Иерей Тадеос Тертерян

Иерей Тадеос Тертерян

Беседа о том, для чего священник освящает жилье

После праздников Св. Рождества и Св. Воскресения господа нашего Иисуса Христа священнослужитель посещает дома прихожан, дабы передать благую весть Богоявления и Воскресения Иисуса Христа, благословить жителей квартиры или дома, и даровать духовную радость благоверным чадам паствы. Этот благочестивый обряд называется чином освящения жилья. Когда и кем был установлен этот чин? В чем важность чина освящения жилья? И как к нему готовиться?

На вопросы отвечает ключарь церкви Сурб Арутюн г. Москвы священник Тадеос Тертерян.

-Отец Тадеос, когда и при каких условиях был установлен чин освящения жилья?

-Освящение жилья совершается по переезду в новый дом, или если в доме был нарушен покой и мир, чувствуется присутствие злых сил, а также два раза в год после Св. Рождества, когда передается благая весть,  — «Христос родился и явился», и после Св. Пасхи  — «Христос воскрес из мертвых». Благочестивый обычай освящения жилья берет начало еще с апостольского периода, когда ученики нашего Господа Иисуса Христа входили в дома прихожан, и передавали благую весть о Его Воскресении.

-Как совершается чин освящения дома?

-Чин освящения дома, или как любят говорить армяне  — очага, заключается в том, чтобы Господь под своей всесильной Дланью хранил не только дом, но и членов семьи. Дабы в нем воцарилась воля Божья, любовь, взаимопонимание, согласие, и дабы с этих пор от освященного очага отдалились зло и тьма. Во время Рождественского чина освящения жилья священник поет шаракан (духовное песнопение), написанный Мовсесом Хоренаци, — «Таинство великое и чудесное», после чего из Евагелия от Луки (Лука 2:8-14) читается эпизод, рассказывающий о благой вести рождения младенца Иисуса Христа.
В совершающемся по случаю Св. Воскресения чине освящения жилья поется песнопение Нерсеса Ламбронаци — «Сегодня воскрес из мертвых» и читается отрывок из Евангелия от Иоанна 28:16-20. После чтения Св. Евангелия священник Св. Крестом, Св. Евангелием и благодатью данного дня во имя Отца и Сына и Святого Духа освящает элементы имеющие для человека жизненно важное значение — воду (символизирует таинство Св. Крещения), хлеб (или муку) и соль (символизирует святую и благочестивую жизнь). После чего освященной водой крестообразно окропляет стены дома, кадит и, соединяя воедино наши просьбы, доносит их Богу, прося у Вседержителя благословения для нас.

-Для чего во время освящения жилья священник оставляет в доме освященную просфору?

-По окончании чина освящения священнослужитель оставляет в доме освященную просфору как символ благословенного присутствия нашего Воплощенного Спасителя.

-Отец Тадеос, Вы каждый день общаетесь с армянами, проживающими в Москве. Знают ли они, что такое освящение жилья, придают ли значение этому чину в своей  жизни?

-Несомненно многие знают об освящении дома, читали, или узнавали от своих предков и также продолжают два раза в год после Св. Рождества и после Св. Пасхи приглашать священнослужителя освятить их дом, некоторые же приглашают тогда, когда случается какая-либо неприятность, лишь попавши в беду вспоминают о Боге.

-Как должны готовиться к этому важному обряду члены семьи?

-Членам семьи нужно готовиться только в духовном смысле, поскольку то, что необходимо для совершения чина, уверен, есть в каждом доме —  хлеб, вода, соль. Одной молитвы священника недостаточно для того, чтобы восстановить духовную жизнь в доме и изгнать злые силы. Для получения благословения и приобщения к божественной благодати необходима непоколебимая и крепкая вера.
В чине благословения нововозведенного дома читается отрывок из Евангелия от Луки (Лука 19:1-10), где Иисус Христос в городе Иерихоне видя веру Закхея, обладающего небольшим ростом, посещает его дом и в противовес возмущениям присутствующих говорит, что для этого дома сегодня было спасение, потому что Сын Человеческий пришел найти и спасти потерянное.
И мы должны иметь подобную веру, дабы через священника призвать Господа в наш дом и как Закхей исповедать:  если кого лишил, вчетверо воздам – в чем и для нашего дома будет спасение.
А в молитве того же чина говорится:  «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его», — то есть, все должно быть по воле Божьей. Дабы в месте нашего проживания – нашем доме воцарились мир и покой, прежде он должен быть освящен и только потом в него можно вселиться.

Алвард Назарян