О том, что к святому таинству причастия следует приступать с робостью и страхом.
Опубликовано благодаря Самсону Франгуляну
Содрогаются кости мои трепеща, и страшиться душа моя в восхищении, когда вспоминаю, что должен приступить к великому и грозному таинству. И, двоясь, мечутся непрестанно мысли мои, хочу приступить к желанному, но [сознание], что я недостоин, мешает мне, а отвергнуть [все] и отойти – это гибель для моей души, ибо много тех, что подходят к [таинству] в грехе, или исполненные беззакония бегут от [таинства], и те и другие – приспешники сатаны. Потому что одни не зная ужасной силы таинства, приступают [к нему] запросто, буднично, побуждаемые укорами совести, и они [добудут себе] не спасение, а осуждение, не отпущение грехов, а умножение беззаконий. А другие в небрежении удаляются, не сознавая [его] важности, потому что не знают ни силы, ни благодати великого таинства, а есть такие, что считают достоинством не часто приступать к таинству, но это не достоинство, а глупость и лень удаляться жизни и желать мрака и смерти, ибо Господь сам сказал: « Я есть хлеб жизни (Иоан. 6, 35, 48). [и] ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую я отдал за жизнь мира» (Иоан. 6, 51).
Итак, всякий, удаляющийся Плоти и Крови Христа, являет собой более других самое наглядное из всех подтверждений [слов]: «Истинно, истинно говорю вам: если [вы] не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6, 53). А кто не имеет вечной жизни, те унаследуют мрак тьмы, ибо кто далек от святого таинства, [тот] легче воспримет сатанинскую скверну и станет его вечным прибежищем. Человеку надлежит или вкушать милость Духа, или принять скверный дух. «[Так] Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух» (1 Царства 16,14) ибо в виноградник не обнесенный оградой входят звери губящие и вепри лесные, и портят его, и если кто не ограждается Святым Духом, души тех суть жилище дьяволов, в бежавшие от собрания ангелов попадают в демонский стан, и дьяволы легко уловляют их, томят их души и жестоко терзают их тела, то огнем то водой. Так взгляни же и отгони от себя свою глупость, исправь свое маловерие, подстегни свою лень и спеши очиститься от грехов, с великим желанием спеши к святой духовной трапезе, чтобы тебе не быть отторгнутым от своего христианского имени. Ибо христианство есть вера и крещение, и вкушение святого таинства, а кто от этого далек и несовершенен, тот несовершенен и в христианстве, ибо ни Христос не пребывает в нем, ни он в Христе, и [Господь говорит]: «ядущий Мою Плоть пребывает во Мне и Я в нем» (Иоан. 6, 56).
Итак, тому, кто желает пребывать в [Господе], должно поступать так же, как поступал Он. И тот, у кого есть надежда, что Бог пребывает в нем, а он в Боге, тот должен быть чистым, как чист Он, насколько [допускает] человеческая слабость, и [только тогда] приступать [к таинству]. А если кто приступает не так, тот разумеется, приступает к своему осуждению, ибо приближение к святой Плоти Господней, для чистых – свет и освещается близость Духа, а для скверных – огонь, который сожжет и уничтожит за то, что приближается [к таинству] с сомнением. Ибо когда свидетельство твоей [совести] не удостоверяет твоей чистоты, ясно, что твое приближение к святому таинству [происходит] не по воле Божьей, а если приступаешь с сомнением, то знай, [ты] уйдешь с осуждением и будешь беззаконней, чем все беззаконники, ибо это большее беззаконие, чем даже злодейство проливающих кровь убийц, ибо человек убивший человека называется человекоубийца, а кто недостойно причащается Плоти Господней, тот – Богоубийца, ибо [он] вновь распинает Сына Божьего.
Итак, взгляни, к какой трапезе ты приступаешь в беззаконии, к трапезе, который страшатся и трепещут даже горние силы, ты смеешь приближаться нечистыми устами? Ведь тот, от кого исходит дурной запах, не дерзает [даже] приближаться к царю, а ты принимаешь в свою зловонную душу Небесного Царя и [при этом] не поражен великим страхом! С грязными руками остерегаешься приближаться к еде, а с замаранной душей причащаешься напропалую! О, бездна беззаконий, о ужасное горе, о, бесстыдная наглость и жестокое кощунство! Идешь с сомнением, приступаешь с испачканной душей к святыне великого таинства! И это невиданно, сколько тех, кто смеет творить это беззаконие! Ведь сказано, если кто согрешил пред человеком тот взывает к Богу, а к кому воззовут те, кто грешат против Бога, (ср. 1 Царств. 2, 25) ведь они виновны даже не против человеческой крови, но против Тела и Крови Сына Божьего. А ну – ка подумай и посмотри, как ты причащаешься святых тайн? Ведь если ты уверен, что войдешь в Царство Небесное, прими в чистоте и таинство причастия, но если в Царство Небесное веришь мало, то ты недостоин и чистоты таинства, ибо невозможно быть достойным святого таинства, а Царство нет, ибо и то и другое можно заслужить одинаковой чистотой.
Но иные хотя и причащаются [как будто] без сомнений, однако, оставаясь в лицемерии внутри, внешне представляют так, будто они с причащающимся, но все кто недостойны таинства, ни того, чтобы принять его внутренне, ни молитв, ни причащения, они выйти вон вместе с недостойными! И не лицемерь, оставаясь внутри как достойный [таинства], и не причащаясь, будто недостоин. Зачем презираешь грозное и великое таинство, не знаешь разве, что когда при святой трапезе твориться святое таинство, в тот час наверху расторгаются небеса и Христос сойдя является там, и ангельские воинства устремляются с небес на землю и встают вкруг престола, где [происходит] грозное таинство Господне, и все исполнены Духа Святого. И в тот час сомневающиеся не достойны причаститься этого таинства, пока не исправятся покаянием. Слушай и грозное предостережение проповеди: никто из оглашенных, никто из маловеров, никто из неимеющих надежды, кто не готов по чистоте, не спасется. [Господь] вышлет из вон, а к оставшимся внутри воззовет: « Взгляните на себя и испытывайте сердце свое, чтобы никто ни с сомнением, ни с коварством, ни хитростью, ни обманом, ни во лжи, ни колеблясь не приступал [к причастию], ибо чистота таинства подобает чистым. И слушаю все это, мы не дрожим и не трепещем пред великим и грозным таинством, пред которым трепещут серафимы, к которому не смеют приближаться херувимы, которого ужасаются ангелы и архангелы, и все горние силы содрогаются в изумлении! И какой же страшной мукой будет томим человек приступивший к таинству с виновной совестью? Он как хворост попавший в огонь, сгорит в огне и сгинет, ибо [он], сочтя это мелочью, оскорбил Плоть Христа!
Но не смотри [на Святые Дары] только как на хлеб, не принимай и не рассматривай [их] как вино? Величие святого таинства невидимо, но сила его познаваема, потому что в таинстве и в крещении Христос не заповедовал нам ничего видимого, но только умопостигаемое. [Мы] видим жидкость, но веруем в Божественное слово, которое гласит: «Вот Кровь и Плоть. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6, 54, 56). И в своей истинной вере мы при трапезе познаем на алтаре Христа, к Нему приступаем, Его видим, Его касаемся, Его целуем, приемлем в себе и принимаем, и становимся Плотью [Его] и членами [Его], и сыновьями Божьими.
Итак, кто не верует такой верой и не познает Тела Сына Божьего, [тот] далек от помощи Божьей, далек от благодати Духа, далек от отпущения грехов и вечной жизни, [тот] не уповает на воскресение, не надеется на спасение и отторгнут от христианской веры, с которой пролитием крови Христа к нам [пришло] спасение. Итак, пусть никто не приступает к таинству с сомнением, пусть никто не приступает с маловерием, пусть никто не приближается в слабости. А истинно верующий [тот], для кого при великом грозном таинстве церковь – суть небеса, а алтарь таинства – престол славы, куда Христос сойдя, полагает [Тело] свое, что всегда подают всем [верующим] ради [их] спасения.
Итак, взгляни на себя, о человек, посмотри пред пред кем ты [стоишь], кого видишь, кого целуешь и приемлешь в себя, [ты] пребываешь с небесными силами, благословляем с ангелами, величаем с серафимами, видишь Христа, целуешь Христа, Христа приемлешь и вкушаешь, и, исполнившись Духа Святого и Божественной благодати, очистившись, укрепляешься во всякое время. Потому и вы, священники, служители и исполнители святого таинства, исполняйте [его] со страхом, соблюдайте с робостью, служите в чистоте и исполняйте бережно, ибо владеете царским сокровищем, с великой бдительностью стойте на страже, потому что и вам суждены муки, если вы, [скажем], знаете о чьих – то злых делах и почему – нибудь остерегаетесь наставить [такого человека] и прогнать его, когда он, явившись посягает на тело Христа, то [помните], что вы из – за своей лени и лицеприятия раздаете святое Христово Тело беззаконникам и недостойным, а это все равно, как если бросить его псам и свиньям! Так какое [вам] может быть прощение и отпущение? На какие наказания и неискупимые муки будете преданы вы, предатели, виновные против Тела Господа? Вы Христом предстоятельствуете, Христа беззаконникам и мучаете Его гнусными деяниями недостойных [людей]!
Так взгляните на себя, священник, и уясни себе, в чем состоят труды твоего священства. Ты не пахарь для своего народа, не жнец, не молотильщик, но назначен учить и наставлять, отвергать и порицать. Вот в чем состоит священническое дело, нужное всегда и вседневно, и за это вы почитаемы честью, и вы начальствуете над всеми, чтобы судить [беззаконников] обличать и отвергать, а те, кого не знают священники, те более всех подлежат неискупимым мукам, как и говорит Павел: « Кто есть и пьет недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11, 29)
А многим [Он] дает испытать вкус суда [уже здесь], через жестокие немощи и горечь болезней насылает на них раннюю смерть, как говорит Павел: « За то, что многое из вас недостойно причащаются тела Господня, многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор 11, 30). Ибо некоторые за то, что недостойно приступили к таинству, мучимы недугом беснования, другие из – за этого бродят изнемогая целые дни в увечьях, одни из – за этого пали от язв и неизлечимых болезней, иные попали в темницы и узы, а иные ушли из мира бездетными, а еще если недостойно причащаться Плоти и Крови Господней, случается потрясение стихий бесплодие, а людей и животных настигает ранняя смерть.
Значит будем приступать [к причастию] с великим страхом и с осторожностью будем испытывать свои сердца, не назначайте себе из – за своей лени приходить к причастию в праздничный день, ибо в пятницу, в воскресенье, в праздник Пятидесятницы и Пасхи [приноситься] одна жертва и совершается одно таинство, и ты, не откладывая со дня на день, приступай [к таинству] много раз, ибо тем ты еще более оживишь и обновишь свой дух, но если за всю свою жизнь ты раз приступишь [к таинству] недостойно, с сомнением, то погубишь душу свою. Взгляни, один грех согрешил Каин – и погиб (ср. Быт. 4, 8), один грех согрешил Ханаан – и погиб (ср. Быт. 9, 22 – 26), один грех согрешил Ахав – и погиб (ср. 3 Царств, 22), один грех согрешил Иуда – и погиб, и убийцы Христа убили один раз – и погибли, так и ты, если за всю свою жизнь ты хоть раз недостойно приступишь к таинству, знай, ты погубишь свою душу, обречешь ее на вечные муки.
И вот ты говоришь – я приступаю в чистоте к сорокадневному празднику. Но что пользы в том, что ты один раз очистился, если ты опять осквернен? Что пользы умываться, если опять будешь в грязи? Что пользы созидать, если опять [все] разрушишь? Хочешь только в праздник найти избавление от болезней, а потом опять изнемогать от недугов? Хочешь на день излечиться от язв грехов, а после опять заполучить те же язвы? На день один удаляешься от демона, а потом опять будешь, вечно им тесним? Вот что бывает с тем, кто только один раз причастился святого таинства: он будет, опять вседневно томим грехами. Что пользы избежать один раз меча убийцы, если завтра будешь предан в его руки? Или день один сидеть за столом с царем, назавтра быть преданым безжалостным палачам? Точно так же нет ни толку, ни пользы в том, чтобы только в праздник на Пасху удостоился святой трапезы, а после удалиться на скверные дела и быть всегда с сатаной? Что пользы найти в праздник драгоценный камень, а назавтра его потерять? И так же бесполезно причащаться в праздник, если назавтра опять все погубишь недостойными делами. Что пользы раз приблизиться к Христу, если после того снова прилепишься к сатане? Бесполезно сегодня бежать от огня, чтобы завтра гореть жестоко, и нет утешения в том, чтобы выйти из темницы на день, стать царем, а после опять немилосердно мучиться с осужденными, и что пользы вкусить раз таинство, а после выйти с осужденными вон? Что же ты на две ноги хромаешь и маешься двоемыслием? Будь или почитателем демонов или единомышленником Христа. День один ты выглядишь как овен белоснежный, а завтра ты козел черный, ныне ты Давид вдохновенный, а завтра – Саул бесноватый, ныне Петр покорный, завтра – отступник Иуда, ныне, наперсник Христа, а завтра — угождаешь сатане, ныне ты как христианин вкушаешь тело Господа, а назавтра, как оглашенный удаляешься от него, ныне ты с исповедующимся, а завтра ты вне [церкви] с отступниками, ныне ты входишь в совет с верующими, а завтра с неверными выходишь вон. Как назову, или как нареку тебя, — то ты [представляешь] агнцем, то являешь звериный нрав, ты принимаешь почести от царя, а назавтра ты не признаешь [его] и отворачиваешь лице свое. Таковы и те, кто однажды приобщились таинства, а после ушли, как оглашенные, отвернув лицо. Если ты заслуживаешь таинства, всегда смело приступай к нему, чтобы исполниться Духа [Святого], облечься в Христа и принять Христа, а если ты по своим делам недостоин, значит ты недостоин его и в праздник Пасхи.
Но ты говоришь: «Я очистился сорокадневным постом и хочу приступить к святому таинству! » . [Это] хорошо, и я похвалю тебя, но почему не поступаешь так всегда? [Ты отвечаешь]: «Не могу всегда содержать себя в чистоте» . Но если в мыслях своих ты думаешь так: «Приму – ка я причастие один раз в праздник, а потом уйду», то ты недостоин [приступить к таинству] и в праздник, потому что в тебе худые мысли. Что пользы приближаться к Христу и при этом не отдаляешься от сатаны? Что пользы пить отборные лекарства, если держишь болезнь внутри себя? Что пользы идти к врачу, если там ты не хочешь обнажить раны, и ты не найдешь никакой пользы в причащении, если не захочешь отдалиться от грехов, ты только прибавишь [себе] осуждение и муки. Или если ты царь услышал, что кто – то из князей сегодня вошел с ним в совет, а назавтра удалился от него и стал советником у врагов, разве он [опять] принял бы его в совет? [Нет], он бы связал его, терзал и казнил. А насколько же строже будет осужден и наказан Христом тот, кто ныне хочет войти с ним в совет Господа, а назавтра желает выйти из совета и исполнять волю врагов? Разве ты ныне чист от грехов, если про себя размышляешь так, что вот завтра я отойду и буду следовать своим желаниям. Если кто – то думает приступить к святому Телу Христа, а затем удалиться от него и от повелений Божьих, то это все равно, что приступать к таинству с сомнением, то же, что принимать [его] колеблясь, то же, что причащаться с вероломством, и то же, что вкушать [Святые Дары] с соблазном, обманом и маловерием. Это гнуснейшая из всех скверн, когда ты решил уйти, а сам снова и снова возвращаешься к прежнему злу. Ибо сказано, что человек, который говорит, что отвратился от грехов, а сам опять возвращается к ним, подобен псу, который возвращается на свою блевоту (ср. Притч. 26, 11).
Итак, узнав про все, не отдаляйтесь, если вы достойны, от святого таинства на долгое время, не дерзайте приступать к святому таинству недостойно, ибо удел недостойных, тех кто причащается одолеваемый дерзкими сомнениями – ужасные наказания, но наказание [ждет] и достойных, тех, кто медлит и лениться, откладывая [причащение] на долгое время. В великом страхе держите в душах ваших [сказанное], спешите рассеять мрак неведения, отбросьте неправедный гнев, враждебность, злопамятство и мстительство, отвергните лукавство, зломестие, зависть, отгоните скорбь и безгласный вопль, бегите алчных, злословящих, пьяниц и распутных, [оставьте] ненависть, неблагорасположение и оставьте тайное коварство, помиритесь с врагом, полюбите ненавистных вам и отпустите друг другу прегрешения, служите друг другу от всего сердца, будьте покорны друг другу, носите бремена друг друга, любите друг друга, считайте ближнего лучше себя, очищайте сердца, опускайте смиренно глаза, удерживайте язык от злословия, кайтесь в грехах, рассеивайте сомнения, стряхните глупость, скорее отвратитесь от лени, соблюдайте посты, утруждайте себя молитвами, творите милостыню, совершайте добрые дела, на злое будьте младенцы и в вере будьте совершенны (ср. 1 Кор. 14, 20), чтобы так во всех полноте добродетели быть достойными грозного и великого таинства, чтобы с многим желанием и в совершенной чистоте вкусить всесвятого и живительного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которому и власть, во веки веков, аминь.
Один комментарий к “О том, что к святому таинству причастия следует приступать с робостью и страхом.”
Обсуждение закрыто.