Пасхальное паломничество в Иерусалим

Пасхальное паломничество в Иерусалим

Пасхальное паломничество в Иерусалим

Интервью с архимандритом Багратом Бурджекяном, членом духовного братства Святых Иаковов, Иерусалимского патриархата Армянской Апостольской Церкви.

— Аствац огнакан, святой отец! Позвольте поприветствовать Вас, отец Баграт, как представителя Армянской патриархии в Иерусалиме, от имени верующих армян России и, в частности, московского Союза молодежи при ААЦ «НУР». Уверен, что к нашим приветствиям присоединятся и миллионы русских православных верующих, которые уже знают Вас, как участника церемонии Святого Света, по телевизионным трансляциям пасхальных служб из Иерусалима, а многие видели Вас непосредственно в Храме Воскресения, когда были здесь паломниками. С каждым годом все больше армянских и российских верующих совершают паломничество на Святую Землю. Многие уже здесь побывали, еще больше людей только собираются посетить места описанные в Евангелии. Разумеется, каждому, готовящемуся к паломничеству интересна любая информация, связанная с Иерусалимом. Но, расскажите прежде всего об истории Иерусалимской Армянской Общины, и вообще, об истории присутствия армян на Святой Земле. Какова сегодня их численность здесь?

— Аствац паапан! Присутствие армян, как христиан, на Святой Земле начинается с 3-го века. Это подтверждено историческими и археологическими фактами. Армяне, еще до принятия в 301-ом году Христианства как государственной религии, стали посещать Святую Землю, как паломники тех мест, что освящены жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, начиная с 3-го века, армяне постоянно посещали Иерусалим, не взирая на сложности, которые были всегда и остаются и сегодня.

Исторически подтверждено, что уже с 5-го века армяне упорядоченным образом совершали паломничество в Святую Землю и память о них оставлена здесь на скалах и на священных камнях. Естественно, что армяне здесь создавали материальные памятники. Предание повествует, что святые царь Трдат Великий и Григорий Просветитель вместе с святым императором Константином построили базилики Святого Воскресения и Рождества. То есть, армяне, вместе с другими народами, от самого начала участвовали во всех начинаниях на Родине Христианства, и именно поэтому мы имеем здесь свои права, всегда их защищали и защищаем по сей день.

Уже в 7-ом веке, согласно списка вардапета Анастаса, армяне имели на Святой Земле до 72-х монастырей. Из них, сегодня только 10 остались в наших руках, и сохраняются под неусыпным оком братства Святых Иаковов. К сожалению, большинство наших монастырей мы не смогли сохранить в протяжении веков по причине гонений со стороны греков-халкидонитов или местных исламистов. Но, в большинстве своем, сами памятники сохранились, и их прежняя принадлежность сегодня понемногу открывается нам в процессе проводимых археологических работ.

В частности, несколько из таких монастырей, уже открыты в конце 19-го века. Один из них — это Русский монастырь на горе Вознесения, который в древности был армянским монастырем Святого Карапета (Предтечи), а другой — монастырь Святого Поликарпоса армянского из Мелинты. В этих двух монастырях открыты очень красивые, украшенные армянскими письменами образцы древнейших мозаик.

Святая Земля, хотя и порабощалась часто со стороны многих племен, и борьба за обладание ею все еще продолжается, все же среди этих гибельных бурь Армянской патриархии удалось удержаться и выжить. Сегодня, из 12-ти народов, которые на Святых местах некогда имели свои храмы и права, остались только армяне, греки, латиняне, копты и сирийцы. Эти последние два народа (копты и сирийцы) всегда виделись как народы последующие за армянами.

Армянская община Иерусалима, всегда была малочисленной. Однако, она увеличилась 1915 году во время Геноцида, за счет беженцев, которые прибыли в Палестину и Армянская патриархия для их проживания предоставила все помещения, что содержались для паломников. По сей день, в этих помещениях проживают дети и внуки выживших в Геноциде. Сегодня в городе Иерусалиме и в городах вокруг него проживают около 1500 местных армян. Но, к сожалению, даже эта маленькая община редеет изо дня в день по причине эмиграции. А причина эмиграции в отсутствии жилья.

— Цель паломничества в Иерусалим — соприкоснуться со Святыней, ощутить святость мест, где когда-то жил и проповедовал наш Господь. А ощущается ли святость места для живущих в Иерусалиме, или все же это больше присуще паломникам? Неужто чувство Святыни всегда присутствует в сердцах тех, что живут здесь? Не притупляется ли это чувство у нашего духовенства, на протяжении многих лет их служения на Святой Земле?

— В сердце каждого христианина Иерусалим имеет свое особое место. Естественно, чувство Святыни есть и у местных жителей. Однако, для паломника это чувство, конечно же, намного более сильное, нежели у того, пред чьим взором эта Святыня каждый день.

— С какими знакомыми ему пасхальными традициями столкнется армянский и русский паломник в Иерусалиме? Есть ли здесь традиция красить яйца, печь куличи? Совершается ли освящение домов?

— Есть пасхальная традиция красить яйца, и куличи пекут. Освящение домов, по традиции Армянской Церкви, конечно же, тоже проводим. Традиция красить яйца довольно древняя, и символизирует Воскресение Христово.

— Скажите, отец Баграт, что особенного, в период Страстной Недели может увидеть паломник в Иерусалиме?

— Участвуя в богослужениях и церемониях нашей Церкви, в период Страстной Недели, паломник должен стать соучастником всех тех евангельских событий, которые мы вспоминаем в эти дни. Соучастником Цахказарда — Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, Его страданий, распятия, смерти, погребения и наконец Воскресения. Все это, паломник должен пережить вместе с нами, когда будет участвовать в каждой церемонии Страстной Недели, которые здесь, в Иерусалиме, совершаются особым образом и на Святых местах этого города, где наш Господь прошел священным путем с Крестом на плечах. Но самое главное — встретить Свет Великой субботы и Пасху в самом Храме Святого Воскресения, где наш Господь был распят на возвышенности Голгофы и недалеко от нее был погребен во Святом Гробе, и в котором через три дня Воскрес.

Важнейшие церемонии и богослужения, в дни Страстной Недели, в которых паломник должен участвовать, следующие: во Вторник и в Четверг — Крестный ход паломников, в Четверг — Литургия Покаяния, церемония омовения ног и Ночная «Хаварман» служба. В Пятницу — службы Распятия и в конце погребения. В Субботу — церемония Света. А в Воскресение, с полуночи до утра, — Пасхальный Крестный ход и Крестный ход на бессмертной Литургии на Гробе Господнем.

Воистину, эти службы на Святых местах — большая честь и отрада для всего армянства, ведь мы издревле имели эти права и продолжаем хранить их на Святой Земле.

— Несомненно, что для нас, армян, особым поводом для радости является тот факт, что именно наша Церковь вместе с Церковью греческой проводит совместную церемонию Света. Опишите Ваши личные чувства и ощущения в день Света, когда Вы вместе с греческим Патриархом входите в Гроб Господень и из него выносите Священный Свет. В России этот Священный Огонь почитают как Благодатный, а ведь вы с Патриархом первые из людей, что к нему прикасаются.

— Церемония Света, сама по себе, является службой наполняющей сердце всякого человека, и служителя, и паломника, радостью Таинства Воскресения Господа. Я, как представитель Армянского Патриарха, являюсь Лусааном (выносящим Свет), и не легко выразить мои чувства и ощущения в такой момент, когда духовенство и паломники сердцем и душою ожидают Света Воскресения, что должен быть вынесен из Святого Гроба и должно быть всему миру объявлено, что Иисус Христос истинно воскрес, свидетель чему пустой Гроб.

Каждый раз для меня, как для армянского Лусаана, происходит особое испытание, когда в день Света вместе с греческим Патриархом я вхожу в часовню Святого Гроба, для выноса оттуда Священного Света. Это особое состояние, учащаются такты сердца, даже испытываю страх и трепет, будто бы я в этот момент вышел из этого мира вон. В эти минуты, что мы пред Камнем Гроба Христова становимся на колени, для совершения наших сердечных молитв, тело и душа согреваются, наливаются особой радостью.

Воистину, великий дар быть в этот наисвященнейший момент в Гробе Господнем, как представитель целого народа. Предание говорит, что когда Отец нашей веры Григор Лусаворич в день Святого Воскресения вошел в Святой Гроб для выноса Священного Света, все лампады там чудесно зажглись. И после этого чуда, Святой Григор спел «Луйс Зварт». Памятуя об этом чуде, и я поклоняясь молюсь, повторяя «Луйс Зварт», чтобы Бог нашим всем грехам отпущение дал, миру мир даровал, исцелил болящих и немощных, и дал все то, что есть чаяние сердца, и моего лично, и всего моего народа.

— Скажите, а как Вы молитесь? Это специальная молитва по молитвеннику, или молитва импровизированная, та что исходит от души? Как молится греческий Патриарх?

— Да, читается молитва по молитвеннику. Но, помимо молитв из молитвенника, я возношу и свою сердечную молитву, При этом, мы имеем специальную молитву для этого дня, которую я произношу наизусть. Греческий патриарх читает свою молитву по книге, это так же специальная молитва для церемонии Света.

— Но как же вы читаете молитвы по молитвеннику если там темно?

— Да. Из-за мрака не легко читать.

— И еще один вопрос интересующий больше русских верующих — правда ли, что в День Света на плите Гроба лежит вата?

— Нет. В день Света на плите Святого Гроба нет ваты. Там стоят лампады.

— К сожалению, многие русские верующие и даже армяне в России мало что знают о том, как происходит эта церемония, о правах армян. Согласно сведениям доходящим до русских православных верующих, только греческий Патриарх входит в часовню Гроба, а армянин ожидает в приделе, у камня Ангела. Действительно ли правильно это мнение?

— Статусом-кво 1852 года, указом Османского султана, закреплено то древнее положение, что армяне и греки в День Света вместе входят и вместе выносят Свет из Святого Гроба. В книге Статуса-кво четко расписаны пределы полномочий каждой общины, участвующей в церемонии Святого Света. Не написано, что армянин ожидает у камня Ангела. Написано, что армянин и грек вместе входят в Гроб Господень, чтобы вынести Священный Свет. Ожидание в приделе у камня Ангела — это выдумка греков. Этим, вероятно, они хотят привлечь внимание своих верующих.

Греки вообще создают туман в этом деле. 20-го февраля 2003 года, на собрании комитета Святых мест, где присутствовали представители трех общин, представитель греческой Патриархии архиепископ Корнелиос (что в 2001 году был местоблюстителем Патриарха и вместо Патриарха в 2000 и 2001 года служил на церемонии Света), свидетельствовал, что во время вхождения во Святой Гроб и выноса Света, армянский Лусаан входит в Святой Гроб, и молится, и также выносит Священный Свет. Однако, после такого свидетельства, архиепископа Корнелиоса, греческий Патриарх запретил делать такие заявления перед представителями властей.

Проблема наших взаимоотношений с греками лежит в богословской плоскости. Они, будучи халкидонитами, всегда пытались навязать нам свою веру, и даже ассимилировать в себе армян, но это им не удалось. Потому что мы всегда крепко держимся учения наших Святых Отцов, в согласии с которыми, не хотим ни разделять, ни разъединять природу нашего Господа Иисуса Христа. По этой причине, наша история, начиная с 451-го года, полна гонений со стороны Византийской империи. Но, мы сохранили доставшееся нам Предание. И уверены, что сохраненное есть Истина.

— Да, на слуху постоянные трения между армянами и греками. Расскажите, пожалуйста, и о проблеме 2002 года. Каково реальное положение дел сегодня?

— В 2002 году нашим Лусааном был отец Самвел Агоян. Когда он и греческий Патриарх, в день Субботы Света, вошли внутрь Гроба, коленопреклоненно совершили молитву и стали выходить из Святого Гроба, возникла проблема. Обычай был тот, что учитывая то, что армянин входит внутрь вторым, вслед греческому Патриарху, следовательно, он должен первым выйти, поскольку сразу двое не могут разминуться в узком проходе у плиты Святого Гроба. Но, греческий Патриарх поднял вопрос, говоря, что именно он должен выходить из часовни Гроба первый. Вот и возник конфликт у камня Ангела. Вмешательством полиции этот инцидент был разрешен, но сама проблема осталась до следующего года.

Перед Пасхой 2003-го года, греческий Патриарх стал распространять слух, что армянин не имеет права входить с ним внутрь Святого Гроба, но должен ждать у камня Ангела. Мы были в большом удивлении, ибо нет такого положения. Греческий Патриарх не имея доказательств своим утверждениям, в конце концов, не найдя ничего лучше, представил как «факт» подтверждающий его мнение, дневники неких монахов храма Воскресения.

Мы же в наших архивах собрали все документальные факты, предъявили и удостоверили, что заявление греческого Патриарха беспочвенно и ничего подобного, о чем он говорит, быть не может. В наших руках имеются официальные документы еще от османских султанов, где однозначно объявляется, что армянский и греческий Патриархи вместе входят во Святой Гроб в День Субботы Света и там, преклонив колени, молятся и выносят Священный Свет. Грек передает его народу с северного проема Гроба, а армянин южного проема, и потом вдвоем выходят из главного выхода Святого Гроба, держа в руках зажженными Священным Огнем свечи.

И тем не менее, вопрос не был решен, и каждый год проблемы связанные с предстоящей церемонией становились едва ли не кошмаром для Армянского патриархата Иерусалима. Когда приближался День Субботнего Света, снова и снова возникал спор между армянами и греками, связанный с церемонией Дня Света и ее упорядочивания со стороны Израильского государства.

Израильское же государство всегда сознательно решало проблемы в пользу Греческого патриархата, и под видом мира и заботы пыталось ущемлять армян. Армянский патриархат возвысил свой голос против такой несправедливости, и даже обратился в Верховный суд. Верховный суд объявил, что он не имеет полномочий заниматься вопросами Святых мест, и дело было передано премьер-министру государства, чтобы тот решил, на чьей стороне правда. Из кабинета премьер-министра нам было объявлено, что он не соизволил принять решение и распорядился двум сторонам совместно провести переговоры и прийти к взаимопониманию.

Между греческим и армянским Патриархами проходили переговоры но безрезультатно. Из-за наших богословских различий, греческий Патриарх доходил даже до того, что объявлял армян еретиками и утверждал, что нельзя ему с армянином находиться в Святом Гробе в такой святой момент. Так вопрос и оставался не решенным, из года в год возобновляя споры. И только в 2008-ом году, усилиями представителя начальника полиции государства Израиль был достигнут положительный для нас результат и греки согласились, что их Патриарх и армянский Лусаан, в момент церемонии Света, вместе находятся внутри Святого Гроба.

Однако и на сегодня, проблема не решена полностью. На данный момент положение то, что греческий Патриарх, первым зайдя в Гроб, становится на колени пред камнем Гроба так, что оставляет слишком мало места, чтобы и армянскому Лусаану было удобно коленнопреклоненно совершать свою молитву, почему приходится молиться в некотором стеснении. Надеемся, что и данная проблема скоро разрешится и этому вопросу будет положен конец, и мы полностью восстановим наши права.

— Скажите, святой отец, как получается, что еще до вашего с Патриархом выхода из Гроба, армянский Патриарх из Армянского придела уже благословляет верующих Священным Светом?

— Армянский Лусаан и греческий Патриарх когда выходят из часовни Гроба с зажженными свечами в руках, прежде всего передают — Священный Свет через два проема в приделе. Переданный из армянского проема Огонь юноша несет Патриарху, что в ложе Армянского придела ожидает Священный Свет. Как только армянский Патриарх получает Священный Свет, тут же им благословляет армянских паломников и всех верующих христиан.

Армянский Лусаан и греческий Патриарх после передачи Священного Огня из проемов, вдвоем выходят из главного выхода Святого Гроба и каждый идет в свое место. После этого, совершается армянский Крестный ход, три раза вокруг Святого Гроба, после чего торжественно, со Священным Светом в руках, братство и паломники следуют а храм Святых Иаковов для проведения Литургии.

— И позвольте последний вопрос интересующий наших верующих. Почему Армянский патриархат Иерусалима живет по старому Юлианскому календарю? Ведь везде и на Родине, и за границей, армянские верующие живут по новому Григорианскому календарю. Это потому что мы вместе с греками отмечаем Праздник Света или по иной причине?

— Иерусалимский Армянский Патриархат живет по Юлианскому календарю, потому что это вопрос порядка и времени всех богослужений на Святых местах. Не забудем, что все Святые места в собственности нескольких общин — Армян, Греков и Латинян. Соответственно, в каждом Святом месте установлен порядок служб. Этот порядок официально установлен на основании Юлианского календаря в 1852-ом году, и изменить его, установив новый порядок, в одностороннем порядке нельзя.

— Спасибо, отец Баграт. Что бы Вы пожелали от лица Армянской Церкви в Иерусалиме армянским и русским православным верующим?

— Мое сердечное пожелание то, чтобы православные христиане, армяне и из других народов, все смогли посетить Святую Землю как паломники, особенно в период Пасхальной Страстной Недели. Чтобы посещали Святую Землю во исполнение обета, увидели места где жил Господь и стали здесь соучастниками Его страстей и Воскресения. Надеюсь, что армия армянских и русских паломников будет увеличиваться из года в год, и их число будет исчисляться тысячами, особенно в Пасхальные празднества. Паломничество в богословском смысле означает возвращение к Богу, и моя мечта, чтоб каждый верующий, став паломником во имя своей Церкви и народа, укрепил свою веру придя в Иерусалим, стал причастным Святыне.


Интервью провел Давид Бекназарян, руководитель Союза молодежи при ААЦ «НУР»