Иеромонах Партэв Барсегян

Иеромонах Партэв Барсегян

Когда говорят преступившие церковный порядок

В последнее время участились случаи, когда лишенные сана бывшие священнослужители говорят о церковном каноне и порядке, забывая о том, что они лишены сана как раз в результате нарушения того же порядка и дисциплины. Речь идет не о тех, кто добровольно покинул церковнослужение, а о тех, кто в свое время попрал церковный канон, порядок и дисциплину и сегодня продолжает в том же духе и весьма комично рассуждать об отсутствии порядка в Церкви.

В связи с этим хочется предложить таким лицам прежде всего вернуться к причинам, вследствие которых они выдворены из сферы церковного служения. Призовем их поразмыслить над тем, насколько сами они соблюдали церковный порядок и дисциплину.

Затасканная точка зрения о том, что верховная церковная власть лишает сана священнослужителей самовластно и по предубеждению, ни в коей мере не соответствует реальности. Более того, интересам высшей церковной власти претит потеря священника, тем более ценного, и по вполне ясным причинам.

На подготовку каждого священнослужителя от Церкви требуется длительное время и колоссальные усилия. Чтобы получить образование в духовном учреждении и подготовиться к рукоположению, будущему священнослужителю требуется 6 лет. Мало кто знает, каких усилий и труда стоит преподавателям и духовным наставникам формирование личности будущего священнослужителя. А если к сказанному прибавить два-три года по завершении учебы, когда кандидат выносит для себя решение, быть ему принявшим целибат монахом или женатым священником, а к этому добавить еще два-три года, когда многие из окончивших семинарию студентов продолжают обучение в зарубежных странах, то получится, что на подготовку одного священнослужителя Церкви необходимо 8-10 лет.

После всего этого возникает обоснованный вопрос, в чем интерес высшей церковной власти, во имя чего, зачем ей терять подготовленного ценой многих усилий священнослужителя? Потому что он отправляет общеполезную службу? Оппоненты Церкви и лишенные духовного сана лица утверждают, что они были образованными, любимыми народом, положительными священнослужителями. Естественно, ни один из них не говорит ни слова о нарушении ими церковного устава и порядка. Получается, Церковь безо всякой причины избавляется от своих служителей? В таком случае возникает вопрос, неужели в церковной сфере нет других «положительных» служителей и почему их не лишают сана? Или лишь эти были «положительными»? Слава Богу, сегодня в нашей Церкви не наблюдается недостатка в образованном и плодотворно служащем священстве. Следовательно, нелогичны и несерьезны утверждения, будто верховная церковная власть желает избавиться от «положительных» служителей.

Миссия Церкви страдает с удалением каждого подготовленного и образованного служителя. Однако я уверен, сколько бы ни звучало обвинений в адрес верховной церковной власти из-за лишенных сана служителей, все эти обвинения – пустяк по сравнению с теми нападками, которые могли бы начаться впоследствии, если бы преступивший церковный устав служитель остался на церковной ниве.

Предельно ясно, что лишение сана и выведение за штат не исходит из интересов верховной церковной власти. Плодотворная деятельность способствует повышению авторитета и Церкви, и Верховного Патриарха. Так почему же Католикос Всех Армян не должен желать, чтобы образованный, грамотный священнослужитель оставался в церковной сфере? Ведь последний служит во имя укрепления Церкви и нации! Наконец, почему Католикос Всех Армян столь ревностен в дисциплинарных вопросах? Он мог бы предпочесть дешевую популярность, отказавшись от ревностного отношения к церковному порядку и дисциплине и позволяя священнослужителям служить, где они пожелают, и заниматься тем, что им вздумается. Куда это подтолкнет Церковь, если не в пропасть!

Дальновидные и осмотрительные люди, которые реально понимают, в чем гарантии существования нации и Церкви, сознают, что осуществляемые в церковной жизни программы служат укреплению канонического порядка Церкви, способствуют мощи духовной жизни нации, формированию твердыни надежного будущего.

Предлагая внимаю читателей вышеприведенные доводы, хотелось бы предложить некоторым лишенным сана священнослужителям, которые озабочены каноническим порядком Армянской Апостольской Церкви, дабы они, прежде чем рассуждать о порядке и дисциплине в Церкви и публиковать собственные тезисы о нововведениях, начинали реформы с самих себя. И не отрекаться от хлеба, которым вскормила их Церковь. И не забывать, кто дал им образование и знания. И пусть, положа руку на сердце, признаются, что им была предоставлена не одна возможность для исправления, однако все оказалось безрезультатно. Несправедливо обвинять церковную власть, когда ты провинился сам. Как говорится в поговорке, «когда волк голоден, во всем виноваты ягнята».

P. S. «В дни своей юности я мечтал изменить мир к лучшему, в возрасте постарше я хотел изменить к лучшему свою страну, в зрелом возрасте мне хотелось изменить к лучшему свою семью, и лишь на смертном одре я постиг, что мне следовало изменить самого себя, и тогда, может, изменились бы моя семья, страна и мир…» (Уинстон Черчилль).

Иеромонах Партэв Барсегян,
конгрегат Первопрестольного Св. Эчмиадзина