Сретение Господне

Сретение Господне

Сретение Господне или Тъярнэндарач — один из самых древних праздников христианской церкви. Слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Святые Отцы говорят, что праздник символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов в лице старца Симеона. Когда младенцу Христу исполнилось 40 дней, Мария и Иосиф, следуя ветхозаветному закону, принесли Его в Иерусалимский храм. Там они встретились со старцем Симеоном, которому было откровение, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14) — и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Увидев в Иерусалимском храме Спасителя, Симеон взял Младенца на руки и благословил Господа: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук 22.29-32). Пресвятой Деве Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). Тут же, в храме, была благочестивая вдова пророчица Анна, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Армянская апостольская церковь отмечает Сретение Господне 14-го февраля, на сороковой день после Богоявления. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13-го февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – чин освящения четырех сторон света. После чего, по древнейшей традиции, от свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Господа. Согласно толкованию Святого Григора Татеваци, огонь также символизирует второе пришествие Иисуса Христа.

Традиция прыгать через костер пришла из язычества. До сих пор есть люди, которые верят в приметы, связанные с его разжиганием. Но Церковь не одобряет эти суеверия, считая их лишь доброй традицией, но не более. Святой Ефрем Сирин объяснял, что язычники боготворили огонь, а уже во время христианства, используя его во время обрядов, мы показываем, что он всего лишь «слуга Христа» и используется для служения Господу. С приходом Христа огонь перестал быть объектом поклонения, но стал частью веселья и празднества, которые проходят вокруг него и символизируют радость человечества, увидевшего Иисуса Христа и исходящий от него спасительный свет.

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днем благословения молодоженов.

Мариам Погосян