Иерей Аракел Амирян

Иерей Аракел Амирян

Беседа о смысле поста

В календаре Армянской церкви в течение года насчитывается 158 постных дней, 48 из которых – дни Великого поста, а остальные являются недельными и дневными постами. По церковному календарю в этом году Великий пост начался 11 февраля и закончился  31 марта. Постные дни являются периодом духовного воспитания, избавления от грехов, раскаяния и исповеди. Что такое пост согласно Библии? Каков смысл поста? Как питаться в постные дни? На вопросы отвечает духовный пастырь Церкви Сурб Арутюн священник Аракел Амирян.

– Согласно установленному канону, в постные дни надо есть только пищу имеющую растительное происхождение, и в течение поста отказаться от страстных увлечений, многословия, лжи, ругательств и других грехов. Но смысл поста не заканчивается только ограничением в пище и выпивке. Отец Аракел, почему вы поститесь и каков духовный смысл поста?

– Прежде всего надо сказать, что Господь установил пост еще в рае для Адама и Евы, заповедуя: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь» (Бытие 2:16-17). В раю первые люди жили наравне с ангелами, а когда сатана обманул Адама и Еву, пост, установленный Богом, был нарушен. Адам и Ева лишились даров и были изгнаны из рая. С помощью поста люди заново нашли путь, ведущий к небу. В постные дни церковь заповедует питаться живым хлебом – словом Божьим, поскольку «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Евангелие от Матфея 4:4).
Период поста для каждого христианина – повод освободиться от греха. Постом и молитвой верующий приклоняется и, исповедуя грех, спасается от исходящих от него проблем.
Один отказ от еды – не пост. Господь свят, и поэтому он требует, чтобы человек тоже был свят, т.е. был далек от грехов. Значит, можно освободиться от греха без отказа от еды, но отказаться от еды, не очистившись от грехов, бессмысленно. Какой толк, если человек будет мучить свое тело постом, а душа будет питаться грехом. «Сатана постоянно постится, ничего не ест, но не перестает и не устает грешить», – говорит ГригорТатеваци. Из этого делаем вывод, что каждый человек, отказавшийся от пищи и ослабивший свое тело молитвой, стремлением очиститься от грехов делает свой пост полноценным.

– В Новом Завете первый пример поста показывает Иисус, когда после крещения до начала своей проповеди сорок дней искушается в пустыне сатаной. «Иисус не ел и не пил в эти дни», — читаем в Евангелии от Луки. По примеру Иисуса наша церковь установила сорокадневный пост. Тер Аракел, как церковь толкует пост Иисуса?

– Иисус постился не для того, чтобы освободиться от греха, Он не нуждался в этом, Он был безгрешным, а для того, чтобы утвердить, что Ветхий и Новый Заветы не противятся друг другу, а дополняют друг друга. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея 5:17), – говорит Господь.
Иисус сорокадневным постом победил сатану, и мы по его примеру постимся, дабы преодолеть искушения сатаны.

– Устанавливая сорокадневный пост, Иисус также учит нас, с каким духом надо поститься. Для Господа неприемлем пост «унылый» и «лицемерный». Тер Аракел, как человек должен жить в постные дни, дабы быть угодным Господу?

– Лицемерие неприемлемо для Бога вообще и особенно в постные дни. Пост не должен быть напоказ или поводом для гордыни и хвальбы. Перед нами имеется знаменитый пример фарисея и мытаря, первый из которых гордился своей законопослушностью, а второй, боясь даже поднять глаза в небо, бил себя в грудь и роптал: «Господи, прости меня грешного». Неотделимой частью поста является также молитва. А что такое молитва? Это диалог с Богом. Как еда является пищей для тела, так и молитва является пищей для души, и как наше тело, душа тоже должна питаться каждый день, иначе она заболеет и погибнет. Без молитвы душа не может жить в Божьем даре. Во время поста важна также милостыня, потому что она предназначена для человека нуждающегося, а то, что делается для нуждающегося, направленно к Богу, ведь Господь Сам сказал: «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Евангелие от Матфея 25:40). Значит, Богу угоден пост, имеющий в себе совершенное раскаяние, исповедь, молитву и милостынь. Некоторые постятся, чтобы похудеть или восстановить здоровье. В этом случае пост теряет свою духовную ценность. Человек, лишая себя телесных удовольствий, усиливает душу, волю, освобождается от грехов, очищает тело, которое является местом обитания души. И несмотря на то, что пост добровольный и никого из нас не заставляют поститься, Отцы Церкви дают совет хранить постные дни со стремлением и святостью.


Алвард Назарян

Перевод с армянского дьякона Даниэля