Православна ли ААЦ?

Православна ли ААЦ?

Есть разные понятия Православия. ААЦ в себе несла и несет свойства Церкви: Единая, Кафолическая, Апостольская, Святая. Уже эти свойства и говорят о ее Православности. После разделения Церк-вей из-за Халкидонского собора греки, чтобы подчеркнуть истинность своего вероисповедания, стали ставить акцент на слове «Православие». Позднее за ними последовали и русские. Для них «Православие» стало широким и очень серьезным фактором, то есть было оправославлено все – от христологии до мельчайших обрядовых форм. Поэтому сие слово для всех православных является некоей привилегией, собственностью, принадлежащей только им, точнее говоря тем, кто верен «Православию» в широком смысле этого слова. Говорить о «Православности» ААЦ в том смысле, в каком это определение воспринимают сами православные, невозможно, и это факт. Мы имеем свою историю, свою культуру, свои обряды и традиции, но самое главное – наша христология. И все это отличает нас от «Православных» Церквей. Неправильно говорить, что христология наших Церквей одна и та же. Разница есть, и вопрос отнюдь ни только в формулировках. Говорить, что мы «Православные», как и Вы, ради того, чтобы нас не считали еретиками – абсурд. Именно этот подход говорит о нездоровом образе мышления в среде православных, то есть если ты не «православен» в их понимании, значит, ты еретик. И поэтому, не приписывая себе слово «Православие», ААЦ этим не отрекается от Православности, но именно той Православности, какой ее воспринимали наши Св. отцы. И уж, безусловно, не отрекается от веры во Христа, за которую она терпела муки и преследования с первых веков христианства почти до наших дней, тем самым доказывая свою приверженность Православию. Приписывая к себе слово «Православие» (а это однозначно будет восприниматься как Православие халкидонских Церквей, тем более в православных странах), ААЦ для своих простых верующих, плохо знающих христологию и историю своей Церкви, неосознанно готовило бы почву отречения от корней: будь то христологических или же традиционных. Поскольку нет свято-отеческой литературы ААЦ на русском, для многих армян, не владеющих армянским языком, православная христология ограничена рамками святоотеческой литературы РПЦ, которой на русском языке издано очень много. Ею они и будут пользоваться, если сочтут себя православными. Отречение от своего святоотеческого наследия означает отречение от своей Церкви и духовно-национальных традиций. Все это послужит ускорению уже идущей ассимиляции таких верующих армян в России. Существвует традиция словоупотребления, поэтому, говоря, что мы тоже «Православные», мы отрекаемся, хоть и неосознанно, от своей христологии. В вопросах веры простой армянин настолько прост, что не придает большого значения различиям между Церквями. Для него важна вера во Христа. И поэтому он со спокойной совестью может зайти в православную или же католическую Церковь, как в Дом Божий – помолиться, поставить свечки. Встретив там священнослужителей – окажет им почтение, как служителям его Господа. Верующих этих Церквей примет как братьев во Христе. И все это до тех пор пока он не встретится с отторжением: «Вы не так перекрестились»; «Ваше имя не православно, и поэтому за Вас нельзя молиться»; «Вы монофизиты»; «У Вас нет Св. Таинства Покаяния»; «У Вас иконы не мироточат»; «Благодатный огонь дается только православным и по молитве православных» и многое другое. Здесь он начинает задумываться. Часто не находит ответов, поскольку нет знания, нет армянских священников, недостаточно владение армянским языком или же по другим причинам. Что же ему остается? Принять «Православие», чтобы спастись от Суда Божьего, не быть белой вороной, не отделять себя от подавляющего большинс-тва… Рано или поздно совесть начинает мучать таких армян. Но, к сожалению, как показывает опыт, большинство из них, чтобы заглушить ее, начинают крайне враждебно и фанатично относиться к ААЦ. Интересно отметить, что для русских «Православие» есть нечто национальное, русское, как для армян – ААЦ. Но вот именно для «Православных» армян с принятием «Православия» постепенно исчезает свое национальное понятие. Их дети вырастут не армянами, а «Православными». И вряд ли детей назовут Геворгом, Григором, Нуне, Мариам, Ованесом, Акопом, Овсепом, ибо это уже не «Право-славные» имена. Поэтому назовут Георгием, Григорием, Ниной, Марией, Иваном, Яковом, Иосифом…

Приведу один простой пример, свидетелем которого был лично сам. В Иерусалиме, в храме Гроба Господня, ко мне подошли верующие паломники РПЦ, и, узнав, что я армянин, один из них сказал, что его отец тоже армянин. На мой вопрос «А ты кто?» – он промолчал, опустив глаза. Если мы будем называть себя «Православными», подобные армяне и большинство русских сочтут, что ААЦ «осознала свое заблуждение» и поэтому стремится к «Православию». Такое истолкование приходилось наблюдать не раз. Оно подразумевает, что слабый всегда стремится к сильному, бедный – к богатому, неуч – к ученому… Но ААЦ не является слабой, бедной и неученой, и ей не надо никому доказывать свою Православность, ибо в этом нет необходимости. Далее – армянину, не владеющему армянским, все равно будет, в какую церковь ходить, ибо все они православные, но в РПЦ лучше, ибо там понятно – службы на русском. Далее – ААЦ в России еще (насколько помню) в 2005 году Пасху справляла вместе с Православными. В 2006 году справила уже как в Армении. Поскольку Пасха в России официально справляется по календарю, принятому в РПЦ, то, естественно, «православные» армяне будут тоже справлять по старому стилю, тем более если по месту проживания не будет представлена ААЦ. И все это – есть содействие ассимиляции как в духовном, так и в национальном аспектах. В конце концов, «Православность» большинства может поглотить так называе-мую Православность меньшинства.

Отметим, что «Православность» не заключается в том, что сколько Вселенских Соборов принимает та или иная Церковь, а именно в следовании духу Христову, духу любви и прощения.

«Любим и вожделеваем о единстве Духом Святым, с горечью оплакиваем разъединение, слезами омываемся, вспоминая бывшее единство, но даже и сейчас обнимаем как родных братьев, которые удалились от нас, издали приветствуем единодушие и, слыша столь чрезмерные преувеличения и сплетни о нас, не желаем отвечать им тем же, говоря: Господи! Не вмени им это во грех…

…но они не имеют этого духа самопожертвования и толерантности, брезгуют, когда где-нибудь встречают нас и, удаляясь, ругают. Такое отношение может вызвать аналогичное противодейс-твие, что чуждо образу истинного христианина… …А мы не только будем терпеть с благодарением, как удостоившиеся незаслуженного обвинения и враждебности, но и благословим их; увидев голодного, накормим, жаждущего напоим, нагого оденем; будем добродетель-ными по отношению к ненавидящим нас, как ученики Кроткого и Человеколюбивого; будем христианами не только лишь именем и православными догмами, но и исполняющими данные заповеди, ибо каждое дерево познается по плоду своему»… /Ованес Саркаваг. 12 век/.


Источник: сайт Вардапета Гевонда.

Один комментарий к “Православна ли ААЦ?

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто.