О блудном сыне
Уже второй раз за недолгий период моего служения мне случается проповедовать на притчу о блудном сыне, и каждый раз я понимаю, как легко мне отождествиться с младшим сыном — грешником, нашедшим свой путь обратно к Богу через покаяние, и старшим сыном — слепо исполняющим обязанности, но не имеющим в сердце своем заповеданной Господом истинной любви к ближнему.
Притча, о которой будем говорить сегодня, могла бы стать основой для написания книги и, наверное, не одной, настолько многогранен и масштабен ее смысл и толкование, о каждой личности, о каждом внутреннем мире можно говорить часами. Сегодня я поделюсь с Вами размышлениями об образах двух братьев, а в воскресенье, в продолжение сегодняшней проповеди, во время литургии буду говорить о безграничной любви отца, о покаянии и прощении. Прежде, вспомним, о чем же повествует эта притча:
Лк., XV, 11-32.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Давайте сейчас предстанем перед образом старшего сына.
Всю свою жизнь он прожил с отцом, заботясь о нем и всячески помогая ему. Он усердно, преданно, самозабвенно работал, не обращая внимания на усталость, не требуя вознаграждения, потому что чувствовал, что поступая так, он ведет себя правильно. И мы, сейчас оставив все свои дела, домашние заботы и личные интересы приехали в храм, дабы услышать слово Божие и помолиться, будучи уверенными, что поступаем правильно.
Несмотря ни на что, старший сын оставался верным отцу, хотя и не ожидал от него какого-либо вознаграждения. Так и мы сегодня, не ожидая от Господа вознаграждения в виде ответа на нашу молитву, все же верны Ему.
На чем в таком случае была основана преданность старшего сына? На чем мы основываем свою верность Господу, если не получаем сиюминутно то, что хотели или то, что заслужили за свои труды и старания?
«Он мой Отец» — вот основа преданности старшего сына! И именно такой должна быть, и есть основа нашей преданности Господу.
Сам факт нашего сыновства предполагает полную, безграничную преданность. Ведь мы любим наших родителей не за то, что они нас обеспечивают, а только за то, что они наши родители.
Но самое важное в этих отношениях тепло и любовь, которых судя по содержанию притчи у старшего сына не было. Он был готов продолжать свое служение в том же виде, никто бы и не заметил его суровости, грубости и черствости, если бы не события связанные с младшим братом. Так же и мы живем по заповедям, ходим в церковь, участвуем в литургии, но зачастую, когда приходит наш заблудший брат вместо того, чтобы принять мы отвергаем его, показывая нашу истинную сущность — сущность сурового исполнителя, не имеющего любви и тепла.
Абсолютно противоположен и также двояк образ младшего сына. Грех совершенный им мы называем блудом, то есть заблуждением, поскольку у младшего сына произошла подмена ценностей, он заблудился и отошел от истины, от тех правил, канонов и традиций, которым его с детства учил отец. Тем самым его духовный, внутренний, нравственный мир потерпел полный крах.
Сегодня, в нашем с Вами отдаленном от Бога маловерном общественном сознании утвердилось мнение, что подобное поведение никакого вреда для человека не представляет. Он потратил имущество, которое являлось его долей, пил, ел, радовался жизни, проводил время с женщинами, жил в удовольствие. Что же в этом плохого?
Если ничего страшного не произошло, то, что же тогда означает притча о блудном сыне?
Сегодня грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого человека. Но, к сожалению, абсолютное большинство людей всячески пытаются оправдать этот грех, представить его не как грех, а как естественное деяние. В свою очередь современная лжекультура поддерживает подобное восприятие блуда, лицемерно убеждая, что духовно-нравственные ценности ограничивают свободу человека.
Очень важно, иметь перед собой истинные ценности, дабы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя, прикрываясь псевдосвободой. Ни при каких обстоятельствах человек не должен оправдывать грех. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может в корне изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех — есть грех. Грех разрушает душу и тело человека, а грех не несущий дальнейшего покаяния и исправления лишает всякой возможности быть прощенным. В этом смысле блудный сын сумел вовремя остановиться и путем страданий, обездоленности, одиночества, отверженности все же достичь примирения с отцом и его прощения.
Мы вспоминаем притчу о блудном сыне в первые недели Великого поста ― особого времени в жизни каждого прихожанина. Пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду голоса своей совести, и помолились Господу о прощении своих грехов.
Задумаемся о себе: рядом с каждым из нас есть кто-то, к кому мы относимся с той же холодностью, с которой старший брат отнесся к младшему, но также рядом с нами есть те, которые подобно блудному сыну предали своего отца и даже не стараются заслужить его прощения по причине неимения любви и маловерию.
Давайте найдем свое место в этой замечательной поучительной притче, потому что тогда мы, может, научимся истинной преданности старшего брата. Или, может быть, мы сможем найти в своем сердце покаянное стремление младшего сына и научимся от него, что нет такого положения, из которого не может вывести искреннее раскаяние, решительный поворот, и что Отец готов принять нас и помочь начать новую жизнь, основанную на божественной любви.
Один комментарий к “О блудном сыне”
Обсуждение закрыто.