот праздник церковь отмечает девять дней, потому, что во-первых, семь дней символизируют творение и земную жизнь, а восьмой день — символ будущей вечной жизни, где люди должны примкнуть к ангельским чинам и праздновать небесное торжество. А девятый день знаменует восславление друг друга Лицами Святой Троицы перед сотворением всего сущего. Помимо этого, число девять символизирует девять чинов ангельских, ибо они празднуют с нами, и мы служим вместе с ними.

Бог-Слово девять месяцев пребывал во чреве Девы, потому после Рождения Его, празднуем девять дней.

А то, что совершаем литургию утром и вечером, имеет два смысла. Во-первых, как мы уже говорили, Рождение Христа совершилось в полночь, а Крещение в полдень, соответственно этому, вечерняя литургия — это символ Рождества, а утренняя — Крещения. И поскольку Христос имеет два Рождения, одно от Отца, прежде всех век, сокровенно и непостижимо для ангелов и людей, которое и есть смысл вечерней литургии, а другое — от матери, во времени, явное для ангелов и людей, это смысл утренней литургии, ибо его рождением от Девы, наступило для нас утро, и Свет явился миру.

Этот праздничный день называется возжиганием лампады (Чըрагалуйц), завершением поста (Чըрагалуйцը) и светом лампады (Чըрагалуйс).*

____________________
* Чըрагалуйц — буквально «возжигание лампады». Чըрагалуйцը — «погасить лампаду». Чըрагалуйс — «свет лампады»
____________________

Итак, Чըрагалуйц, потому что возжигаем светильники и лампады и вечером совершаем литургию. Чըрагалуйц, поскольку при лампаде, вечером завершаем пост. А Чըрагалуйс имеет множество значений. Сама причина праздника — Господь, постижимый Свет, который явился миру, согласно слову Его: «Я свет пришедший в мир /Иоанн 1,9/». Свет также символизирует ту звезду, что сопутсвовала волхвам и остановилась над местом, где находился Младенец, поэтому мы заходим сегодня в церковь со множеством зажженных свечей. Свет лампады, который есть временный свет, символизирует Иоанна Крестителя, ибо «Он был светильник горящий, — говорит Господь, — а вы хотели малое время порадоваться при свете его» /Иоанн 5,35/. Свет светильника (Чըрагалуйс) понимается как неяркое свечение, символизирующее пророков, которые прежде Иоанна провидели Пришествие Христа. Чըрагалуйс понимается как ветхозаветное Евангелие, символизируя Старый Закон, как говорит Давид: «Слово твое — светильник ноге моей и свет стезе моей /Пс. 118, 105/».

Наконец, как говорит святой Григорий Богослов, сегодня предпразднество завтрашнего явления Великого Света. И как перед прибытием царя любящие его, радуясь этой вести, выходят навстречу ему с факелами, так и мы накануне Богоявления и Рождества Христова совершаем возжигание светильников.

Гл. V

Предпразднество совершаем сегодня, пятого января, потому что январь — новый месяц и Христос обновил нас, освободив от ветхости грехов, которые мы совершили пятью чувствами. Январь — месяц рождения. Земным рождением Христа и мы рождаемся для небесной духовной жизни. А празднование шестого января символизирует шестую эпоху, когда Бог-Создатель сошел на землю. В шестой день был сотворен человек, который шестью движениями впал в грех. Потому Бог-Слово рождается как Новый Адам и ищет потерянного Адама и находит, как говорит перед притчей о блудном сыне, что отважный Пастырь оставил в пустыне девяносто девять овец /Лук 15,4/, (т.е на небе, где не обитает зло), и вышел на поиски одной пропавшей овцы /Там же/, которая есть род человечский, как говорит Давид: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего» /Пс 119, 176/. Потому Пастырь словесного стада сначала явился пастухам бессловесного стада овец. И поскольку в прошлом пророков избрал из пастухов, как Моисея, Давида и других, так и ныне Свое Пришествие открыл сначала пастухам, чтобы показать, что неизменен Бог, Который теперь плотью родился от Девы.

Пастухи были бесхитростны и независтливы, ибо они не жили среди людей, потому Он явился им, показывая этим, что Господа узрят те, кто чист сердцем от лукавства, зависти и других грехов. А бездомность и бесприютность пастухов говорит о том, что оставившие мирскую жизнь, мать, отца, жену, сына, дом и поле — увидят Господа. Пастухи были бдительны и трезвенны, ибо берегли свое стадо /Лук 2, 8/, охраняя его. Это означает, что утруждающие свое тело, следуют Господу, согласно Его слову: «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» /Мат 10, 38/. Будучи простодушны и непросвещенны, они стали свидетелями и проповедниками Божьего чуда, это говорит о том, что имеющий желание быть мудрым во Христе, пусть будет безумным в мире /1 Кор. 3, 18/, ибо немудрое Божие премудрее человеков /1 Кор. 1, 25/, и немощное Божие сильнее человеков, как и апостолы, которые были немощны, непросвященны и незнатны /1 кор 4, 10/ и оказались выше всего мира силой, мудростью и славой.

Таким образом Господь, обнадежил и начальников народа и пастырей, священников и предводителей, что если они будут сердцем независтливы и добродетельны в поведении, а оберегая народ будут бдительны и мужественны, то удостояться лицезрения Сына Божьего.

А почему Христос родился в пещере? Во первых по причине переписи населения, ибо город был многолюден и не было им места в гостинице, и когда вечером дошли до пещеры, там родился Спаситель мира /Лук. 2, 7/. Второе: по смирению Своему рождается Он в убогом месте и возлежит в яслях для скота, чтобы мы обогащались Его нищенством. К тому же останки Евы были похоронены в этой пещере, как и останки Адама — на Голгофе. Чтобы Ева ожила, благодаря Богоматери, и освободилась от проклятия родовых мук, а Адам ожил посредством Креста и освободился из ада.

Гл. VI

Сегодня читаем начало книги Бытия, ибо здесь говорится, что сегодняшний новорожденный Младенец, есть Создатель неба и земли и всего, что их наполняет.
В этом отрывке повествуется о том, как человек был удостоен Божьего образа, поставлен царем над всей таврью и был поселен в раю /Быт 3/, и как нарушив заповедь был изгнан из рая и унаследовал проклятие и смерть /Иоанн 14,6/. И это читаем, чтобы показать как человек, получив благословение от того же Создателя, был освобожден от первого проклятия через Деву Богородицу, которая стала Матерью Жизни. Ибо несомненно, наш Господь Иисус Христос есть Жизнь, как сказано: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» /Иоанн 14,6/.

А то, что читаемых отрывков двенадцать имеет множество значений.

Было двнадцать колен Израелвых, о спасении которых говорил Господь: «Я послан к погибшим овцам дома Израелева» /Мат 15, 24/. И подобно тому, как солнце проходит в течение года двенадцать знаков зодиака, так и Солнце Правды, Христос, родившийся от Девы, посредством двенадцати апостолов завершил годовой круг домостроительства Своего.

Число двенадцать означает так же и то, что Господь пришел исполнить предсказания двенадцати пророков, предвещавших Его рождение.

Двенадцать членов нашего тела осквернились грехом, и Господь обожил их, освободив от греха, благодатью Его мы очистились.

К тому же в Елиме было двенадцать источников, из которых пил в пустыне жаждущий народ /Исх. 15, 27. Числа 33,9/. Так и здесь в церкви, в пустыне, свободной от зла, двенадцать сладкозвучных чтений утоляют нашу духовную жажду. Иисус Навин из двенадцати камней сделал жертвенник и там принес жертвы Богу /Ис. Нав., 4/. Так и Священное Писание есть духовная пища, дарованная нам, как учит нас Господь: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом исходящим из уст Божьих» /Иоанн 4,4/.

Двенадцать волов, держащих море-бассейн, было в храме Соломона /2 Цар.7, 25, 47/. Подобно этому двенадцать чтений являются святилищем и купелью в море мирском, которыми мы всегда очищаемся в церкви от грехов и входим в небесный Храм.

Двенадцать месяцев в году, и эти двенадцать чтений до конца нашей жизни назидают нас.

В этом их смысл и значение.

А последнее чтение — из книги Даниила, тот отрывок, где говорится, что царь Навуходоносор установил истукан вышиной в шестьдесят локтей и приготовил пылающий огонь для тех, кто не желал поклониться ему, здесь поется также и песнь трех отроков, которые не поклонились истукану и были брошены в огонь, однако спаслись из пламени и благославляли Господа /Дан 3/.

Это читается в конце, ибо Навуходоносор символизирует сатану, и высота установленного им истукана в шестьдесят локтей — идолопоклоничество людей на протяжении шести тысяч лет, а ширина в шесть локтей, означет что шестью движениями человека сатана пожелал уничтожить шестидневное творение Создателя, посредством различных грехов. А камень, который без содействия рук, оторвавшись от горы разбил идола и наполнил всю вселенную /Дан 2 34-35/, символизирует Христа-Скалу, Который непорочным зачатием родился от Девы Марии — Горы, сокрушил и уничтожил идолопоклонство и наполнил вселенную евангельской проповедью. Потому тот отрывок из книги Даниила читается с горнего места, с алтаря.

Спасение трех отроков из огня росою /Дан. 3, 50/ символизирует Бога — Слово, сошедшего с небес, как роса и дождь в лоно Святой Девы, и погасившего пылающий огонь сатанинского зла. А то, что огонь убил халдеев /Дан. 3, 25/ означет то, что сатана, воспламенивший в человеке огонь желаний, сам семикратно наказан, горя неугасимым пламенем, как говорит Давид: «Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они, Тебя, Господи поносили» /Пс. 78, 12/, и как Господь повелевает: «Идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготовленный дьяволу и ангелам его /Мат. 25, 41/».

Как три отрока призывали все создания благословить Господа, так и мы, отроки Церкви, будучи не в силах воздать Господу за великие благодеяния Его и вместе с небом и землей, морем и сушей и всеми созданиями возносим благослоения и хвалу Богу, ибо велика милость Его, пославшего для спасения Своего Единородного Сына.

И да будет благословен и прославляем воплотившийся Бог, Который «стал плотью и обитал с нами» и спас род человечский от служения сатане.

Хвала и слава Единосущному и Равнославному Пресвятому Духу, Который обновил нас, освободив от ветхости грехов, и осветил рождением свыше, для усыновления небесному Отцу и наследования Царства Небесного в Господе нашем Иисусе Христе.
Хвала и честь Пресвятой Троице ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: официальный сайт Армянской Апостольской Церкви (РОССИЙСКАЯ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКАЯ ЕПАРХИЯ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ).

Один комментарий к “Проповедь на Рождество Христово

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто.