Послание о блюстительстве священников над народом
Опубликовано благодаря Самсону Франгуляну
Я полон бесчисленных прегрешений и непричастен к добродетельной жизни, лишен милости, не знаю праведности и во всякое время прибавляю к грехам грехи, что жестоко губят меня. Но кто это помраченный многими преступлениями и охваченный пороком беззаконной жизни дерзнул бы просвещать других, или заболевший грезами пытался бы исцелить других? Великая дерзость, отягченному грехами, стремиться дать облегчение другим, а повредившемуся умом желать быть учителем для других, и вообще, как одержимому беззакониями предводительствовать другими? Но потому что божественная любовь устрояет неустрояемое и трудиться ради спасения, и старается войти в узкие и тесные расселины на пользу, на благо всех, кто слышит, ты, познав божественную силу слова, обращай братьев своих, чтобы очистились твои грехи. Ибо [Писание] говорит, кто старается обратить заблудшую душу, [тот] рассеет множество своих грехов (ср. Иак. 5, 12), и кто извлекает превосходное из низкого, будет назван устами Божьими. Ибо великая польза и прок и важность в том, чтобы трудиться и искать спасения для ближнего. Значит, пастыри стад и предстоятели церквей, ограждайте стеной свое стадо, вы видите торжествующего сатану, враждующего против Христа, презирающего овец твоей церкви, идущего вслед волков, и вы пастыри [сего] стада умолкнув безмолвствуете и не возглашаете непрестанно во всеуслышание среди повеление заповедей.
Войска твои в замешательстве среди врагов, а ты, военачальник улегся и спишь; судно твое бьется среди вздымаемых волн, а ты, кормчий корабля, пребываешь в беспечности, полевые звери вошли и портят твой виноградник, а ты, виноградарь видишь [все] и всегда закрываешь глаза; и воры, забравшись подкапывают вокруг все углы, а ты, сторож, лежишь и храпишь; люди твои тяжко изранены, а ты, врач, не с ними; овцы твои, отданные волкам в добычу рассеялись между скал, сыпятся по каменистым скатам, нещадно терзают их волки и звери, птицы смертоносные рвут их на части, и они свергаются вниз, а вас, пастырей, не видно. Вы не страшитесь грозного Пастыреначальника который говорит: «Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом» (ср. Иезек. 34, 17), и вновь через пророков хулит священников, говоря: «Священники нарушают закон Мой, ибо не отделяют святого от скверного и не отличают порочного от непорочного (ср. Иезек. 22, 26), но едят тук и волною одеваются, и стада моего не пасут, слабых не укрепляют и больной [овцы] не врачевали» (ср. Иезек. 34, 3-4). «[Вы], пастыри, пасете себя самих, и не Моих овец» (Иезек. 34, 8), и я раскидаю – говорит [Он], — помет праздничных жертв ваших, на лица ваши! Так обратитесь [скорее] к себе, [иначе] я нашлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, потому что вы не хотите приложить к тому сердца и не благоговеете пред лицом моим» (Малах. 2, 2, 3, 5).
Итак, взгляни, если Господь насылает на нерадивых священников такие проклятия и угрозы, то убоись угроз Бога и ты, и не уклоняйся от назидания духовного стада, но трудись день и ночь непрестанно ради их спасения и своей чистоты. Помни [усердие] Моисея и Аарона, и Самуила, которые были предводителями стада. Помни и старание святых, что были после них, ибо и они были предводителями стада и за то, что наставляли его, были мучимы огнем и мечем, и разными муками, и они отошли к [отцам] приняв побои, темницы и многие пытки за великую любовь к Богу и за то, что бережно хранили стадо. Так и вам, всем священникам и учителям должно в подражание им всегда трудиться, как трудились они, и особенно тем, кто избрал блюстительство своею волей, что похвально, если [человек] при этом имеет причиной не обстоятельства собственной жизни, а, укрепившись духом, берется за дело попечительства ради спасения многих. Ибо достойным исполняющим заповеди похвально делать духовного блюстительства из – за большей любви к Богу, как [Он] сказал Петру: «Любишь ли Меня больше, нежели они – паси овец моих». (Иоан. 21, 15, 17), Павел говорит: «Кто блюстительства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1), а не злого, пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3, 14), ибо это хорошо и полезно человекам (ср. Тит. 3, 8), ибо чем ярче солнце освещает лучами землю, тем [ скорее] рассеивается заблуждение грехов.
Вот что важно для Бога и более, чем все [иные] добродетели. О тех, кто следует этому, [Павел] говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17). Ибо велик и непрерывен труд священника, и благодатна милость учительства, священник – целитель душ и сотрудник трудов Божьих. Бог сотворил человека с волею на добро и зло, [а] священник, направляя волю [людей], украшает [жизнь] благими делами, Бог создал [всю] тварь, а священник просвящает всех богопомазанием, удаляет всех от сатанинского обольщения, отвергая, разгоняет мглу заблуждений и мрак неведения, и дает познать созданиям Создателя, который суть податель всех благодеяний и просторов моря и земли, а [священник] просвещенный истинной верой и добродетелями праведной жизни, ведет боголюбивых к добродетели и радости, и за это он почитаем многими почестями и украшен светлым венцом.
Итак, каждый, принявший священническое блюстительство, должен являть великое усердие и неустанный труд для спасения стада, ибо, если Иаков мерз беззаветно, сгорал от зноя, и отгонял сон от глаз ради несмысленных овец, насколько же более тебе следует трудиться и печься всегда и непрестанно об [овцах] своего разумного стада и дрожать, и заботиться [о них] ежедневно, и являть им еще более горячее участие и нежность, чем отец милосердный, и более, чем мать родящая, беречь и любить их, и просить о спасении их душ, всегда учить словом учительства, как наедине, так и среди народа. А чему не научает слово, то нужно сначала увенчать делом, потому что не бывает полезного слово без дел. Иисус начал делать и потом учить и еще: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5, 19)
Пойми что светильник светит, когда огонь разожжен, а не померк, и люди освящаются от чистых, а не от оскверненных грехами, ведь священник среди людей как глаз на теле, он должен присматривать за всеми, исправлять и очищать нечистоту всех грехов, и ты должен как огонь горящий в светильнике, рассеивать густую мглу и освещать все дома ибо страж [ты] и хранитель, и нужно взывать к Богу вседневно, чтобы пришедший враг не ранил [никого] мечем грехов, и чтобы [Господь] не взыскал кровь убитых от твоей руки. Ты врач для всех раненных сатаной, слушай их всегда, внимай, охраняй и направляй, [Ты] соль приправляющая, очищай смрад всех грехов! Источник спасения, омывай всех и избавляй от зла, [ты] пастырь стада, берегись волков, [ты] предстоятель народа, следи [за собой], как предстоятельствуешь, ибо есть [и всех ждут] отчет, наказание и справедливое исследование [дел].
Священник, берегись и страшись, ведь Бог создал человека не просто так. И устройство мира [зависит] не от [нашего] хотения, мы испытуемы за [каждый] брошенный взгляд, держим ответ, если слушали непотребное, судимы за пустые речи, ответственный за непристойные мысли. Ибо если кто – то говорит брату своему «рака» или «безумный», тот подлежит осуждению (ср. Матф. 5, 22). Какие еще большие грехи не могут сотворить, и если [только] пожелавший [блуда] уже совершает блуд, насколько же более виновен тот, кто творит это? И если клятвы от сатаны, насколько же более [виновен] тот кто клянется ложно! И если худо возбуждать смуты и роптать, насколько же хуже будет мучим в геенне тот, кто затаил злобу? И если похотение [уже] оскверняет, насколько же хуже тот, кто творит дело похотения? Если неблагорасположенный погибает жестокой смертью, насколько же хуже [придется] завистникам и злопамятникам? И если подлежит осуждению тот, кто не раздает от своего имения, насколько же более виновен тот, кто лишает [имущества] других? И если тот, кто приносит Богу [в жертву] худое, примет проклятие, как Каин, насколько же более [виновен тот], кто приносит из награбленного? И если скверно тайно поносить брата, тот насколько [хуже] быть коварным наветником? И если злословящий друга будет послан в огонь, насколько же более виновен злословящий священников и учителей? И если обереги и талисманы ведут к идолослужению, насколько же более виновны те, [что верят] в колдовство и демонскую ворожбу? И если скорбеть об умерших – язычество, насколько же хуже причитать [над нами] и рвать на себе волосы? И если грешны те, кто бесстыдствуют и смеются – они как плевелы отправятся в огонь, то насколько же хуже придется тем, кто спешит на театральные зрелища? И если непохвально наряжаться даже дома, то насколько же [более порицаемо] являться разодетым на обозрении всем на площадь? И если будет судим тот, кто обидел ближнего за столом, то насколько же хуже утаить долю и украсть у брата? И если есть наказание тем, кто долго сидел за вином (ср. Притч. 23, 30), то насколько же более скверны непотребное обжорство и ненасытное пьянство, в чем упрекают и древние заповеди и новые!
Итак, взгляни, все кто творят такие и подобные этим [дела], будут осуждены за содеянное на муки, и ты, блюститель, если будешь лениться и не печься о том, чтобы в точности всему этому наставлять и [все] исследовать, знай, что кровь погибших Господь взыщет от твоей руки. И если кто – то не может успокоить измученную душу, насколько же более [виновен] ты, ответствующий за столькие души, в какую ты уйдешь тьму, или скольких огненных рек и скольких мрачных рвов ты за это заслужишь? Но ты будь бдителен, вседневно требуй, непрестанно взывай, исследуй и слушай всех, призывай, спеши и наставляй, одним грози [карами], к другим обращай мольбы, одних увлекай усладами желанного царства, других устраши видением жестоких и ужасных и ужасных мук, одних наставляй в церкви, чтобы наставить и других, а иных укоряй наедине, чтобы устыдившись перед многими, они не стали отпираться, презрев укоры, но если даже и презреют, не спорь с ними, ибо служителю Господа следует быть не спорщиком, но покорным всем, ибо может быть так сможешь призвать [кого – то] к покаянию.
Но не почитай себя выше других, а презирай мирскую славу, отвергай хвалы сладкоустых льстецов, помни наказание, постигшее Ирода, принявшего хвалу, потому и ты не присваивай сам себе славу, не ищи чести, но почитая всех, будь всем слугою, именуй себя служителем. Помни о служении Христа, как он препоясался полотенцем, влил воду в умывальницу и умыл ноги ученикам (ср. Иоан. 13, 4-5), не человек человеку, но Бог человеку, и это и есть истинное исповедание и смирение, и усердное служение. «Не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Матф. 20, 28). Вот кто твой учитель, а не почитаемые всеми всадники. Так подражай Ему, и паства твоя будет подобна тебе, как сказал Павел: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1). И вот проповедуя, ты и являешь собой Павла, и это тот же народ который ты научаешь. И вот тот, кому ты подражаешь, был человеком из области Киликия из города именуемого Тарс, и он не имел ничего более того, что есть у тебя, но лишь труд и усердие, коим воспринял милость святого духа.
Итак, не придумывай причины и не отговаривайся то тем, то другим, но только бодрствуй в молитве и заботься о вере, в подражание Павлу болей с больными, скорби над согрешившим, печалься над соблазнившимися, укрепляй обессилевших, являй им старание, пересеки ради них море и суши. Не унывай в трудах, не отчаивайся от стыда, не избегай бесед с людьми даже если ради их спасения настигнут тебя голодная смерть и смерть от жажды, прими [ее] с радостью, ибо никто не стал пророком через обжорство и пьянство, но достигли этого только [одолев] стесненье и муки всех желаний. Вот и тебе следует быть подражателем пастырей добрых и добродетельных, а не оволчившихся, тех, что только, именем пастыря, а в вере нападают как звери, терзают как волки, разгоняют и губят, и не только заботятся о душах, чтоб удержать их от грехов, что не ищут вора, не призывают к ответу блудников, не осуждают злоречивых, нерадят о пьяницах, не карают волшебников и чародеев, не взыскивают за [за пристрастие] к амулетам, не хулят демонские зрелища, не возбраняют языческие плачи, не обличают завистников и не клеймят злопамятных, не грозят мукой ни за какие злодеяния, не карают за праздность, не призывают никого к милостыне, не торопят на молитву и никого [не побуждают] подумать об исправлении. Но [зато] проявляют всякую заботу единственно о телесном, принимая священничество как основание для удовлетворения потребностей мирской жизни – для объедания, пьянства и обретения имущества ради чести, старшинства и сатанинского тщеславия, вот почему [они] не сострадают сироте, не имеют попечения о вдове, через кары домогаются содержания, именем церкви через наказания приобретают имущество, правят с насилием, повелевают как власть имущие (ср. Матф. 7, 29) и ничего священнического в них не видно, и никогда [они] не воспринимают [слов] Петра «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и (богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над стадом, а подавая пример благими делами». (ср. 1 Петр. 5, 2-3). Ибо сказано, если кто – то из простолюдинов пал хотя бы даже тысячу тясяч раз, они [все равно] могут найти прощение, но если тот же порок занесет среди людей учитель – то он будет лишен всякой возможности оправдаться, и ему положено жесточайшее наказание сторично, ибо очень трудно спасись согрешившему предстоятелю.
Вот потому, пастырь верный, слушай и ты апостольское повеление, и не уподобляйся скверным и заблудшим, которым гореть в огне, которые только именем пастыри, а сами терзают добычу, как волки, за что обязаны будут дать отчет во всей строгости, чтобы учили и наставляли всех как это угодно Богу. Они же выворачивая [все] по своей воле, делаются пищею для страшных зубов всякого зверя, что губит жестоко. Вспомни Илию, хоть сам он и провождал непорочную жизнь, но за то, что зная закон Господа, закрывал глаза [на нечестие своих сыновей], он был наказан жестокой местью. Но ты всечасно наставляй и непрестанно трудись ради спасения своего стада, чтобы тебе, пастырю, избежать наказания и кар. Знай, что за растерзанных зверями и похищенных [овец] взыскивают с пастырей, спрашивают в точности все клейма и шкуры задранных [животных] и требуют ответа [по счет] членов, [брошенных] ядущими падаль членов, и если кто не явит все доподлинно и не подтвердит [происшедшее] свидетелями, тот будет повинен тягчайшему наказанию и, приняв величайший позор, будет отвергнут паствой. Итак, если за бессмысленных овец полагается такое разыскание и наказание, то насколько же более грозный счет будет предъявлен священнику за живые души, за которые умер Христос, даже если бы пастырь [совсем] немного понерадел о блюстительстве разумного стада; ибо неотвратим отчет и нестерпимы муки, [сужденные тем], кто принял предстательство и не предстательствует.
Взгляни за сколько смертей ответит перед царем военачальник, который взялся спасти войско и от беспечности предал его под меч врага или дозорный, который не предостерег! Разве кровь всех убитых не будет взыскана с руки смотрящего? Или если, кто принял от отца [нечто] заветное, а потом из него кое – что пропало, ведь он примет жестокое наказание! Взгляни и на кары, постигшие слуг, которые вредят царству, взгляни на тех, кто охраняет стадо, зачем они роют рвы, складывают насыпи из камней, зажигают светильники и псы кружат вокруг стада? [А для того], чтобы оно не стало добыче зверей, ведь если только сторожа помешкают и поспят, в тот же час волки и воры засевшие в засаде кинуться расхищать стадо, разгонять и терзать. Но взгляни, насколько важнее овец человек, и если должно являть такую осторожность [пастырям], ограждая от похитительства видимыми волками бессмысленных овец, насколько же большую следует являть осмотрительность тем, кто охраняет людские души от невидимых сатанинских стрел сатаны, что налетают огромным множеством, и [сатана] натягивая [вкруг] тенета и сетки, охватывает и окружает всех, и стрелы сыплются тучей в мысли людей, поражая одних алчностью, других стремлением обдирать ближних иных блудодейством, иных прелюбодеянием, иных [склонностью] к воровству, иных ненавистью, иных убийством, иных завистью, иных злопамятством, иных [склонностью] к злословию, иных гневливостью, иных завистливым оком, иных злонравием, иных [пристрастием] к приготовлению [волшебных] зелий, иных убытками в торговых делах, иных пристрастием к ростовщичеству, иных [способностью] и подделыванию мер и веса, иных [склонностью] к колдовству, волшебству и чародейству, иных [пристрастием] к театру, иных [страстью] к щегольству, иных печалью сатаниной скорби, иных отчаянием, иных непокорством, иных ненасытимостью, иных неверием, иных суеверием, иных унынием, иных забвением, иных лживостью, иных клятвопреступничеством, иных лжесловесничеством, иных [склонностью] к чревоугодию и пьянству и всякой скверне и надмению, и наглости, и скверне множества других пороков, которые сатана явившись изливает в сердцах всех и тяжко ранит их и убивает злой смертью.
И ты видя это закрываешь на все глаза, и являешь беспечность и тянет время, а не плачешь, не скорбишь о таком множестве язв? Трепещи и ужасайся грозного суда! С каким лицом и какими глазами ты взглянешь на Господа Славы? И сколько голов из – за твоей лени примет кары и наказания. Но устрашись Пастыреначальника, пробудись от своего нерадения и отвергни корысть, подобную той, [что отличала] Финнееса, пронзай сатану и бесов, поражай их чистотой душей, изгоняй вселившегося в тебя дьявола, гоняй сатанинское сборище, преломи луки зла, обрати [эти] стрелы на [бесов], возглашай слова учительства и приготовляй для стада своего лекарство милости – для старцев, для мужей и жен, для рабов и господ, для немощных и больных, и не медли [ни минуты] не мешкай, не слагай с себя [эти обязанности], а непрестанно учительствуй. Ты дозорный – вознеси крик, блюститель – прилагай усердие, предстоятель – следуй в церковь, пастырь – паси в истинной вере, целитель – исцеляй раны грехов, кормчий – береги свое судно от бурь. Получил заветную вещь, должен дать ответ даже если на какое – то время замешкаешься. Но страшись Пастыреначальника, ищи свое потерянное разумное стадо, собирай всех, ограждай [от бед] учительским наставлением, враждующих примири с Богом, разобщенных сатаной объедини, привлеки отдалившихся от церкви, побуждай к усердию медлящих в молитве, отыскивай потерянных для истины, заблудших обращай к праведности, исцеляй зараженных пороками врага, излечивай раненых сатаной, восставляй всех низверженных беззакониями, просвещай помраченных невежеством и приручи отдалившихся от заповедей Божьих, просвети осквернившихся идолопоклонством, оправдай грешных ради их покаяния, накорми алчущих Телом Христа, напои жаждущих Кровью Христа, и за эти добрые дела удостой всех войти в верхний город. Побуждай к благочинной жизни, укрепляй в истиной вере, вменяй смиренномудрие и кротость, научай соблюдать повеление заповедей и законов Божьих, [призывай] сердца к чистоте, язык к истине [склоняй] взгляды к кротости, тело к скромности, побуждай к воздержанию и терпению, учи всех крепости в постах, усердию в молитве, преумножению милости, чтобы так со всеми совершенными, чистыми и просвещенными предстать пред Христом, чтобы принять неувядающий венец славы, и пусть [Господь] удостоит и нас принять венец и воздать славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.
Один комментарий к “Послание о блюстительстве священников над народом”
Обсуждение закрыто.