Епископ Армаш Налбандян

Епископ Армаш Налбандян

По вере вашей да будет вам

В Евангелии от Матфея читаем, что когда к Иисусу подошли двое незрячих и сказали: «Помилуй нас, сын Давидов», – Иисус спросил их: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их» (Евангелие от Матфея 9:28-30).

Евангельский эпизод об излечении незрячих напоминает нам о вере в Господа и в его силу.

Что такое вера? Как она спасает человека? И что такое духовная незрячесть? На вопросы отвечает глава Дамасской епархии ААЦ епископ Армаш Налбандян.

– Владыка, читая Библию, видим, какие великие и неестественные для человека дела совершили Ной, Авраам, Моисей и другие, источником силы которых была только вера в Бога. «Если будешь иметь веру с горчичное зерно и горе сей скажешь: «Перейди отсюда туда», – и она перейдет». Доказательство этих слов множеством дел видим в Святом Писании. Какова сущность веры?

– Согласно учению Отцов Церкви, вера – это духовная сила, которая действует в условиях просвещения божественной благодатью. Жизнь христианина начинается с веры, она есть сущность человека. Вера в Бога означает не только иметь представление о Боге, а жить в живой связи с Ним, иметь неестественные возможности для установления взаимоотношений с духовной средой. В Послании к евреям читаем: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Послание к евреям 11:6).

Если человек имеет веру, то вся душевная сила дойдет до совершенства, если нет, то он может запутаться и заблудиться. Вера имеет в себе уверенность, преданность, надежду и любовь к Богу.

– Владыка, когда в человеке начинает действовать духовная жизнь?

– Духовная жизнь начинается в человек тогда, когда человек безостаточно верит в Бога. По причине того, что прародители нарушили заповедь нашего Небесного Отца, человечество лишилось рая и славы божьей. Но Господь по Своей безграничной любви послал Своего Единородного Сына ради нашего спасения. Вера дана нам для того, чтобы мы заново обрели потерянное. И сейчас перед нами лежит дорога, которую мы должны пройти, для того чтобы вновь воссоединиться с Богом, почувствовать Его присутствие и жить под сенью Его славы. Отец Небесный заботится о нас, знает, в чем мы нуждаемся. А нам остается всего лишь прожить с верой данную нам жизнь. В христианском учении вера является необходимым условием для спасения. Христос, творя чудеса, говорит: «Верь и спасешься». Эти слова относятся не только к излечениям, продолжению земной жизни, но и к обретению спасения, наследию Царства Небесного. В человеке, отдаленном от веры, нет жизни, он находится в духовном незрячестве, потому что не видит собственных грехов и спасительное присутствие Бога в его жизни. Отцы Церкви считают человеческую жизнь духовной войной, и в борьбе против злых сил самое сильное оружие – это вера.

– Есть люди, которые, чувствуя в своей жизни божественное присутствие, верят в Бога, некоторые, подобно апостолу Фоме, изучают все, а после верят, некоторые говорят, что верят в существование Бога и ограничиваются этим. Неужели вера – это всего лишь принятие факта? И находятся ли эти люди в вере?

– Вера не имеет мер измерения и неправильно говорить: «Моя вера больше, чем у других». Так не бывает. Господь смотрит в сердце человека. Всех молящихся и милостивых людей мы называем одним словом – верующий. Другое дело, когда замечаем, что люди сегодня материалистичны, хотят подтвердить существование Бога научными фактами. О воскресшем Иисусе апостол Фома говорит: «Не поверю, пока не дотронусь». И Иисус ему говорит: «Увидел, поверил, но блаженны те, которые, не увидев, поверят». Мы сейчас в этом блаженстве, потому что, не видя, верим в милостивoгo Господа. Факт существования Христа в нас самих. Если меня попросят привести факт существования Иисуса, я не смогу. Но если делаешь доброе дело и чувствуешь спокойствие, значит, это чувство присутствия Божьего в тебе, которое приносит тебе мир и гармонию. Если спасся от опасности – это свидетельствует о Божьем присутствии и действии веры через Господа. Христос пришел и сказал: «Я есть жизнь и путь». Будучи истинными христианами, веруя в Бога, мы должны проходить наш жизненный путь и не ждать знамений и доказательств.

– Несовершенство человеческой жизни происходит от безверия. «Что с верою попросишь, получишь», – говорит евангелист. Неужели это означает, что человек должен свою надежду возложить не на себя, а на Бога?

– Человек должен возложить свою надежду не на свои возможности и умения, а только на Бога. Только так можно добиться всего. Но истинная вера должна отличаться от слепой, неосознанной веры. Вера – это процесс, который надо переживать каждый день. Апостол Иаков говорит: «Вера без дел ничто». Христианин своими ежедневными деяниями должен доказать свою веру в Бога. Сила веры также в том, чтоб человек смог заново обрести себя. В христианской вере существует понятие исповеди. Верующий исповедует свои грехи и просит Бога показать ему новый жизненный путь. У христианина много обязанностей, поскольку ему заповедано: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». Именно в этом сила христианина, ибо все то, что делает он, делает также и грешник, но он должен надеяться на помощь Господню, должен суметь полюбить своего врага, что является самым сложным.

В Евангелии читаем: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:46-48).

Не имея веры, не можешь любить врага и простить того, кто обидел тебя. Сила верующего проявляется именно так. Все это ценности, характерные для земной жизни, и верующий должен осознавать, что он свидетель и исполнитель всего этого на земле. И Бог оценит это.

Алвард Назарян

Перевод с армянского дьякона Даниэля