Слово о Пасхе
Бог, повелевая Моисею, чтобы Израильтяне совершили Пасху в четырнадцатый день первого месяца, сказал: «Скажите всему обществу сынов Израилевых…, пусть возьмут себе каждый одного агнца…, должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и да сотворят праздник великий, Пасху Господню. Да возмут агнца в десятый день месяца, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут, есть его, да не погубит их Ангел, когда буду поражать землю Египетскую. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью…, не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне…, не оставляйте от него до утра и кости его не сокрушайте, но оставшееся от него до утра сожгите на огне».
Так и поступили сыны Израилевы, и ели Пасху в четырнадцатый день первого месяца, который называется месяцем цветов (mebecus) — первым месяцем в году. Заметь же, возлюбленный, те обряды, которые для исполнения предписал Бог при совершении Пасхи иудеями, дав им наставление обо всех Пасхальных принадлежностях. Он сказал им, чтобы они агнца ели в одном доме, и чтобы из дома не выносили от него ничего. Сверх того обрати внимание и на то, что Моисей предписал Израильтянам о самом месте, где совершать Пасху. Когда войдете, говорил он, в землю, которую даст вам Господь, «пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время» (Числ.9:2). И еще «не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих…, но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой» (Втор.16:5—6). И таким образом ешьте Пасху и ешьте ее пред Господом Богом вашим, — вы и домашние ваши, и возрадуйтесь радостью в праздник Пасхи вашей. В другом же месте Он такое дает повеление о Пасхе: «никакой иноплеменник не должен есть ее; а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может, есть ее» (Исх.12:43—44).
Велики и дивны сии таинства, возлюбленный! Ибо, если, находясь в своей земле, Израильтяне не дерзали совершать Пасхи нигде, кроме Иерусалима: то каким образом ныне, будучи рассеяны между всеми народами и языками, между необрезанными и нечистыми, они вкушают хлеб свой с осквернением между язычниками, как предсказано об них у Иезекииля пророка в том месте, где Бог, представляя сие в образе и сени, повелевает, чтобы они ели хлеб свой с осквернением, — по каковой причине пророк и умолял Его таким образом: «Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои»; и Господь отвечал ему: знамение, которое Я явил тебе, показывает, «так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их» (Иез.4:13—14); каким, говорю, образом, если Израильтяне, как выше сказано, находясь в своей земле, не могли вкушать Пасхи иначе, как пред Господом в Иерусалиме, ныне дерзают они совершать таинство Пасхи между чуждыми народами? С другой стороны, что у них уже отнято право совершать Пасху, об этом Бог так засвидетельствовал чрез Пророка: «долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника» (Ос. 3:4). Рассею Иерусалим, говорит Он в другом месте, и — «новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис.1:14); и: «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» (Ис.1:12); и еще: «вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их» (Иер.12:14). И опять почти теми же самыми словами предсказывая об них Моисею, еще гораздо раньше, Он так изрек чрез него: «и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор.32:21). Итак, приди теперь, и я вопрошу тебя, о книжник, умный и мудрый учитель народа, не понимающий впрочем, сам слов Закона: покажи мне, когда исполнилось то, что Бог раздражил народ свой не народом, а народом бессмысленным прогневал его? Ты, конечно, не будешь отвергать того, что чрез язычников исполнилось это слово Писания, которое Моисей изобразил тебе в букве закона. И потому, если ты совершаешь Пасху в другом месте, в месте странствия твоего: то ты делаешь это, как гордый преступник закона.
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мф. 5:31). Пойми же, что «разводная» написана и отдана вам. Если же ты не веришь сему, то послушай Иеремию пророка, говорящего: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» (Иер. 12:7). «Разноцветное стадо птиц сделалось для Меня достоянием Моим». Что значит разноцветное стадо птиц, спрошу я тебя, учитель мудрый и проницательный? Разноцветное стадо птиц значит — церковь из язычников. Смотри же, почему он называет ее разноцветным стадом птиц. Это потому, что она собрана из многих языков и народов, и отдаленные народы сделала ближайшими. Если ты не веришь, что язычники сделались достоянием Господним, то опять послушай, что говорит Иеремия, когда он от лица Божия призывает язычников, и с презрением отвергает Израиля, так говоря: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». И так как сыны Израилевы не послушали, то Господь отверг их и так предвозвестил об них: «слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет» (Иер. 6:16—18).
Давид также говорит: «вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле» (Псал.73:2); и Исаия сообщает: «Слушайте, дальние, что сделаю Я (говорит Господь); и вы, ближние, познайте могущество Мое» (Ис.33:13). И в другом месте Дух Святой так предрекает чрез пророка о будущей Церкви, имеющей составиться из язычников: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его» (Ис. 2:2—3).
Почему в самом деле Исаия сказал: «Слушайте, дальние, что сделаю Я (говорит Господь); и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми» (Ис. 33:13—14)? В каком значении предвещает благоглаголивый пророк, что Господь сотворит и покажет силу крепости своей, что беззаконники поспешат в Сион, и что страх и трепет овладеет язычниками? Этим словом Он призывает язычников в соперничество с народом Своим, отдаленным народам возвещает силу крепости Своей в том, что, карая и поражая страшным гневом отмщения, Он судил и осудил народ Свой, отвергнув его собрал язычников в Сион, который и назвал «градом святым» (Ис.52:1, 64:10), и привел в страшное содрогание, подобное лихорадочным припадкам, тех язычников, которые сделались пророками (проповедниками) истины, тогда как, напротив, о пророках Иерусалимских сказал, что от них взойдет закваска язычества во всю землю.
Итак, послушай, возлюбленный, что я скажу тебе об этой Пасхе, которой таинство и образ даны были древнему народу, а самая истина возвещается ныне в народах. Хотя сомневающиеся и колеблющиеся умы глупых и необразованных людей и недоумевают o великом дне самой первой и истинной Пасхи (потому что говорят, как нам истинно праздновать и совершать эту Пасху?): — однако, в самом деле, животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, однолетний, непорочный, и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал о Нем, что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис.53:9—10). Он называется Агнцем однолетним потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу, как и Сам Он предвозвестил ученикам Своим: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3); и как o праведниках говорит Исаия: «столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем» (Ис. 65:20). Хотя же Спаситель наш, вкусил Пасху с учениками своими в четырнадцатую ночь, в которую Он был схвачен, и — преподал ученикам таинство истинной Пасхи; ибо, после того, как удалился от них Иуда, Он, взяв хлеб, благословил его, и дал ученикам Своим, сказав: «приимите, ядите: сие есть тело Мое»; а потом, благословив вино, также сказал им: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (Мф.26:26—28, 1 Кор.11:24—25), но Господь наш сделал сие прежде, нежели был взят. Ибо Он удалился из того места, в котором совершил Пасху и предал Свое тело в пищу и кровь в питие, и вместе с учениками Своими отправился туда, где уже Его и схватили. A потому, тогда как ели тело Его и пили кровь, Он уже был причтен к мертвым. И Господь собственными руками предал тело Свое в пищу, и, еще не быв распят, предал кровь Свою в питие. В ту же четырнадцатую ночь, когда взяли Его, и дело и суд Его продолжались до часа шестого; в шестом часу признали Его виновным, и распяли. Когда судили Его, Он ничего не говорил, и не давал ответа Своим судьям. Ибо хотя Он и мог говорить и отвечать; но была бы некоторая несообразность, если бы начал говорить и давать ответы Тот, Кто уже причтен к мертвым. От шестого часа даже до девятого была тьма, а в девятом часу Он предал дух Свой в руки Отца Своего, и Он находился в мертвых следующую пятнадцатую ночь, весь день субботний, и в продолжении трех часов пятка; в ту же ночь, которая предшествовала дню, следовавшему за субботою, и в тот же самый час, в который Он преподал ученикам Своим тело и кровь Свою, Он воскрес из мертвых.
Покажи же нам ты, опытный и сведущий в священных книгах, покажи, где тут три дня и три ночи, в которые Иисус Христос был в числе мертвых? Ибо вот мы видим, что Он был в числе мертвых только три часа пятка, ночь на субботу, потом целый день субботний, а в ночь на день недельный Он и воскрес. Насчитай мне целых три дня и три ночи, и мы посмотрим, какие они; ибо в самом деле между смертию и воскресением прошел только один целый день и одна целая ночь. — Но между тем нельзя сомневаться в том, что́ сказал Спаситель наш: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). И действительно, если мы будем считать время с того часа, в который Он преподал тело Свое в пищу, и кровь Свою в питие, то выйдет три дня и три ночи следующим образом: ночь была в тот час, в который удалился Иуда из общего собрания Апостолов, и одиннадцать учеников вкушали тело и пили кровь Спасителя нашего. И так вот одна ночь, которая была на пяток. Отселе все время до шестого часа, в который осудили Его, составляет один день и одну ночь. Далее три, часа, в которые была тьма, т. е. от часа шестого до девятого, и три часа по прошествии тьмы составляют другую ночь и другой день: таким образом вышли уже два дня и две ночи. Наконец целая ночь на субботу и целый день субботний дополняют число трех дней и трех ночей, в которые Господь наш был в мертвых. Ибо в ночь на день недельный Он уже воскрес из мертвых. Кроме сего Пасха иудейская, совершалась в четырнадцатый день — день и ночь: и наш великий день страстей есть пяток, четырнадцатый день — ночь и день. Потом, после Пасхи, Израиль в течение семи дней, ел опресноки, даже до двадцать первого дня месяца: a мы в продолжение стольких же дней совершаем праздник Пасхи Спасителя нашего. Они вкушают опресноки и дикие (полевые) травы: а Спаситель наш отверг чашу горечи, смешанную с желчью; ибо Он принял и уничтожил всю горечь языков тем, что вкусив не захотел пить. Сверх того иудеи из года в год воспоминают в душах своих грехи свои: а мы творим воспоминание страданий и распятия Спасителя нашего. Они во время Пасхи освободились из-под рабства фараонова: а мы в день распятия нашего Господа освобождены от плена и рабства сатаны. Они заклали агнца из стада овец, и кровию его избавились от Ангела истребителя: а мы, кровию Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершенных нами. Для них был спасителем Моисей: а для нас Иисус — и Спаситель и Вождь. Для них Моисей разделил море и перевел их чрез оное: а наш Спаситель разделил преисподнюю, сокрушил врата ее, когда Сам своим вшествием в оные отверз их, и всем верным Своим очистил путь. Им подаваема была манна в пищу: а наш Господь даровал нам в пищу плоть Свою. Для них Он извел воду из камня: а для нас Спаситель источил живоносную воду из своего чрева (Иоан.7:38). Им обещал Он в обладание землю Ханаанскую: а нам обещал даровать землю жизни. Для них Моисей повесил змия, на которого однажды воззревший получал жизнь и освобождался от угрызений змеиных: а для нас Сам Господь наш восшел на крест, и чрез Него мы избавились от угрызений сатаны. Моисей поставил Скинию свидения, и научил иудеев молитвам и преподал им жертвы для очищения грехов их: а Иисус воздвиг Скинию Давидову и укрепил ее, ибо Он Сам так сказал иудеям: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан.2:19). В сей самой Скинии Он обещал нам живот и чрез нее очищаются грехи наши. И притом там названа Скиниею палатка, сделанная и служившая только на краткое время: а для нас Скиния — храм Духа Святаго во веки. И так, возлюбленный, обрати внимание, и размысли о пасхальном агнце, как заповедал им o нем Святый (Бог) (Исх.12:46), чтобы, ели его в одном доме, а не во многих, т. е. в доме единой Церкви Божией. И сверх того сказано еще: «пришлец и наемник не должен есть ее» (Пасхи) (Исх.12:45, 48). Kто же эти «пришлец и наемник», если не наши худые наклонности и пожелания, лишающие нас права вкушать Пасху? Ибо о наемнике Спаситель наш сказал, что он не хозяин стада, и когда «видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит» (Иоан.10:12). Кроме того Бог повелел не вкушать от агнца ничего сырого, или вареного в воде, но только «испеченное на огне» (Исх.12:9). Это также ясно и очевидно; потому что та жертва, которая приносится в Церкви Божией, сжигается на огне, не варится в воде, и не приносится на алтарь сырою. При сем определяется еще, как иудеи должны были есть агнца: «пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших» (Исх.12:11).
Весьма великие таинства заключаются и в сем; ибо кто вкушает от Христа — истинного Агнца, тот препоясует чресла свои верою, обувает ноги в силу Евангелия, и имеет в руках своих «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17). Далее иудеям еще предписано было: «и костей ее не сокрушайте» (Исх.12:46). Это исполнилось на кресте, когда Спасителю «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Иоан.19:36). К этому присовокуплено еще и следующее: «всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может, есть ее» (Пасхи) (Исх.12:44). Раб купленный есть грешник, который принося покаяние, искупляется кровью Христовою, и обрезывая сердце свое от злых дел, приступает к купели крещения, которое есть совершение и осуществление истинного обрезания; и — тогда уже делается причастником таинств Божественных, и приобщается телу и крови Христовой. Наконец прибавляется еще: «и ешьте его с поспешностью» (Исх.12:11). И это наблюдается в Церкви Божией. Ибо поспешно, со страхом и трепетом снедают Агнца, стоя на ногах своих благоговейно, потому что спешат вкусить жизнь в дарах Духа, которого принимают. Израиль крестился в море в ночь Пасхальную, — в день спасения; и Спаситель наш умыл ученикам ноги также в ночь Пасхальную, показывая сим таинство смирения и крещения и крестного страдания, по изречению Апостола: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3—4). Ибо Спаситель наш, взявши воду и вливши ее в умывальницу для умовения, препоясался лентием; и когда, начав умывать ноги учеников, дошел до Симона Петра, то Петр сказал Ему: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? …не умоешь ног моих вовек» Господь же отвечал ему: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Если же так, «Господи, — говорит ему на это Симон, — не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть» (Ин.13:3—10). Умыв ноги учеников, Он возлег за трапезу, за которою и преподал им тело и кровь Свою. Сие немногое я написал тебе с тем намерением и с тою целию, чтобы ты всегда имел в готовности, что́ отвечать иудеям. Ибо они, преступая закон, наблюдают обряды Пасхальные, тогда как уже не имеют на то никакого права и сославляют сами для себя скрижали закона и ковчег завета. A между тем и не понимают и не разумеют того, что предсказал об них пророк, говоря: «в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» (Иер.3:16). Если же говорится, что не будет более кивота завета, что он не взыдет на сердце, не воспомянется и не посетится: то следует, что тот, кто старается возобновить его, есть уже преступник. И в другом месте говорит Иеремия: Израиль и Иуда «завет Мой (Божий) они нарушили» (Иер.31:32). О завете же, который Господь имел дать язычникам, Он так предвозвестил: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер.31:31—32). Если же они возразят тебе, что здесь предсказано, что завет новый будет дан Израилю и Иуде, а не язычникам, то ты скажи им, что тот же самый, который назвал Израиля начальником Содома и народом Гоморским, тот же самый Бог воззвал Авраама, и такое произнес ему обетование собственными устами: «не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт.17:5); и в другом месте сказал ему: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18).
Когда же все сие ты точно узнаешь, и достоверно убедишься в том, сообщи сие тем братиям и чадам нашей Церкви, которые, будучи обуреваемы сомнениями и противоречиями, впадают в недоумение в отношении ко времени Пасхи; истинно же верным знать это — не трудно. Если случится, что у нас день страдания Христова придется в недельный день; то нужно праздновать оный в следующую неделю, дабы таким образом целая седмица была посвящена и воспоминанию страдания Христова и празднованию Пасхи. Ибо после Пасхи — семь дней пасхальных, и, потом, тот же праздник продолжается до Пятидесятницы, но не далее. Если же в какой нибудь другой день придется день страдания Господня, то здесь дело вне всякого противоречия, и не остается более никакого недоумения. День пятка есть для нас день великий. Ибо по числу дней месяца, день распятия, в который пострадал Господь наш, есть день четырнадцатый, а время, в которое Он находился между мертвыми, т. е. ночь и день, есть пятнадцатый день от шестого часа пятка до вечера того дня, который предшествует дню недельному, следовательно дню шестнадцатому, в который Он и воскрес. Ибо вечером на четырнадцатый день Он вкусил с учениками своими Пасху по закону иудейскому; a в этот четырнадцатый день пятка Он был судим до часа шестого, в который восшел на крест и на нем в продолжении трех часов оставался в живых. К мертвым же Он нисшел вечером накануне пятнадцатого дня, который есть суббота, и в этот-то пятнадцатый день Он находился между мертвыми. В ночи же на шестнадцатый день Он воскрес и явился Марии Магдалине и двум путешествовавшим ученикам. Отселе да уразумеет сомнящийся и вопрошающий о сих днях, что именно в ночь на четырнадцатый день Господь наш совершил Пасху — ел и пил с учениками Своими. Но как скоро пропел петух, то Он уже не ел и не пил, потому что Его взяли и повели на судилище, и, как я сказал тебе несколько выше, в продолжении пятнадцатого дня и ночи Он находился между мертвыми. Итак мы должны из года в год совершать сию Пасху в свое время, соблюдать святые посты, совершать непрестанныя молитвы тщательно, усердно и в благоприличных словах, т. е. должны, воспевая Давидовы Псалмы, совершать хвалу благодарений, в достодолжном и в подобающем порядке запечатлевать себя в купели крещения, должны надлежащим образом испрашивать святых благословений, и исполнять и совершать все, что только относится к празднованию Пасхи. «Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:9—11). Если же и должно о чем нибудь спрашивать и недоумевать в сем деле, то гораздо более нужно бы обратить внимание на четырнадцатый день, нежели на празднование Пасхи из года в год. Но и это также значит, что мы должны тщательно хранить и наблюдать четырнадцатый день всякого месяца, и пятки всякой седмицы; ибо это благоприлично нам и до́лжно; впрочем так, чтобы и все дни седмицы считать благопотребными для совершения добрых дел пред Господом Богом. Наконец из сего немногого, что написал я к тебе, ты смотри — не подумай, будто вам полезно заводить между собою споры, — что в самом деле не доставляет никакой пользы и никакого блага; но заботьтесь об одном том, чтобы иметь вам сердце, соблюдающее заповеди, чтобы совершать Пасху в свое время, и наблюдать все обряды при совершении великого празднества страдания нашего Спасителя.
Один комментарий к “Слово о Пасхе”
Обсуждение закрыто.