Слово о почитании Креста и Святых образов

Слово о почитании Креста и Святых образов

Мы не поклоняемся творению и идолам, ибо идолы – это бесы язычников, а мы почитаем Бога и являемся христианами.

Итак, вы видите только вещество креста, а вот сокрытого таинства его не знаете, как муж, не знавший Писания, видит только вид письмен, а вот сокрытое слово, которое в нем, не знает.

Крест есть знамение Христа и нашего спасения и есть оружие против врага, которого вы не знаете. И вот явное скажу вам. Крест имеет вещество и вид и силу Божию, соединенную с ним. Вещество есть камень или древо, или железо, или же другое что. А вид есть четырехсторонний, похожий на распятого Христа. И сила Христа, пригвожденная к кресту, неразлучна во веки. Ибо где есть крест, там и Распятый, там и распятие.

Далее, мы поклоняемся не веществу и в отдельности виду. И да явно будет тебе, что есть множество животных и не животных изображений, имеющих вид четырехсторонний, но они не полоняемы для нас. А мы поклоняемся силе Божией, соединенной с крестом, т.е. Христу, посредничеством вида пригвожденного к веществу. Вот поэтому вместе с Распятым покланяемся кресту и почитаем его…

А если инородцы скажут нам, что образы – это идолы, скажем, что мы изображаем образ Бога, а не идолов, и являемся богопоклонниками, а не идолопоклонниками. Для нас первообраз есть Бог, а для них первообраз есть бесы. Поэтому наше поклонение одно, а их другое…

А если скажут, что пророк говорит: «…кому уподобите Господа?» Скажем, что почему Св. Писание приводите в свидетели тогда, как вы не принимаете его? Тот же пророк говорит и следующее: «Всевышний в нерукотворных храмах живет». Значит, не стройте храма для Бога.

Далее, если Он не имеет телесных органов для вкушения, то почему во Имя Божье жертвуете животных? Не имеет также телесных органов обоняния и ушей, то почему возжигаете ладан, почему молитесь Богу? Итак, если из Писания приводишь во свидетели, то и из Писания ответим тебе. Говорит Моисей: «Сотворил Бог человека по образу Своему».

Итак, если Бог соделал Свой образ, то не будет бесподобным, если мы будем делать образ Божий.Далее. Пророкам Бог являлся в образе человеческом, поэтому и мы изображаем видимый образ. Далее. Бог от Девы Марии взял облик человека, и Свой образ, нарисовав на куске ткани, послал царю Авгарю, которым он был исцелен от болей своих. Поэтому и мы, взяв Его облик, рисуем Его.

Богородица в день успения своими руками дала нам живописный образ свой в знак исцелений, который есть и по сей день. Потому и взяв благословения, во множестве местах изображаем образы святых. Ибо, смотря телесными глазами, познаваемым разумом созерцаем Прообраз. Вот в чем есть причина, что изображаем образы святых.

Теперь ответим свидетельству, в котором говорится: «Кому уподобите Господа?» Надо знать, что в старом законе был запрет на образы.
1. Ибо бесподобна сущность Божественная.
2. Чтобы не впали бы в идолопоклонство, ибо еще были несовершенными, как и кости
Моисея сокрыл, чтобы не покланялись им.
3. Еще не было воплощено слово «Бог».

А когда явился человеком, то и благословил нас совершенных, чтобы изображать образы.

А кто на нас клевещет, что мы на восток поклоняемся солнцу, скажем, что не поклоняемся солнцу, а творцу солнца. Ибо явно, кто поклоняется солнцу – утром на восток поклоняется, а вечером на запад, а мы народ христианский, всегда поклоняемся на восток. И вот в чем причина, ибо Господь наш Иисус Христос на небеса вознесся с восточной стороны и пообещал, что в следующее пришествие придет с востока. Поэтому и мы в надежде пришествия Спасителя поклоняемся на восток…

Скажем коротко, что образы, которым мы покланяемся, не есть образы бесов и идолов, а есть образ Христа, или Богородицы, или ангелов, или же святых. И эти образы или же крест не есть сам Бог, т.е. мы не почитаем их как Бога, а почитаем того и поклоняемся тому, кто на нем изображен, ибо одно поклонение Богу, другое ангелам и святым…

…надо знать, что мы поклоняемся тем образам, которые благословенны. И крест почитаем, ибо Христос соединен с ним неразделенно…

Один комментарий к “Слово о почитании Креста и Святых образов

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто.