Толкования на «Послание к Колоссянам».
Колоссяне были научены Епафротидом, который был из них. После того, как он научил их, пришли к ним некоторые из философов и Евреев, которые стали их соблазнять своим учением. Евреи принуждали их соблюдать закон, а философы говорили им, что сей мир произошел из устроения тварей, а не из ничего, как некоторые учат нас. Когда Павел узнал и был осведомлен Епафротидом относительно того, что и Евангелие приняли они, и что их часто посещают Евреи и язычники, он пишет к ним послание, говоря так в начале него:
Глава 1
(Ст. 1). Павел, апостол Иисуса Христа, и Тимофей братья (брат). Павел написал в послании своем имя брата вместе с апостолом, дабы дать ясный пример священникам: ибо хотя имя пресвитера выше брата, однако он с именами своими написал те, которые ниже апостола.
(Ст. 2). Святым, говорит, и верным. Святыми называет крещенных, а верными именует оглашенных.
(Ст. 3). Благодарю Бога Отца Господа нашего, — а не Творца и Создателя Господа нашего, предпосылая молитвы наши за вас.
(Ст. 4). Особенно, когда услышали мы о вере вашей истинной в Господе Иисусе Христе, и о любви вашей великой, которую имеете к святым всем, то есть ко всем бедным.
(Ст. 5). Преимущественно ради надежды, которой ожидаем, что на небесах вы получите за ваши приношения, — о чем вы не теперь услышали, но прежде.
(Ст. 6). Ведь не вам одним исключительно по лицеприятию или как бы случайно проповедано, но вам проповедано было, как и всему миру. Как во всем мире, таким же образом возрастает сие Евангелие и плод приносит в вас всех. А наиболее стало оно изобиловать и приносить многообразные плоды у вас с того времени, когда вы услышали и увидели благодать Божию в истине.
(Ст. 7). Как научились вы от Епафраса, возлюбленного соработника нашего, который есть верный для вас служитель Христа, — то есть посредством свидетельства его и ходатайства верным стало для вас служение Христа.
(Ст. 8). Он объявил нам не вашу плотскую любовь, но любовь вашу в духе, которую имеете к нам.
(Ст. 9). Посему и мы с того дня, как услышали, не перестаем за вас молиться, чтобы вы соделались совершенными в сем познании, во всякой премудрости не тварей, к чему некие вас принуждают, но во всяком разумении духовном.
(Ст. 10). И будьте плодоносящими и возрастающими в высоту не в земном знании, но в познании Бога.
(Ст. 11). И во всякой силе укрепляйтесь, то есть чтобы все силы одной веры могли вы совершать для меня соответственно служению, данному в Церкви для славы Божией, во всякой именно твердости в отношении к гонителям и долготерпении в отношении к обетованиям.
(Ст. 12). С радостию благодарите в тот день Отца, Который достойными вас соделал к участию в наследии, очевидно в Царстве Небесном, которое проповедано святым в мире света.
(Ст. 13). И исторг нас из власти сатаны, совратителя душ, которого образом служит тьма, совращающая тело, и перенес нас, разумей из геенны, уготованной вместе с вами сатане, дабы ввести вас в Царство, которое дала вам любовь Сына Его.
(Ст. 14). Ибо в Нем совершено нам искупление посредством Креста Его и Крови и очищение отпущения грехов, то есть чрез таинство Крещения Его.
(Ст. 15). Который в очевидных делах Своих есть образ Бога невидимого, и Он есть первородный всякой твари, — сказал это о плоти, которая прежде всего была в разуме Облекающего в нее.
(Ст. 18). И Он есть глава тела Церкви здесь и там, Он есть начало воскресения, первородный мертвых. Как соделал Его первенцем воскресения, когда не был Он первенцем умирающих, так поставил и соделал Его старейшим, первенцем тварей, когда Он родился в век апостола. Кроме того, как Божество Его было подвержено бесславию в человечестве Его, так увенчал славой человечество Свое в Своем Божестве.
(Ст. 16). В Нем, говорит, создано видимое и невидимое, все то есть, что совершено и имеет совершиться в том и другом мире: престолы ли, господства ли, или о царях земли сказал это, или о престолах апостолов. Господами же назвал их по причине принадлежащей им царственной власти судебной, ибо они собственной властью и умерщвляют и спасают, как Бог; или же ввиду будущего суда апостолов, которые как владыки осуждают в огнь вечный. Начальства ли, власти ли — это в вышних и нижних и в воинстве злых духов.
(Ст. 17). И Он есть прежде всего, что равнозначно сказанному: В начале было Слово (Ин. 1:1).
(Ст. 18). И Он есть глава тела Церкви, то есть чрез Него насаждена Церковь на земле. И Он есть первородный мертвых делом и властью слова, да будет во всем Он первенствующим, ибо как первее Он тварей, так первее Он и всех дел существ нисших.
(Ст. 19). И в Нем благоволил (Отец) всей полноте Божества вселиться, то есть или Отцу в Сыне, или Сыну в плоти.
(Ст. 20–21). И чрез Него примирить, то есть той же истинной плотью соединен Он с людьми, умиротворяя в Крови Своей чрез Крест в Себе Самом, и что на небесах, и что на земли (есть), то есть высших с нисшими, — и вас, некогда бывших врагами Бога по злым делам вашим.
(Ст. 22). Ныне же вы примирены не в небесном теле, но в членах плоти Его, и чрез смерть Свою поставил вас пред Собою святыми и непорочными, то есть они очищены омытием водным и стоят пред Ним без порока.
(Ст. 23). Если, впрочем, пребываете тверды в вере вашей, которая очистила вас водами крещения, не колеблетесь соблазнами и гонениями, не уклоняетесь от обещанной вам надежды благовестия, возвещеннаго всей вселенной, коего соделался я, Павел, служителем среди язычников.
(Ст. 24). И я нисколько не огорчаюсь теми страданиями, которые претерпел я и терплю. Теперь даже радуюсь в страданиях за вас, поскольку стараюсь восполнить в плоти моей, то есть чтобы за жизнь мира носить мне в себе самом все страдания Христовы. Ведь если отлученным (анафема) от Христа желал бы сделаться он за жизнь распинателей, то внешнюю жизнь тела своего тем паче предал бы он за язычников, именно за Тело Его, которое есть Церковь, то есть за Тело Христово желаю страданиями тела моего восполнить недостаток Церкви Его [34].
(Ст. 25). Коей соделался я служителем не по делам моим, но по таинственному домостроительству Божества, призвавшего меня с дороги Дамасской, данному мне у вас, то есть чтобы у вас исполнить слово Христово.
(Ст. 26–28). Ибо тайна сия Тела и Крови, которая была сокрыта от родов со времен вечных, ныне открыта святым Его, коим восхотел Бог чрез омытие крещения показать, какое богатство славы Его Тела живого, которое есть Христос, сущий с вами как надежда славы, так как вы с надеждой ожидаете в Нем славы, вам обетованной, которую и мы проповедуем вам и возвещаем не вам только отдельно, но научая всякаго человека во всякой премудрости.
(Ст. 29). И такова цель труда моего в постах и ревностного подвига в молитве и гонении, с помощью Бога действующего во мне в силе, которую Он дает мне, и действий, которые совершаются через меня, чтобы утвердить не одного человека и не один народ языческий, но чтобы представить всякаго человека совершенным во Христе.
Глава 2
(Ст. 1). Велик труд подвига, который я совершаю в молитвах, не за вас одних, но также и за Лаодикийцев, и за всех, кои не видели лица моего во плоти.
(Ст. 2). Делаю это для того, чтобы, даже и отсутствуя, утешать сердца их от печали, причиняемой им их врагами, и чтобы устроились любовью на всякое богатство полноты, с доверием, а не со спорами и непослушанием, вместе с разумением познания тайны Бога, то есть познанием тайны Тела Христова.
(Ст. 3). Ибо в Нем открыты все сокровища премудрости, то есть все обетования Божии сокровенные.
(Ст. 4). Итак, никто вас да не соблазнит обольстительными словами.
(Ст. 5). Ибо хотя телом отсутствую от вас, но духом с вами есмь, радуйте меня как присутствующего не одними только добрыми делами вашими, но также и усовершенствованием скудости веры вашей.
(Ст. 6–7). Посему, как приняли вы Иисуса Христа, разумей Евангелие Иисуса Христа, так в Нем и ходите, — укорененные и устроенные так, чтобы ни один из ветров тех, то есть из софистов и Евреев, не поколебал вас. Итак, утвердитесь в вере, как научены, дабы чрез нее могли вы преизбыточествовать и в благодарении.
(Ст. 8). Итак, смотрите, чтобы кто не увлек вас от этой веры философиею, которая заставляет стыдиться веры, и не соблазняйтесь пустым обольщением человеческим, и не следуйте по стихиям сего мира, то есть четырем природам, и не признавайте, что от них все создано, а не из ничего, но живите по учению Христа.
(Ст. 9). Потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно, а не в учениях таких людей, которые благодаря безумствам своим суть жилища демонов. В Нем же живет вся полнота Божества.
(Ст. 10). И Им наполнена всецело. Воспользовался изречением Господа своего, сказавшего: Я в Отце и Отец во Мне (ср.: Ин. 10:38). И Он есть глава всякого начала и власти, то есть Господь и Творец и Владыка начальств и властей.
(Ст. 11). В Нем вы обрезаны не обрезанием Евреев, которое бывает посредством руки и состоит в совлечении плоти, когда отнимается обрезанная часть плоти, — но в обрезании Христовом, которое есть крещение Христово, совлекающее с вас ветхое человечество ваше.
(Ст. 12). И в Нем вы воскресли с Ним чрез веру, то есть прежде чем пали, вы чрез вашу веру, когда воскрес Христос, как бы воскрешены с Ним силой Божией, ибо для того Бог и воздвиг Его от мертвых, чтобы дать нам возможность прибрести веру в воскресение мертвых.
(Ст. 13). И вас, кои некогда мертвы были во грехах ваших, соживотворил с Ним в обетовании, — и даровал, и отпустил все грехи ваши
посредством крещения.
(Ст. 14). И истребил посредством живых заповедей Своих обвинение за грех, написанное в Ветхом законе, ибо все язычники мечом и смертной казнью принуждались к исполнению закона, и висевшее на нас проклятие закона посредством тела Своего взял от среды, от всех людей, пригвоздив его к древу Креста Тем, что Сам был за нас проклятием (стал проклятым от Иудеев). И не только проклятие уничтожил, но и лишил идолов имени божества, которым украшались они.
(Ст. 15). И отнял силу у начал и властей (то есть идолов) и воочию всех с дерзновением подверг их позору, поскольку научил, что они созданы, и показал на них знаки Своей победы, так как они оказались не в состоянии помочь почитателям своим, чтобы их не отвлекали от них, и чтобы Он не лишил их того имени, которым украшались.
(Ст. 16). Итак никто, после столь великих дел, для вас совершенных, прийдя к вам, да не отвлекает вас (от Христа) немощными предметами, то есть пищею, или питием, или праздником новолуния, или еврейским празднованием новолетия.
(Ст. 17). Ведь это, вместе с субботой, следы суть будущих времен; тело же, к которому относятся и на которое указывают, Христос есть, Которого мы проповедуем.
(Ст. 18). Пусть никто, желая, пожалуй, подражать смирению духа нашего, прийдя к вам, да не соблазняет вас и не увлекает к закону Ангелов, именно к учению священников, как будто таковой увидел что-либо не из самого Писания, но собственным своим созерцанием, ибо всуе надмевается таковой измышлениями своими, которые суть измышления ума плоти (плотского ума) его.
(Ст. 19). И не держится главы своего (родоначальника) Авраама, которому обетовано было, что в семени его благословятся все народы (Быт. 12:3, 7), из Коего все тело Церкви, скрепляемое посредством составов и связей, то есть всех свидетельств и всех примеров, имеющих в Писании, устрояется и возрастает возрастание Божие, то есть в возрастание духовное, а не плотское.
(Ст. 20). Итак, если вы умерли со Христом для тварей сего мира, то есть для земных обещаний закона, то зачем еще как бы живущие здесь. в мире, обращаетесь с ним?
(Ст. 21). Не прикасайся, говорится (в законе), не дотрагивайся (ср.: Лев. 5:2), то есть не прикасайся, сказано, к прокаженному, не дотрагивайся до страждущего истечением семени (Лев. 15:3), не вкушай пищу язычников.
(Ст. 22). Ведь все это есть дело тления, так как пришло в ветхость, разложилось и истлело. Это заповеди и учения не Бога, но людей.
(Ст. 23). Но есть в них и некая доля мудрости и суеверия, то есть благодаря им они ведут себя мудро и смиренно, так что мудростью и смирением увлекают людей к соблюдению закона. И не щадят тела, ибо обрезывают и изнуряют его, при некоем небрежении к удовлетворению плоти, то есть в плотских чувствах пребывают они, пока находятся под законом, который в глазах их считает брак нечистым [по синодальному переводу (русскому): Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти (Кол. 2:23)].
Глава 3
(Ст. 1). Итак, если вы совоскресли с Христом в вере, то горняго ищите, то есть мудрствуйте о духовном, где Христос возседает одесную Бога, туда да будут устремлены умы ваши, а не к земному закону.
(Ст. 3). Ибо вы умерли для мирского покоя, и жизнь ваша сокрыта во Христе у Бога, то есть ваша тайная жизнь сокрыта во Христе.
(Ст. 4). Когда Христос явится, жизнь ваша, тогда и вы явитесь в славе Его, которую Он обещал вам в первое Свое пришествие.
(Ст. 5). Итак, умертвите члены ваши, очевидно, тело ветхого человека вашего, каковы суть: блуд, нечистота и страсти печальные похоти злой, и прочее.
(Ст. 6). Ибо ради них грядет гнев Божий в конце.
(Ст. 7). И вы также не чужды были тех же самых грехов, но и вы некогда добровольно вращались в них, когда жили в них всех (меж сынов противления).
(Ст. 8–9). Теперь же отложите вы ветхое человечество с делами его.
(Ст. 10). И облекитесь в новое, которое обновляется через крещение и делается безгрешным по подобию образа Создателя его.
(Ст. 11). Где нет Иудея, ни язычника, ни обрезания, ни необрезания, ни Грека, ни варвара, ни господина, ни раба. Что же это такое, где нет всего этого? Не что иное, как крещение и Царство Небесное. Однако же в каждом из них все во всем вообще Христос есть.
(Ст. 12). Посему облекитесь и бодрствуйте, как святые и избранные для крещения, в милосердую любовь, кротко прощайте друг друга.
(Ст. 13). Охотно давайте за то, что прежде получили вы сами.
(Ст. 16). И слово Христово да вселяется в вас богато также и для научения других. А также будьте исполнены благодатной любви к благословению, то есть полные благодати да восхваляют они Бога в сердцах своих.
Глава 4
(Ст. 3). В молитве вспоминайте вместе и о нас. Заметь, прошу, смирение апостола, так как требует от учеников своих, чтобы молились за него, дабы Бог отверз ему дверь слова — изречь таинство Христово. Дверь же слова есть или слух внемлющих, или знамения, которые совершались через него, так как через знамения отверзалась дверь, или через слух они склонялись к тому, чтобы следовать учению его, поскольку не за другое что, но именно ради тайны Его я в узах.
(Ст. 4). Да открою ее между святыми и выскажу учение о Нем со страхом и трепетом, как подобает мне.
(Ст. 7). Впрочем о мне, именно о скорби у нас и о нашем укреплении, а также о радости нашей в скорбях наших, известие даст вам Тихик, верный служитель.
(Ст. 8). Ибо для сего я послал его к вам, чтобы, когда он возвестит вам о великом гонении на нас, сердца ваши имели бы утешение в том, что гонение на вас меньше, чем на нас.
(Ст. 17). И скажите Архиппу: смотри, служение, которое ты принял от Господа, чтобы исполненным и совершенным передал его в руки того, кто после тебя останется в Господе.
Примечание
34. Разумеется недостаток в количестве верующих, которые должны составить полноту Церкви Христовой. Апостол Павел своими страданиями продолжал дело Христово — распространение Церкви (Тела Христова) на земле. Так толкуют это место Феодор Монсуестский (М., 66., 929) и Феодорит (М., 82., 604). Другое толкование: Господь продолжает терпеть скорби в лице верующих и Церкви (Златоуст, М., 62. 339; Амвросиаст. М. ser. lat. 17. 425; Пелагий. М. lat., 30, 855, А.; Феофилакт, М., 124., 1229; Евфимий Зигабен, ed. Halogeras, 2., 124). Третье: наши страдания служат отплатой, возмещением и как бы восполнением страданий Христовых с нашей стороны (Фотий у Экумения, М. 119., 25).
Один комментарий к “Толкования на «Послание к Колоссянам».”
Обсуждение закрыто.