Реликвии

Армянская церковь является хранительницей множества реликвий, из которых особо значимы следующие:

Копье, пронзившее ребро Иисуса Христа

009

Но каким образом Копье попало в Армению. И то ли это Копье?

Историки христианства считают бесспорным факт, что последние годы жизни Лонгина прошли в городе Кесарии (ныне Кайсери в Турции) – столице Каппадокии. «История» архимандрита Вардана Аревелци (XIII в.) уточняет, что бывший центурион долгое время жил в каппадокийской долине Герем, где передал Копье кому-то из новообращенных христиан. В конце III столетия Копье, если следовать Вардану, оказалось у св. Григора Просветителя – будущего крестителя Армении. Григор привез Копье в Армению и почитал его «превыше всех реликвий Господа нашего». Версия имеет право на существование с учетом того, что будущий патриарх действительно вырос в Кесарии Каппадокийской и воспитывался в доме местного епископа. Но это только версия. (Упоминание Варданом более легендарных версий, по которым Копье в Армению принесли Матфей Евангелист или Иосиф Аримафейский, мы не будем рассматривать уже потому, что ни тот, ни другой в Армении не бывали. Впрочем, Вардан и сам не слишком доверяет этим рассказам, однако считает их изложение обязанностью добросовестного историка.)

Обратимся ко второй версии, официально принятой Армянской церковью на основе священного предания. Копье хранилось у апостолов, и Петр, если исходить из анонимной «Истории апостола Фаддея и девы Сандухт», передал своему собрату апостолу Фаддею «коснувшееся Бога Копье» как духовное оружие, «чтобы оно было помощником в его проповеди». В 43 году он принес святыню в Армению.

Данная версия предпочтительна не потому, что по ней Копье появляется в Армении на два с половиной века раньше, а потому, что жизнь Просветителя после Кесарии известна в подробностях, и его биографы (Агатангелос и более поздние) не упустили бы случая благодаря обладанию Копьем поднять Просветителя на еще более высокую ступень святости.

В Армении Копье первоначально хранилось в христианских общинах, а после 301 года, когда христианство стало государственной религией, святыню передали в Эчмиадзин. Уже тогда ей отводилась важная обрядовая и символическая роль. По сведениям, сохраненным архиепископом Нерсесом Ламбронаци (ХII в.), состоявшийся в Аштишате первый законодательный собор Армянской церкви в 365 г. открылся только после того, как католикос Нерсес I благословил и перекрестил Копьем его участников. В период арабских завоеваний реликвию скрывали в горных обителях, после чего она оказалась в Гегарде и хранилась в катакомбах почти до середины ХХ столетия. В 40-е годы, когда Гегардскому монастырю, подобно тысячам других храмов, грозила участь быть разграбленным или, того хуже, взорванным, Копье вновь перенесли в Эчмиадзинский кафедрал, где его сохранность казалась более или менее гарантированной. Здесь оно хранится в музее собора – уложенное в раскрывающийся наподобие тройного складня серебряный ковчежец.
До последних времен многие исследователи предполагали, что Копье-Гегард на самом деле – верхушка древка воинского знамени. Тем более что Вена, Ватикан и Краков также обладают так называемыми Копьями Судьбы, и все они до последнего времени претендовали на подлинность. Через многие руки прошло венское «Копье Судьбы»: Аттила, Юстиниан, Карл Великий, Генрих Наваррский, Фридрих Барбаросса, Гитлер… Все они видели в реликвии ключ к неохватной власти. Не одного правителя погубила слепая вера в то, что запекшаяся на Копье кровь Распятого поможет завладеть миром. Когда Австрия стала частью Третьего рейха, Гитлер приказал доставить ему Копье из Венского музея истории искусств и до самого конца уповал на его мистическую силу. В последние дни войны он приказал отправить реликвию в Антарктиду на субмарине, но приказ выполнить не успели и скрыли Копье в Нюрнберге, где его обнаружили американцы и вернули в Вену.

Слухи о том, что подлинник американцы оставили у себя, а Австрии подсунули подделку, развеялись несколько лет назад: исследование Копья на основе новейших методов металловедения выявило, что венская реликвия действительно насчитывает не одно столетие, тем не менее выкована значительно позже эпохи Христа.

Ватиканскую и краковскую копии ждал после экспертизы аналогичный вердикт.

И тогда в поисках чуда вспомнили об Эчмиадзинском Копье и занялись исследованием его физико-химических особенностей. Самым важным заключением на основе исследований британских специалистов стало следующее: Эчмиадзинское Копье выковано до I в. н.э., т.е. до казни Христа! Правда, на нем имеется поздняя добавка из приклепанных к наконечнику двух металлических стержней, сшивающих диагональный разлом, но это не может упразднить дату выковки самого Копья.

Вера в его могущество была сильна во все времена. Копье-Гегард использовали для отведения войн, эпидемий и прочих бед. В 1798 г. грузинский царь Георгий ХII обратился к католикосу Гукасу I с просьбой прислать ему чудодейственное Копье, чтобы пресечь разразившуюся эпидемию чумы. Остановить беду удалось, а Георгий отказался возвращать святыню. В конце концов архиепископ Ованнес Акнеци и карабахский князь Абов попросту выкрали Копье и вернули его в Армению. Именно после этого случая за архиепископом закрепилось прозвище Гегардакир – Копьеносец.
Сегодня под сводами Эчмиадзинского кафедрала люди по-прежнему молятся перед святыней, прося Всевышнего даровать через нее не власть и господство, но мир на земле и в душе. Потому что нельзя просить ненависти у Распятого за этот мир. Иначе Копье Лонгина обратится в дамоклов меч.

Армен Меружанян


Десница св. Григория Просветителя

desnitsa_700

Среди главных реликвий Армянской церкви – Десница (Длань) Григора Просветителя, хранящаяся в Эчмиадзинском кафедральном соборе, она занимает особое место. Изготовленная из драгоценных металлов и самоцветов, эта дароносица в виде благословляющей руки с мощами Просветителя считается символом католикосской степени, и без благословения Десницей даже помазание католикоса не может быть признано. Ни один значительный церковный обряд не обходится без Десницы: ею католикос благословляет паству, ею перемешивает миро при мироварении, ее возлагает при рукоположении епископов.

Десница представляет собой изготовленную из драгоценных металлов и самоцветов правую руку с перстами, сложенными для благословения. В нее заключена часть мощей первого официального главы Армянской церкви. В письменных источниках она впервые упоминается в 1166 г. в энциклике католикоса Нерсеса Шнорали, написанной им по случаю своего вступления на духовный престол. Шнорали благословляет армянский народ, между прочим, и Десницей Просветителя.
После падения Анийского царства в ХI в. реликвию переправили в безопасную Киликию, куда впоследствии был перенесен и всеармянский духовный престол. Впервые в письменных источниках Десница упоминается в энциклике католикоса Нерсеса Шнорали по случаю его же вступления на духовный престол в 1166 г. В ней патриарх шлет народу благословение Десницей Просветителя.
В 1292 г. египетский султан Ашраф захватил крепость Ромкла на берегу Евфрата, разграбил патриаршую резиденцию и увез церковные святыни в Каир. Лишь через три года Десница вместе с другими реликвиями была за огромные деньги выкуплена царем Хетумом II. Ей назначили официального хранителя, возложив эту честь на местную епископскую (а в ХVII-ХVIII столетиях – католикосскую) династию, фамилия которой прямо указывает на должность: Аджапанян. Вследствие турецких бесчинств Аджапаняны в конце ХIХ в. были вытеснены с церковного поприща и покинули Западную Армению, пребывавшую в составе Османской империи. Сегодня их потомки живут в Армении, США, Ливане и др., а епископ Микаел Аджапанян возглавляет ныне Ширакскую епархию.

Когда состоявшийся в 1441 г. Национально-церковный собор постановил вернуть католикосат из Киликии в Эчмиадзин, духовенству Восточной Армении следовало вернуть Десницу, чтобы придать легитимность помазанию нового католикоса. Как и следовало ожидать, киликийцы не согласились расстаться с реликвией. Но самым неожиданным образом Десница исчезла из Сиса, где восседал католикос, и спустя месяцы появилась в Эчмиадзине.

Ситуацией воспользовался глава поместного Ахтамарского католикосата Закария III, мечтавший о престоле Просветителя. Он подговорил епископа Саргиса из эчмиадзинской братии выкрасть из Первопрестола и привезти ему Десницу, чтобы узаконить свои притязания. Захария заручился поддержкой терзавшего Армению туркменского хана Джахана из племени кара-коюнлу и самовластно провозгласил себя католикосом. Он прибыл в Эчмиадзин, рассчитывая торжественно взойти на престол, принудил Киракоса I отречься и занял патриаршие покои. Но уже через год правлению самозванца был положен конец: его изгнали из Эчмиадзина. Захария вернулся в Ахтамар, но Десницу, придававшую законный характер власти, захватил с собой.

Реликвия вернулась в Эчмиадзин в 1477 г. при католикосе Ованнесе VII, получившем прозвище Аджакир – Носитель Десницы.


Частица древа Ноева ковчега

kovcheg

Обретение частицы древа Ноева ковчега связано с именем жившего в IV в. св. Акоба Мцбнеци (Иаков Нисибинский), названного Чудотворцем.

Один из отцов Вселенской Церкви, епископ Акоб, получил христианское воспитание в Кесарии Каппадокийской. Придя в город Мцбин (Нисибин), он остановился в обители св. отшельника Маруге (Маврикий), которому было видение рукоположить Акоба в епископы города. Здесь учеником Акоба стал св. Ефрем Сирин.

От армянского историографа V в. Фавстоса Бюзанда известно, как епископ Акоб просил Бога показать ему ковчег на горе Арарат. Отправившись к священной горе, Акоб предпринял восхождение. Пройдя определенный отрезок пути, он от усталости погружался в сон, а проснувшись, обнаруживал себя на прежнем месте. Акоб взмолился, прося Господа указать ему место ковчега. Во сне ему явился ангел и сказал: «Акоб, Акоб, Бог услышал молитвы твои и исполнил твою просьбу: то, что у ног твоих, есть часть Ковчега. Возьми ее и не пытайся идти выше, так угодно Богу». «Проснувшись, Акоб увидел доску, будто отрубленную от большого древа. Он взял ее и пустился со своими спутниками в обратный путь».

Эта часть древа хранилась в монастыре Св. Акоба в селе Акори на высоком склоне Арарата. Впоследствии реликвию передали в Эчмиадзинский кафедральный собор, в музее которого ныне хранится.

Частицу обретенного древа католикос Симеон Ереванци передал в дар российской императрице Екатерине II.

На том месте, где св. Акобу было видение, армянские христиане воздвигли монастырь его имени.
В 325 г. епископ Акоб принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее.
В 338 г. он организовал 70-дневную оборону Мцбина, осажденного войсками персидского царя Шапуха II.

Армен Меружанян


Источник: официальный сайт Армянской Апостольской Церкви (РОССИЙСКАЯ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКАЯ ЕПАРХИЯ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ).