Вардапет Мхитар Гош

Вардапет Мхитар Гош

— Послание вардапета Мхитара Гоша грузинам о православной вере


nmvTz9l5-s0Вардапет Мхитар Гош (Մխիթար Գոշ) — родился предположительно в 1120 или 1130 (по другим данным – в 1140) в Гандзаке (ныне Гянджа, Азербайджан), где получил первоначальное образование, а затем решил посвятить себя духовному призванию и принял монашеский сан.

Стремясь обрести новые знания, он отправился искать ученых-вардапетов, учился у Ованнеса Тавушеци и других ученых, получил звание вардапета.
Однако и это не удовлетворило его, он переселился из Восточной Армении в Киликию, где, скрыв, что уже имеет ученую степень вардапета, продолжал учиться у виднейших ученых Черной горы.

Известен — как составитель кодекса законов «Свод законов церковных и гражданских» — первого светского закона правил.

Судебник Мхитара Гоша составлен в 1184 году.

Одним из главных источников судебника было армянское обычное право; кроме того, в него был включён ряд положений, заимствованных из византийского права (кодексов Феодосия и Юстиниана), церковных постановлений и др.

«Свод законов» был написан на древнецерковном армянском языке и отличался лаконизмом.

Какой-либо строгой системы в судебнике нет, теоретические рассуждения сочетаются с общими рассуждениями, нормами права и их толкованием. В состав свода вошли, кроме законов восточной римской империи, армянские национальные обычаи, каноны армянской церкви, законы Моисея.

Впоследствии к судебнику были присоединены работы других авторов, например, не принадлежащий Мхитару Гошу перевод сирийско-римских законов.

Силу обязательного закона судебник Мхитара Гоша впервые получил в XIII в., в Киликийской Армении.

В XVI в. судебник был принят польским королем Сигизмундом I для армянских колоний в Львове, Каменце-Подольском и других городах.

В XVIII в. его судебник был внесен в сборник грузинских законов, составленный царевичем Вахтангом, впоследствии царем Вахтангом VI (так называемый Вахтангов сборник законов), в составе которого действовал и после присоединения Грузии к России.

Он пользовался большим авторитетом и уважением не только среди интеллигенции, но и в кругах современных ему политических и государственных деятелей.
Он был духовником и советником амирспасалара (верховного главнокомандующего) Грузинского царства, армянина по происхождению, Закарэ Долгорукого, который высоко его ценил.

Автор более десяти трудов, среди них
первый армянский судебник;
послание видным государственным деятелям средневековой Армении и Грузии Закарэ и его брату Иванэ, в котором автор убеждает их постараться смягчить влияние сплетен, возникших на почве разлада между армянской и грузинской церквами, на политическое сосуществование этих двух народов;
«Албанская хроника», единственный источник, в котором кратко излагается история Агванка (Кавказской Албании) XI-XII вв. В ней описываются события, происходившие в Албании в течение 1130–1162 гг., в период господства Сельджуков;
притчи;
190 басен.

Публикации сочинений
Басни и назидательные стихотворения. Венеция. 1790 (на древнеарм. яз.)
Армянский судебник Мхитара Гоша. Вагршапат. 1880 (на древнеарм. яз.)
Басни. Текст и предисловие Э. Пивазяна. Ер., 1951 (на арм. яз)
Армянский судебник Мхитара Гоша. Перевод с древнеармянского А. Паповяна. Ер., 1954
Басни средневековой Армении. Пер. с древнеарм. и предисл. И. А. Орбели. М.-Л., 1956
Албанская хроника. Баку. 1960

Умер в 1213 в монастыре Нор Гетик (ныне — село Гош в Армении).
Мхитар Гош основал монастырь Нор Гетик, который после его смерти стал называться Гошаванк (то есть монастырь Гоша).


Источник: Энциклопедия фонда «Хайазг».