О чародеях, колдунах и ворожеях
Опубликовано благодаря Самсону Франгуляну
Сделал бы кто мою голову вместилищем многих вод и глаза мои обильными источниками слез, и оплакивал бы я горько день и ночь вечные грехи наши (ср. Иерем. 9, 1), ибо исчез страх на земле, и нет праведных среди людей, и наполнилась земля наша чародейством как в прошлом (ср. Ис. 2, 6), и, покорившись, вошли мы по своей воле в повиновение к сатане, ибо на словах обещаем чтить Бога, в делах же отступаем от него. Сказал Бог: «И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею, и всеми силами твоими» (Второзак. 6, 5). Всею душею, значит только ему поклоняйся и называй своим Господом и Создателем, всеми силами твоими, значит черпай все силы прежде [всего] в молитвах и духовных трудах. Всем сердцем, значит не [входи] и в дом язычков, и одновременно в собрание мучеников, [и] в капища, и одновременно в церкви, не [уповай] и на судьбу, и одновременно на милость Божью, не веруй [и] в крест, и одновременно в рок, не [ходи] и к чародеям, и одновременно к священникам, не [прибегай] и к молитве, и одновременно к талисманам, и не исповедуй на словах, не веруя в сердце, а веруя в сердце, не отрекайся на словах, не славословь Бога, гневя его делами, веруя и почитая [Бога] не оскорбляй [Его] делами, но сердцем и душею, всеми силами и разумом люби Бога, ибо христианин соименник Христа.
Если же ты на словах называешь Бога Создателем, Подателем, Спасителем и Животворителем, владыкою жизни и смерти, а сердцем и душею предан колдунам и чародеям, гадателям, обаятелям и талисманам, то тебя не следует называть христианином, ибо ты отдалился от Христа и покорился игу сатаны, ибо ты покинул и оставил Создателем и Животворителя, и вверился сатане. Ибо если бы ты на самом деле верил, что Бог есть создатель всего, то [тебе] следовало бы [уразуметь] и то, что один лишь Создатель имеет власть оживлять и умерщвлять, поражать и исцелять (ср. Второзак. 32, 39).
Кто бы это посмел приблизиться к гадателям, которые и себе – то не могут добыть здоровья и бессмертия? Ну, покажи мне, [кто это] из колдунов избежал болезни и смерти! А если бы ты сказал, не пойду я к гадателю, а есть врачи, пойду ка я к врачам, дело же врачей такое – прижигать, резать, пускать кровь [и] подавать больному снадобья, в зависимости от того, кто чем хворает, а вовсе не твердить заклинания и молоть сатанинский вздор, или брать соль и уголь, и красную нить, наговаривать на железо, воду и талисманы, навешивать на себя писанные заговоры и бусы, и [скрывать] в одежде, надевать на руку, на глаз, или на шею кости рыбьи или гадючьи и свертыши с охранным зельем.
О, жалкий и несчастный, для чего ты оставил Бога – Создателя и врачей, и крест охраняющий, и вверился дурным колдунам и скверным демонам? Ну, посмотри, что творит этот злодей, он зарывается в землю колдуя, а когда колдует, у нему приближаются демоны и, и прияв в себе демона, он зевает, ворожит налево и плюет направо, и бесчестит крест, и поносит Христа, и сам не ведает [что творит].
А если бы он еще показал свои талисманы, то было бы это в насмешку, на смех и в забаву [даже] детям. А если бы еще кто рассказал, как [он] колдует над каждой частью тела, то выставил бы на посмеяние перед всеми бессмысленность колдовских понятий. Ибо все талисманы и свертыши колдунов, чародеев и гадателей лживы и злосчастны, и [являют лишь] повод для геенны и вечного пламени, и тот, кто приближается к ним, будет осужден гееннскому огню, и удел его [удел] беззаконников, ибо они отвергли силу врачевания, тогда как своим искусством прижигая, отсекая [болящую плоть] и облегчая страдания, врач умеет исцелить больных.
Однако, они презирают еще и большую силу и милость, если сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господа». И [тогда] молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Тому же кто одержим демонами, [Бог] велит помогать, изгоняя демонов молитвою и постом, и знамением всепобеждающего креста. А о тех, кто презирает спасительный крест и отвергает милость Христа, и идет к колдуну, [берет у него] ладонки и навешивает на себя обереги, талисманы, и писанные заговоры, о тех Христос сказал: «Идите [от Меня], проклятые, в огонь вечный (Матф. 25,12).
А если ты скажешь, что и те, кто ворожат именем Христа, те, разумеется, тоже христиане, а бывает даже, что священник или инок сам составляет [заговоры], то вспомни прежде [слова] Евангелиста: «Многие пророки, говорит [Матфей], скажут в тот день: «Господи!» мы от Твоего имени пророчествовали, и Твоим именем бесов изгоняли, и Твоим именем многие чудеса творили» (ср. Матф. 7, 22), и еще нам говорит Господь: «Не знаю вас» (ср. Матф. 25, 12), ибо они делают то, чего Он делать не велел. А что я скажу о пророках, или что говорить об ученике Иуде, который творил знамения и исцелял еще лучше, чем пророки, но не был причислен к апостолам и оказался в недрах геенны? И что говорить об ученике, когда даже ангел не удержался там, где ему было назначено, и был проклят, и пал, и стал сатаной, и унаследовал дурное имя! Итак, пусть знают все уповающие на [колдунов], будь человек пишущий заговоры именем Христа христианином, или даже священнослужителем, о, глупей, эти демонские заклинания не стоят ничего! Разве исцеляют не пост, не молитва веры, силою всепобеждающего крестного знамения, которого трепещут все демонские естества?
А писанные заговоры противны милости и заповедям Божьим, как лжепророки, что отвращают людей от истинных пророков, губят слово истины, и оправдывают заблуждения. И если сам [Господь] не стал слушать пророков, что учили ложно, из изгнал из сонма [апостолов] ученика Иуду и «ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на [день Суда] (ср. 2 Петр. 2, 4) в назидание нынешним грешникам, итак если Он [ангелов] тех не пощадил, то надо думать, [не пощадил бы и тех], кто не верою, а лишь на словах предан Богу, тех, кто в доме Божьем кормятся, во имя Божье принимают почести, считают себя предстоятелями церкви, возглашают законы Божьи и называют [себя] наставниками невежд и учителями заблудших, [тогда как] сами пребывают в заблуждении и, оставив Божью милость и елей, и молитвы, и [все то], что заповеди предписывают больному, прибегают к талисманам и оберегам.
Но случается иногда, что и у предстоятеля начинает отделяться плоть от тела, или вдруг нагрянет [другая] болезнь, и приводят они в дом чародеев, и мало того, что обращаются к колдунам, но еще и сами учатся ворожить и писать заговоры, которые они навешивают на шею больному. И в эти вздорные письмена они вписывают имена, неслыханные в заповедях, и смешивают с ними имя Христа, чтобы написанное сошла за Божье [слово]. И такую дерзость внушил им сатана, что [они] упоминают святое Божье имя в колдовских заговорах и дерзают вкладывать их в амулеты. Но делается это не во славу Божью, а в поношение. И такие наставники будут строжайшие осуждены за то, что в талисманах и охранных заговорах ставят имя Божье рядом с демонскими именами, не ведая о незримых сатанинских стрелах. Но потому что талисманы и писанные заговоры есть повеления дьяволовы, а не Божьи, потому дьявол и не дает ощутить своих злодейских стрел, а святое имя Божье велит он вписывать в заговоры затем, чтобы жесточе надругаться над нами, и чтобы при виде святого имени Божьего никто не мог догадаться о его преисподних умыслах. Ибо такие помраченные умом [грешники] только называются христианами, а на самом деле они одурманены [демонскими] делами и преклоняются перед их [демонским] знанием. [А что], разве тот, кто почитает демонов, целует их в глаза или в уста? Нет, они только исполняют демонские повеления, но это и есть настоящее идолопоклонство, когда [они] являют какие – то знамения в жребии и в гадании, и в чародействе, и в заклинательстве, в гадании на зернах и в птицегадании, и в прорицании на решете, и по символам, и в гадании на скирдах, и в чернокнижничестве, и в гадании по внутренностям, и в колдовских писаниях, и в астрологии, и в вопрошании демонов, и в днегадании, и в гадании по луне, и в гадании по меже, и в гадании на прутьях, и на зернах, и на метании гороха, и в колдовстве на воде, судьбе и роке, и при ворожбе с письменными оберегами, и всеми письменами, влагаемыми в идольские колокольцы, и в чародействах, и в колдовстве, которыми призывают демонов на соль, на железо, на разноцветные нити, на масло, и овес, и бусы, и воск, и волосы с головы, и во всякую скверну, что оскверняет и губит души подчинившихся.
И разве не заслуживает скорби и слез, и великого гнева то, что ныне, по пришествии Его Сына мы все еще смеем думать о подобных делах? А достойны ли называться христианами те, кто покорны демонским наущениям, ведь они отвратились от Христа и подчинились дьявольской воле, и стали прислужниками сатаны. Проклятое племя, колдуя и составляя заговоры и талисманы, они исполняют волю дьявола, и еще продолжают считать себя священниками, и служат пред святым Божьим алтарем.
О глупец, о безумец, разве ты не знаешь что говорит грешнику Бог? «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста свои?» (Пс. 49, 16). И еще говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, разве услышал бы меня Бог?» (Пс. 65, 18) и еще: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс. 6, 9). Ведь пророк предостерегает тебя от твоих пустых молитв, а ты и не знаешь. [И] когда ты [сам] говоришь, «удалитесь от меня все делающие беззаконие,» не к себе ли мерзкому беззаконнику ты на самом деле обращаешь эти слова? Или когда твердишь в своих молитвах, говорит грешнику Бог: « что ты проповедуешь уставы мои?» (Пс. 49, 16) не себе ли ты это велишь? Да как ты смеешь открывать свои всескверные уста и проповедовать Божьи уставы, не против себя ли ты на самом деле возглашаешь их и сам того не ведаешь? Даже когда ты своим языком твердишь «если бы я видел беззаконие в сердце моем, разве услышал бы меня Господь?» (Пс. 65, 18). Но ты так и знай, есть беззаконие в сердце твоем, и не услышит тебя Господь, и именно это подтверждаешь ты устами своими во всякое время! Но если ты гласа собственных уст не слышишь, как же ты хочешь понять измышления сатаны, ты ранишь себя тяжко и не ведаешь того, что Писание и сказанного не разумеешь. Что же велят нам Божьи заповеди? Разве на самом деле не назначил нам [Бог] заступником и устроителем крест? В помощь больным – елей и молитвы, тем, кто мучим дьяволом – посты и молитвы, а те, кто все это отвергает и прибегает к писаным заговорам и талисманам, и приводит в дом мошенниц – те вне заповедей и вне христианства, и прокляты апостолами. Ибо апостолами такие дела не заповеданы, и на [этих людей] наложено проклятие. Вспомним, что сказано: «Если кто — нибудь учит его не тому, [что мы благовествовали], да будет анафема» (Гал. 1, 8) и еще сказано: «Чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (ср. 1 Кор. 4, 6), а также сказано «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге», (Второзак. 27, 26), а Христос говорит «итак, если кто нарушит одну из заповедей тот малейшим наречется в царстве небесном» (Матф. 5,19). И вот ты отвергаешь милость Божию и могущество святого креста, и посты и молитвы, чтить которые учат нас заповеди, и уповать на колдовство и талисманы, о которых в Божьих заповедях [ничего] не сказано, но которые и есть тайные сатанинские стрелы в руках колдунов, которые распространились по всему свету точно мгла, и никто об этом не ведает.
Но ты также говоришь, что колдуны предскажут или нагадают, то и сбывается. Но не обманывайся, о, человек, если что – то иногда и сбывается, то вовсе не [по слову] колдуна, нет! Если бы ты и не ходил к колдуну, все равно, случилось бы с тобой все то же и в тот же час. Это ты Божью милость считаешь колдовской силой. Но ведь сколько неудач постигает колдунов, а если иногда что – то и удается [угадать], то не силой колдовства, а происходит с ними то же, что со слепыми – блуждают наощупь и натыкаются на что – то. Так же и ты бредешь ощупью впотьмах и того, что перед глазами не видишь, а взираешь на гадателей. Но ведь люди глупы [никогда] не вспомнят о промахах гадателей, а если увидят, что что – то сбылось, то слух о том тотчас же разнесут повсюду. Но никакой силы колдовства, или [действия] талисмана не бывает, и если вдруг видишь, что сбылось все как сказано, то это не от колдовства и талисманов, а [единственно]оттого, что ты в это поверил – то есть Бог попустил по твоей вере, чтобы не пришлось тебя сурово судить за то, что ты не поспешил не за Богом, а за колдунами. Потому что когда ты пренебрегаешь заповедями и уповаешь на колдунов и талисманы и входишь по доброй воле в повиновение к сатане, то [он] и становиться владыкой твоей воли. Так, если царский сын оставит по доброй воле царя, уйдет в горы к разбойничьему атаману и поступит к нему в услужение, то разбойничий атаман и станет его истинным господином и владыкой его жизни и смерти. Сколько людей в мире попало из – за гаданий и чародейств в повиновение к сатане и ни один из них не сознает своего злосчастного беззакония. Оставив Бога – Создателя, устремились они к колдунам, чародеям, обаятелям, талисманам, писанным заговорам, чем и гневят вечно Творца. Как же нам быть [с этими людьми]? Скорбеть и плакать только! Ибо едва ли самое малое число их спасется! Присвоив себе честь, что принадлежит лишь Всевышнему, мы являем смертным то знание, что открывалось праотцам: так, например [прозорливец Самуил] рассказал Саулу о пропаже ослиц (ср. 1 Царств. 9, 8), но это было детство [людей], и их знание не было совершенным. А знание истинного духа явилось в совершенстве нам, ибо нам явился и благовествовал и благовествовал сам Христос, [Он] расторг узы законов, принес благодать, разрушил смерть, обещал всем воскресение и Царство [Небесное], и вечную жизнь. Вот в чем совершенное знание, а не в обретении пропавших ослиц, а отверг невежество и дал нам это [истинное] знание тот, кто не желает заботиться о нас, когда мы ищем телесного [благополучия], ибо нам следует печься о благополучии духовном, а заботы о телесном поручим Ему, вот отчего Бог утаил от нас такого рода знаний.
Так значит не верь, если кто – нибудь из корысти станет уверять тебя, что владеет божественной и святой силой. Это нам заказано, ибо милость, дарованная нам Богом, не столь велика. А кто припадает Богу, уповает с молитвами на мощи мучеников, [тот] получит исцеление от болезней, избавление от недугов, изгнание демонов и отпущение грехов. А в нынешние времена человеку не дано прорицать тайное, и мощи мучеников не обличают ничьих грехов и не насылают невольного, [против чьей – то] воли, покаяния. Ибо Бог никогда не принуждает людей, а полагается на их волю, чтобы плату получил потрудившийся. И [люди] не строят церквей часовен, ибо Бог вовсе не возвел в обычай творить такие [дела], чтобы наши благие труды не оказались вмененными нам в обязанность, а являлись выражением нашей воли, чтобы награда была дана делателям. Но этот уклад извращен бесами, чтобы безмездно утруждать людей и насмехаться [над ними].
Итак, демоны будущего никогда не знают, ибо есть один лишь сердцеведец – Всесоздатель Бог. А демоны и колдуны есть создания Божьи, а не создатели, и даровать своим созданиям жизнь и смерть, и здоровье, и болезнь, и исцеление, и успех, и нищенство, может только Создатель, а не демоны и не колдуны, ибо Бог есть Создатель и владыка над всеми нами. Так как же смеют они приказывать творениям, которых они не создавали, ведь творения могут быть покорны лишь своему Творцу, который один лишь может поразить и обновить, а не демонам и колдунам, которые и над собой не властны.
Итак, зная, что создатель всего есть один лишь Бог, как же ты ввергаешь себя в путы чародеев и ворожеев, и гадаешь по дням, и думаешь этим навредить или принести пользу травам, лозам, жнивью, точилам, семенам и всем прочим творениям, тому, что прошло через ваши руки. Зачем ты впадаешь в днегадаение и суеверие? Ответь мне! Чем это пагубны суббота или среда? Те, кто так считают, христиане только по имени. Одно название, лишенное тепла и света, не может ничего не погубить, ни возродить, а свет и тепло [происходят] от солнца, а что, в среду или субботу солнце встает иначе, чем в другие дни?
Вот он рассвет – и во все дни одинаковый. И если восход солнца в среду тождественен [восходу] в пятницу, в субботу и в воскресенье, то почему одно и то же явление для одних пагубно, а для других нет. Ответь мне, о, суеверный глупец, чародейский прислужник, лишенный Божьей милости, разве не все дни от Бога? Знай, что во все дни, когда мы творим добро, [делаем это] по своей воле и по изволению Божию, а творя зло – творим его по своему злодейству и по Божьему попущению. Ибо творец добра Бог, а над злом властны мы сами. Как может одно название «суббота» или «среда» что – то сотворить или уничтожить. Этого оно сделать не в силах, ибо нет у названия ни души, ни мысли, может что бы то ни было сотворить? Только сатана мог внушить тебе такую безумную мысль. Ты, почитая наравне Бога – Творца и лишенное души название «суббота» или «среда», будешь судим с идолопоклонниками.
Оставь свое юродство по поводу счастливых и несчастных дней. И тебе нечего ответить – одно только грешное заблуждение толкает тебя на такие дела! Ну, объясни мне, для чего ты [обращаешь нечестивые помыслы] к луне, считаешь ее губительницей или обновительницей. Если бы ты впадал в грех, гадая по солнцу, то мог бы еще ответить мне, что от солнца [происходит] тепло, а от [тепла] по повелению Создателя зреют и наливаются, сохнут или прорастают плоды и посевы. Четыре стихии питают по Божьему повелению Божьи творения – это огонь и вода, земля и воздух. И если одного из этих начал в соединении не будет доставать, то земля не даст плодов. Так вот луны среди этих материй нет, почему же ты считаешь луну причиной гибели или возрождения? Прах от земли, огонь от солнца, вода от дождей, воздух рожден бурей – вот то, что питает творения по Божьему повелению. А какая у луны власть губить или возрождать? Ведь от луны нет ни тепла, ни воздуха, ни земли, ни воды, а создана она для того, чтобы светить нам ночами, и сама она не знает что есть [на свете] и чего нет. Ибо в ней нет ни дыхания, ни жизни, но она подвижна, как вода и как пламень, и существует для нашей надобности, зависит от повелений Создателя, и над травами и семенами она не властна, ибо отнюдь не одушевлена. Так, каких же гееннских мук, по твоему мнению, достоин тот, кто считает неживое живым, отнимает честь и власть у Создателя и отдает их сатане, и днегадателям и почитает творения, а не Творца? И если имя дня, ты полагаешь, властно [что — то] погубить или [оживить], и ты считаешь его владыкой и творцам [всего], то [знай, ты] становишься по своим делам служителем и поклонником луны и днегадателей, и неминуемо падает на тебя проклятие, которое гласит: «Да будет проклят тот, кто станет служить и поклоняться солнцу и луне и воинству небесному» (Второзак. 17, 3). Для чего же тебе, о несчастный, быть раненным невидимыми сатанинскими стрелами, зачем прибавлять к своим грехам гадание по дням, от которого никакой пользы, а только душевые утраты, которые суть причина геенны.
А если ты скажешь, как же не верить чародеям, когда мы видим, что все в несчастный день идет прахом из – за различий дней? Не обманывайся, о, человек, нет среди Божьих тварей ни единой без изъяна, без порчи и неизменчивой, ибо нетленен и неизменен лишь Творец. А творения, что пришли через наши руки – есть прах и тлен, и скверна и поддельна. А порча и исправление происходят от обилия [или недостатка] дождей и от солнечного жара, а не от потрясения воздуха, и не от луны, ибо от луны не бывает ни дождя, ни жара, ни бури, и [ничего], что могло бы навредить травам и семенам, или еще каким – то делам, над которым ты гадаешь, браться за них в этот день или нет? [Луна] лишь светило для людей, и от луны тебе никогда не бывает вреда, а [вредят] лишь солнечный зной и лунная влажность. Ибо, известно, что в сухом прокаленном воздухе ничего вредного не заводиться, а когда солнце нагревает сырой воздух, то рождаются смрад и черви, вспомни, что и наша одежда [покрывающая] тело, покуда она не [пропитана] влагой, жаром и пылью, в ней не заводятся насекомые, когда же телесное тепло, влага пота, и пыль смешиваются друг с другом, тогда там рождаются заводящиеся в одежде [мелкие] гады, то же и во всякий день для травы: прах, влага и тепло – это уравновешивающие друг друга элементы. А ни среду, ни субботу не характеризует влажность и они над Божьими тварями не властны, [не могут они ничего], ни обновить, ни сгубить.
Итак, о, человек, глупый и неразумный, когда захочешь выбрать [лучший день] для своих трудов, выбирай из сочетания стихий – жаркий ли день, или холодный, влажный или сухой, весна ли сейчас, или осень и не считай субботу несчастливым днем, и что будто от нее зависит несчастье в делах или удача. А если ты опять станешь твердить, что есть несчастливые дни, когда на лозы, и на вино, и на все, что мы делаем, находит порча, то знай потому, что ты так считаешь, так и будет. А ты лучше усвой, что дни не властны [над нами], дни лишь являют нам свет Божий, а творить в этот день добро, или зло – это уже в нашей власти. И если ты видишь в сатане пагубу своим делам, [то знай, что] без твоей воли и Божьего попущения сатана не властен над Божьими тварями. И еще знай, что он даже в стадо свиное не дерзнул войти, покуда [Бог] не повелел [ему] (ср. Матф. 8, 31 – 32), и погубить имущество он не дерзнул бы сам, но лишь по повелению Господа. Если бы только сатанинская власть простиралась над нами без нашей воли, то дьявол не дал бы ни одному из нас повиноваться Богу, а все бы нас [до единого] погубил, ввергая в грехи. И если бы это было так, то пророки не стали бы пророками, апостолы апостолами, а праведники – праведней всех [на земле], ибо он бы этого не допустил. Но [все устроено] не так, и [дьявол] властен лишь надо теми, кто покоряется ему. Ты же знай одно, что сатана отнюдь не человеколюбец, а ненавистник людей, и если бы он мог по своему усмотрению мешать нам или споспешествовать в делах, то он бы давно покончил не только с нашими делами, но и с нами самими, ибо воля его именно такова. Но нет у него такой власти. Если же случается у тебя неудача в делах, то знай вот о чем: Бог сотворил тебя по своему образу и подобию и поставил владычествовать над всеми тварями, и повелел тебя трудиться с верою, милостью и под защитой Святого креста, ты же оставил истинного Бога, веру и крест охраняющий, и сделал владыкою своих дел субботу, то есть гадание по дням. Вот по твоим гаданиям Бог и попустил порчу в твоих делах, и ты будешь сурово осужден за то, что что уверовал в обман и не воспринял истины. Ибо вот что говорит Павел об Антихристе и о подобных обольщениях: «…за то [говорит он], что они не приняли истины, но возлюбили беззаконие, за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что [если] они будут верить лжи, да будут осуждены [все] неверовавшие истине, но возлюбившие беззаконие» (2 Фес. 2, 10 – 12).
Итак ты не ужасайся, о человек, оставивший Бога – Создателя и привыкший через колдунов почитать создания? Не внемлешь Писанию, которое гласит «Тяготы и болезни проносит волшебство» (1 Царств. 15, 23) и также пророк говорит: « они многое переняли с востока: и чародеи в них как у Филистимлян» (Ис. 2, 6). И говорит Апостол: «Наблюдайте дни, месяцы и времена. Боюсь за вас…» (Гал. 4, 10 – 11). Так надлежит и нам убояться заповедей, склониться к истине и считать скверными тех, кто следует приметам и чародействам и бредят прельстившись лживыми мечтами. А [иные] и не знают, что если кто – то, оставив истинный путь богопочитания, станет слушать демонов, то они будут непрестанно выдавать ему ложь за истину, чтобы он был сурово осужден, за то, что поверил на истине, а склониться к неправедности, как написано в Третьей Книге Царств: когда согрешил Ахав, увидел пророк Михей Господа, и воинство небесное стояло по правую и левую руку Его, и сказал Господь: «Кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском и умер, и стал говорить Господу один так, другой говорил иначе; и выступил один дух, и стал перед лицем Господа и сказал: я пойду. И сказал ему Господь: чем? [ОН сказал:] я сделаю духом лживым у пророков его» (3 Царств. 22, 19 – 22), и он пойдет в Рамоф Галаадский и погибнет. Итак, Бог не делал соблазна, но позволил быть соблазну, вместо того, чтобы склонить их, поверишь святому пророку.
Итак, Бог позволил прельстить тех, кто приучен верить демонским обольщениям, чтобы они были [осуждены] за свою веру в их измышления. Значит бегите соблазнов и обольщений лживых людей, видений, снов и лжесвятынь указанных этим знатоком демонами, а также повелений [демонских] прислужников – заблудших и презревших заповеди снотолкователей, что мучают многих людей своими лживыми пророчествами, и вот воздавая [идолам] Божьи почести, которые должно приносить лишь в доме Божьем пред святым крестом и святыми мучениками, при благоухании благовонного ладана и сиянии света, они воздают почести пред чем – то вымышленным. О безумец, читающий всякий вздор, разве не довольно тебе, мощей мучеников, которые дошли до тебя и хранимы тобой, вечных твоих заступников, или святого креста, который всегда при тебе даже в доме твоем. Отчего не обращаешь к ним своих просьб? За чем спешишь на поиски обманных дел? Разве Бог гневается за то, что ты не ходишь к ним? Нет, не сам ли Он нам говорит: «Если кто скажет вам, здесь Христос, или там, — не верьте». Ибо множество лжехристов и лжепророков явиться в мир чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Марк. 13, 21 – 22). Так и нам пришлось увидеть вслед за пророками лжепророков, вслед за апостолами лжеапостолов, и вслед за мучениками видим мы лжемучеников, и обманывающих людей. И вот из – за таких неучей, которые не знают духа силы и истины, и пришлось нам выслушать такое повеление от Бога, что гласит: «Если скажут вам, что Он в пустыне, — не выходите; и не скажут что « вот Он в потаенных комнатах», не выходите» (Матф. 24, 26).
И значит следует соблюдать заповеди Христа и не морочить нас демонскими обольщениями, хотя бы даже и терзали они нас тщетной мукой, ибо лучше страдать за Христовы законы, чем подчиняться повелениям демонов, даже когда они являют нам знамения и чудеса, ибо сатана привык лживыми знамениями, как истинным гневом, обольщать людей ничего не знающих о его невидимых стрелах, и который открыто являлся перед пророком Иеремией, как Ианний перед Моисеем. (ср. 2 Тим. 3, 8), как Симон перед Петром (ср. Деян. 8, 9 – 20) и еще многие другие, что помогали сатане и являли лживые знамения, а властители и простолюдины веровали им так, что гнали апостолов, считали истинное поучение Христа заблуждением и доставляли верующим множество скорбей. Так не верь лживым знамениям ни лжепророков, ни лжеапостолов и ни лжемучеников, ибо дьявол привык их совершать; и если смущал он даже тех, кто шел за Моисеем и Павлом, то что ему стоит [уловлять] глупых и неразумных?
Что же нам делать со всеми этими невидимыми сатанинскими ухищрениями? Соблюдать Божьи заповеди и любить Его всем сердцем и душею, и крепостью своею (ср. Марк. 12, 30) и молиться без конца, день и ночь, ведь молитвы погасили пламя печи, укротили львов (ср. Дан. 14, 31 – 40) и остановили лютую рыбу (ср. Иоан. 2, 1 – 11), разделили море и спасли народ (ср. Исх. 14, 15 0 23), а еще укреплять себя постами, ибо посредством постов украсилось лице Моисея (ср. Исх. 34, 28), посредством поста спаслась Ниневия (ср. Иоан. 3, 4 – 10), а пророк был взят на небо (1Мак.,2, 28). И не считай по своей лени и глупости свои великие беззакония малыми. Помни, за то, что сатана уверил Адама, что заповедь Господа пустяк, Адам был изгнан из рая (ср. Быт. 3, 23, 24), за то, что Хам счел пустяком открыть перед всеми наготу отца, он был проклят и попал в рабство (ср. Быт. 3, 22, 25), оттого, что Исав, счел пустяком и уступил первородство (ср. Быт. 25, 33), он так и не нашел покаяния, оттого, что Каин счел пустяком убийство Авеля, решив, что Бог в неведении, он стал изгнанником и странником (ср. Быт. 4, 8 – 12), оттого что Корей, Дафан и Авирон сочли малым [беззаконием] домогаться чести священничества, они сошли живыми в преисподнюю (ср. Числ. 16, 1 – 33), оттого что Зимри счел блудодейство малым беззаконием, было убито двадцать три тысяч мужей (ср. Числ. 25, 1 – 14), оттого что Седекия счел клятву пустяком, был разрушен Иерусалим, оттого, что Саул малым беззаконием пренебречь словом Господа (ср. 1 Царств. 15, 11) – не убил Агага, оттого [Господь] отторг от него царство [Израильское] (ср. 1 Царств. 15, 28), оттого, что Давид счел малым беззаконием исчислить [народ] Израиля – произошло убиение семидесяти тысяч (ср. 2 Царств. 24, 2 – 15), оттого, что Анания и Сапфира сочли пустяком ложь, они приняли горчайшую смерть (ср. Деян. 5, 25) и многие оттого, что считали Божьи заповеди чем – то малым, приняли муки уже здесь, но и там их ждет возмездие. Итак, следует соблюдать написанное в заповедях и не входить в домы, не выходить в пустыни, не поклоняться в страхе чужим [богам], а соблюдать заповеди, не прибавляя и не убавляя.
Разве нам не хватает своих святынь, зачем идти и быть обманутым демонами? Разве нам мало исполненных Духа Святого пророков, зачем нам еще слушать ночные привидения? Разве мало нам священников Божьих, зачем идти к заблудшим гадателям? Разве мало нам истинных законов, в которых воплощена Божья воля? Для чего нам новые повеления и вкрадчивые послания, которые представляют заветы исполненных Святого Духа пророков, проповедь святых апостолов и святое Евангельское учение несовершенным и неполным, и то, к чему не принуждает заповеди, принуждают [демоны], но сам [Господь] указывает с небес начертанное Его перстом. И не слушаем Павла, который говорит: «Не [спешите] колебаться ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (ср. 2 Фес. 2, 2). Вспомни, о, злодей и безумец, что из – за единственного греха Адам был изгнан из рая (ср. Быт. 3, 24), из – за единственного убийства стал изгнанником Каин (ср. Быт. 6 – 8), из – за гордыни пал с небес сатана, из – за беззакония смешались языки (ср. Быт. 11, 3 – 8 ), из – за беззакония смешались языки (ср. Быт. 19), из – за нарушенной клятвы был разрушен Иерусалим (ср. 4 Царств. 24, 18 – 20, 25, 1 – 4), из – за оскорбления родителя [пало] проклятие и рабство [на племя Хама], (ср. Быт. 9, 22 – 27), из – за ложного свидетельства – уничижение старцев пред Сусанной (ср. Дан. 13, 2), из – за недовольства [стал] убийцей Ирод, за свое жестокосердия был ввергнут [в пучины] фараон (ср. Исх. 15, 4 – 5), за похищения [когда он взял из заклятого] был побит камнями Ахан (ср. Ис. Нав. 22, 20), из – за ропота [нашла] смерть от змеев (ср. Числ. 21, 5 – 6), из – за блудодеяния погибло в один день двадцать четыре тысячи человек (ср. Числ. 25, 9). Оттого, что вы идете вслед лжебогов и оттого, что вы неразборчиво приближаетесь к колдунам, многие из вас, как гласит церковная проповедь, немощны, больны, и худосочны, и оттого происходят ранние смерти (ср. 1 Кор. 11 – 30), и многие несчастья, оттого и бесчадие, и неразрешимые узы родильных мук, оттого и демонские терзания, оттого бедность и нищета, и небесные кары, оттого и бесплодие, и недород на полях и нивах, оттого и непрестанные землетрясения, оттого и болезни скота, оттого воровство и хищения, и оттого гееннский огонь, и вечный мрак, и бесконечные муки.
[Скажи мне], дерзнули бы вы взять золотую чашу, которую подают на стол царю, набрать в нее помету, навозу человеческих нечистот, да так, чтобы государь это видел, а потом, посмели бы вы взять эту чашу ему на стол? Нет! Почему? А потому, что вы осквернили ее нечистотами, и исполнившись вражды, царь разгневался бы и возгнушался! Или что говорят о клятвах заповеди? Люди, как сказано, клянутся тем, что выше их самих, и Бог, так как нет ничего выше для клятвы, поклялся собой и сказал: «Мною клянусь, — говорит Господь, — что благословляя благословлю тебя» (Быт. 22, 16 – 17). А клясться перед Богом тем, что создано Им, недопустимо и это нечестие. Или ныне, по пришествии Христа, нужно ли опять подавать нам написанные перстом Божьи писания, ведь бы в этом была нужда, то оказалась бы что пришествие Христа было несовершенным или несвоевременным. Но это не так, и законы, данные нам на земле через Моисея и Иисуса – совершенны, и после того [узнав законы мы наследуем] кто муки, кто царство. И другого закона – небоданного, написанного перстом Божьим нам не будет дано. А сатана одних сбивает направо, других налево, и все шуйные дела мы узнаем, ибо все левые дела известны, но десничных [дел] мы не узнаем, ибо [на эти дела] сатана сбивает нас под видом благочестия. Вот почему мы получили и такую заповедь: «Не уклоняйтесь от написанного в заповедях ни направо, ни налево» (Второзак. 17, 11).
Так взглянем на Божьи заповеди и будем исполнять то, что в них написано, чтобы нам не блуждать как язычникам между судьбой, провидением и повелением. Ибо какие бы повеления ни распространились по всей земле, идольские служители лгут, что человек живет и действует по повелению. И если бы это было так, и человек действовал по повелению, то ясно, что он не должен быть судим за грехи, потому что выполнял повеление. Но так же был бы и увенчан не по справедливости, ибо творил добро не по своей воле, а невольно, по повелению.
Значит и цари не должны наказывать ни вора, ни блудницу, ни убийцу, ибо они творят [беззакония] не по своей воле, а исполняют повеление. И если кто убьет скверного человека, или невестка [убьет] свекровь, или сосед — соседа, или раб – господина, прислужница – госпожу или ученик возненавидит и убьет учителя, что же, не должно никого из них ни обвинить, ни наказать, потому что они исполняли повеление? И разбойников не должно осуждать и преследовать, потому что они нападают на людей, как было сказано, по повелению? Но это не так, [все] иные твари, [кроме людей] и вправду совершают действия по обязанности, служа и по повелению, ведь даже малая птица не попадает в силок без повеления (ср. Матф. 10, 29), и только человек создан Господом выше повеления. И так же, как сам Господь неподвластен повелениям, свободен и независим, так же по образу своему и подобию создал Бог человека – свободным, независимым, самовластным, выбирающим между добром и злом. И если мы будем по своей воле творить добро, то [Господь] обещал нам Царство , если же зло – то ад. [Господь] не желает смерти грешнику, но не лишает нас собственной воли, ибо [и пророк] говорит: если захотите и послушаетесь, [то будете вкушать блага земли](ср. Ис. 1, 19).
Один комментарий к “О чародеях, колдунах и ворожеях”
Обсуждение закрыто.