О благодарении Господа

О благодарении Господа

«За все благодарите: ибо такова о нас воля Божия во Христе Иисусе» /1Фес. 5:18/.

Дорогой верующий признаемся, кто из нас в своей жизни хоть раз не роптал, кто из нас не высказывал недовольства при этом, обвиняя других во всех наших неудачах? Ропот на свою так называемую «судьбу», недовольство ко всему стали неотъемлемой частью современного армянского общества. К сожалению, мы не понимаем, что из-за ропота и недовольства, то есть из-за неблагодарности к Богу, мы впадаем в осуждение других, гневаемся, злопамятствуем, проклинаем ближнего: «Итак, неблагодарный вместе и нечестив; и справедливо, – делает вывод Св. Златоуст и продолжает, – Каков в самом деле должен быть в отношении к другим тот, кто неблагодарен к благодетелю? Неблагодарный вероломен; неблагодарный недружелюбен».

А самое страшное это то, что неблагодарный своим ропотом и недовольством хулит Самого Бога. А Бог, оскорбленный хулой человека ропщущего и недовольного, оставляет его, к которому уже приближается сам дьявол, поэтому такого человека всегда будут преследовать несчастья и бедствия, не говорим об обществе: «не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» /1Кор.10:10/.
Причиной же ропота и недовольства в нашей среде, как нам кажется, является умаление веры, или ее отсутствие, а отсюда и не осознание важности благодарения и славословия Господа Бога в жизни человека. Отцы Церкви учат нас славословить Господа и благодарить Его за все, а после испрашивать у него всяких благ. Так, например, и Св. Татеваци в толковании на молитву «Отче наш», наставляет верующих, чтобы они прежде всяких прошений в восхвалениях прославили бы Бога, пример тому, прежде чего просить у царя сначала хвалят его, чтобы смягчить сердце его, а после молят о своих нуждах. «Ибо это и есть хваление и прославление Бога, когда говорим: Отче наш, сущий на небесах», – говорит Св. Татеваци.

Итак, «душе благочестивой особенно свойственно отреша-ться от дел житейских и воспевать хвалебные песни Богу. Подлинно, стыдно было бы человеку, существу разумному и превосходящему все видимое, в деле славословия быть ниже других тварей; и не только стыдно, но и безрассудно. Ибо не безрассудно ли это, когда другие твари каждый день и час воссылают хвалу Господу? «Небеса, – говорит Псалмопевец, – проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» /Пс.18:2,3/. И солнце, и луна, и разнообразный хор звезд, и стройный состав всего прочего проповедует о Творце своем. Посему тот, кто превосходнее всех тварей и не делает этого, но даже ведет такую жизнь, какою хулится сотворивший его Бог, может ли удостоиться прощения? Какое может иметь оправдание тот, кто сотворен для богоугождения человеколюбивому Богу и наслаждения благами будущего царствия, но нисколько не заботится об этом, а предается житейским делам и мирским заботам? Подлинно мы обязаны Ему многим: Он сотворил нас, не существовавших, сотворил нас такими, по сотворении сохраняет нас и каждый день промышляет о всех вообще и о каждом в частности, и тайно и явно, и заметно для нас и не заметно. Можно ли исчислить все видимое, что Он сотворил для нас: служение, которое видимые твари доставляют нам, устройство тела, благородство души, ежедневное попечение о нас посредством чудес, законов и наказаний, разнообразное и непостижимое Его промышление, главнейшие из всех благодеяний, когда Он не пощадил для нас и Единородного Сына, блага уже дарованные нам через крещение и другие таинства, и те неизреченные блага, которые будут дарованы, – царствие, воскресение, жизнь, исполненная всякого блаженства? Кто стал бы исчислять все это порознь, тот погрузился бы в безмерное море благодеяний и увидел бы, сколь многим он обязан человеколюбивому Богу. И не только по этому, но и по величию славы Его и неизменяемости существа Его подобает Ему от нас хвала, благословение, постоянная благодарность, служение и непрестанное поклонение. Бог не имеет нужды ни в похвалах наших, ни в благословениях, к славе Его ничего ни прибавляется от славословия служащих Ему; ибо существо Его неизменно, вседовольно и не имеет нужды ни в чем другом; но сами славословящие делаются от того более славными», – говорит Св. Златоуст. «Бог не требует от нас чего-нибудь тяжкого и трудного, но только того, чтобы мы признавали Его благодеяния и возносили Ему благодарность за них, не потому впрочем, чтобы Он нуждался в этом, – ибо Он ни в чем не имеет нужды; а для того, чтобы мы научились чрез это привлекать к себе Подателя благ, и не были непризнательны, но являли бы добродетель, достойную благодеяний и такой заботливости Его о нас. Ибо этим мы и расположим Его еще к большему о нас попечению».

Вот видишь, что Господь от нас не просит ничего трудного и тяжелого, как только благодарить Его, а поэтому первому, чему ты должен научиться в своей духовной жизни – это научиться славословить Бога и благодарить Его за все, и тем самым заложить прочную основу для своего духовного роста. А после, по мере духовного возрастания, тебе придется постоянно возгревать в себе чувства благодарения к Богу, чтобы не потерять этот дар и тем самым лишиться многих благ. Ибо благодарность к Богу возбуждает в человеке сильнейшее расположение к добродетели, о чем говорит Св. Златоуст: «В самом деле, памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему».
Итак, благодари Господа Бога твоего с первого момента по пробуждении от сна, весь Божий день, засыпай также со словами благодарения. Утром, открыв глаза, вместе с псалмопевцем обратись к Богу: «Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвеселят хвалу твою» /Пс. 50:17/, и Господь Сам тебя будет учить прославлять Его и молиться. И пусть эти слова из псалма не оставляют тебя всю твою жизнь. Далее, если предпринимаешь какое либо дело, то проси Господа, чтобы это дело прославило бы Его Имя, было бы в Его славу и во спасение твоей души. Поверь, плоды увидишь сразу.
Попросив, что-либо в молитве у Господа, не забудь в конце молитвы сказать: «Дабы прославилась Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух! Во веки вечные! Аминь!», или же «Чтобы удостоились прославить Отца, Сына и Святого Духа! Во веки вечные! Аминь!». Ибо цель нашей жизни и состоит в прославлении Господа Бога нашего, что постоянно делают и воинства небесные: «и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был , есть и грядет» /Откр. 4:8/.

Далее, для возгревания в себе чувства благодарения поможет следующее. «Рассмотри все благодеяния Божии к роду человеческому, – нашему роду, – и к тебе самому, и чаще проходи их мыслью своею и вращай в памяти своей, и если есть у тебя сердце, то не возможешь не возносить к Богу благодарных песен». Поэтому, с одной стороны постарайся вспомнить благости Господа в отношении к тебе, к твоей семье, народу, ответы на твои молитвы, а с другой стороны научись «изучать» красоту Божьего творения. По нему как по какой-нибудь книге, вскоре станешь познавать Божий промысел и мудрость, а самое главное, научишься прославлять его Творца. Рассматривая движения небес, небесных светил и их красоту, изменение погоды, т.е. времен года; растительный мир и животный, не говорим уже о жизни человека от зачатия до старости, ты познакомишься с Творцом всего этого, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» /Рим. 1:20/.

Итак, с одной стороны, мало-помалу будешь возрастать в богопознании, а с другой стороны каждый день, приводя на ум все благодеяния, пребудешь в чувствах благодарения и восхваления Богу! «Не будем же беспечны, – взывает Св. Златоуст, – но каждый из вас ежечасно, сколько может, да размышляет не только об общих благодеяниях, но и о частных, ему самому оказанных Богом, не только об известных и явных всем, но и о ведомых ему одному и неизвестных другим: чрез это он в состоянии будет возносить Господу непрестанное благодарение. Это самая великая жертва, это совершенное приношение, это будет для нас источником дерзновения пред Богом». «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» /Евр. 13:15/.

Но самое главное, это остаться постоянным в благодарениях и славословиях Богу, ни только когда ты здоров, все тебе удается и ты счастлив, но и когда тебя постигают всякого рода скорби и несчастия, когда на душе становиться темно, теряется смысл жизни… Да, в счастье легко благодарить Бога, ибо здесь сущность самого дела побуждает нас к этому, но «достойно удивления то, – говорит Св. Златоуст, – если мы благодарим, находясь в крайних обстоятельствах. Если мы за то благодарим, за что другие богохульствуют, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога, во-вторых, посрамил диавола, в-третьих – показал, что случившееся ничто».

Итак, Бога благодарить надо за все, и чтобы ни случилось бы с тобою, даже если того не хочешь и не можешь понести, или же не понимаешь причин случившегося, все равно принимай охотно, ибо: «все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпив, ибо золото испытывается в огне, а люди угодные Богу, в горниле уничижения» (Сир. 2:4,5).
Может тебе и трудно будет все это воспринять, но все же прислушайся к назидательным словам Св. Златоуста: «Хотя бы ты и не понимал причины чего-нибудь, благодари; в том-то и благодарность здесь требуется, чтобы ты благодарил в несчастиях и скорбях. Не говори ничего, кроме слов: Благодарю Тебя, Господи! Но что я говорю о бедствиях, которые случаются здесь на земле? За саму геенну, за наказания, за муки, которые будут там, должно благодарить Бога. Если мы будем внимательны, это дело принесет нам великую пользу, когда страх геенны будет полагать узду на сердце наше. И не только за явные благодеяния, но и за тайные, посылаемые против желания, мы должны благодарить. Бог много благодетельствует нам, когда мы не хотим или не видим этого. Если не верите, я раскрою вам эту мысль. Подумай, не все ли приписывают солнцу и идолам своим беззаконные и безбожные Эллины? Что же? Разве Он не посылает благодеяний и им? Не Его ли промыслу обязаны они жизнью, здоровьем, детьми и другим подобным? А разве не хулят Его еретики? Что же? Разве не благодетельствует Он и им каждый день? Если тем, без их ведома, благодетельствует, тем более нам. Что другое свойственно Богу, как не благодетельствовать и в наказаниях и в благодеяниях? Итак, не в счастьи только мы должны благодарить, потому что тут нет ничего важного. Это знал и диавол; потому и говорил: «разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле» /Иов 1:9-10/. Но злодею этому не было от того никакой пользы… Когда постигают нас бедность, болезни, несчастья, тогда-то сильнее должно благодарить. Нет ничего святее того языка, который в несчастиях благодарит Бога, – дивится Св. Златоуст, – он, поистине, ничем не отличается от языка мучеников и получает такой же венец, как и тот. Ибо и у него стоит палач, принуждающий отринуться от Бога богохульством, стоит диавол, терзающий мучительными мыслями, помрачающий душу скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический».

Возможно у тебя возникнет вопрос, что же поможет нам оставаться благодарным и во время скорбей, то есть какие именно действия надо проявлять с нашей стороны или же размышления?
И на этот раз мы опять обратимся к Св. Златоусту: «Когда постигнет тебя какое-нибудь горе, думай о больших бедствиях и получишь достаточное утешение. Подумай: что если бы пришлось умереть на войне? Что если бы в огне сгореть? Если будем думать о несчастиях больших, чем те, которые мы терпим, то получим достаточное утешение. Будем размышлять или о тех более тяжких бедствиях, которые другие терпели во все времена, или о тех, которые мы сами терпели когда-нибудь прежде. Такое и Павел дает наставление, когда говорит: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха /Евр. 12:4/; а в другом месте: Вас постигло искушение не иное, как человеческое /1 Кор. 10:13/. Итак, – заключает Св. Златоуст, – находясь в беде, будем размышлять о больших бедствиях; а постигнут такие, – и тогда будем благодарны. Но более всего будем усердно благодарить Бога за все. Ибо таким образом и несчастия прекратятся, и жить мы будем в славе Божией, и получим обещанные блага. Да удостоимся оных все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Надеемся, что эти слова помогут тебе в твоей духовной жизни. Тебе придется набраться терпения. Будет борьба, тебе покажется, что как бы вся твоя сущность сопротивляется, чтобы только не благодарить Бога, но это не ты, а враг человечества сатана вооружается против тебя, чтобы не допустить слов благодарения. Он знает, что этим благодарением и славословием ты победишь его, поэтому будет делать все, чтобы тебе помешать в этом, и если получится, то после научит хулить и роптать…

К примеру, в одночасье он сделает так, что тебе покажется, что все оставили тебя, никто тебя не понимает. Во всех будешь видеть недоброжелателей, как некая тьма покроет твою душу, уныние будет преследовать тебя, что даже в Боге начнешь видеть врага, Который, как тебе покажется, позабыл тебя и не слышит твоих молитв. Но ты не обращай внимания на свои чувства и на то, что тебе кажется, а просто «через не могу» начни благодарить Господа за все и за это испытание. Увидишь, что как эта тьма и облака сразу же оставят тебя, вокруг и в тебе самом все преобразится…
А если в голову будут лезть всякого рода хульные мысли, будь то по отношению к Богу или к святыням, то не думай, что это от тебя, это враг опять вооружается против тебя, чтобы смутить. Не обращай внимания на эту хулу, не борись с ними, а просто начни славословить Господа и опять увидишь, как враг посрамится и отступит от тебя!
Итак, вооружись терпением и увидишь, как эта борьба постепенно будет сходить на «нет», а благодарность и славословие станут твоей сущностью и не отставят тебя…


Источник: сайт Вардапета Гевонда.

Один комментарий к “О благодарении Господа

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто.