Архимандрит Комитас Овнанян
Беседа о совести
На ваши вопросы отвечает cвященнослужитель Первопрестольного Святого Эчмиадзина архимандрит Комитас Овнанян.
– Отец Комитас, Святые Отцы нашей Церкви дают разные определения понятию «совесть»: невидимый судья внутри нас, законодатель, узда и т.д., а народ говорит, что совесть – это голос Господа внутри человека. Можно ли разъяснить, что такое совесть и действительно ли она свойственна всем людям.
– Совесть – это то «я» внутри меня, которое пытается сформировать во мне положительный образ, выявив отрицательный. Без понятия совести христианство никогда не смогло бы быть правильно воспринято, ибо христианство неразделимо связано с трансцендентностью. Совесть проявляется в человеке тогда, когда через самокритику, исследование души он обращается к своей жизни. Тогда, когда он хочет понять, удалось ли ему сохранить богоподобный, а не животный образ. Совесть примеряет на человека христианский образ. Например, когда мы читаем некоторые отрывки из Ветхого Завета, где именем Божьим повелевается уничтожить жителей какого-либо города или племени, то начинаем думать: а таково ли понятие совести в Новом Завете, где царит дух милосердия. В 3-м стихе 17-й главы Евангелия от Луки говорится: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему». Совестливость по отношению к себе подобному дает мне возможность удостоиться Божьего милосердия, когда грешу я. Эта мысль выражена в молитве «Отче наш».
– Есть люди, у которых, кажется, вообще нет совести, поскольку они способны совершить страшное преступление, даже не почувствовав раскаяния в совершенном. Таких людей народ называет безбожными, бессовестными. Святой отец, может ли совесть умереть? Или может ли сам человек задушить, заглушить ее?
– Если народ говорит «безбожный» и «бессовестный», значит, это очень точная формулировка, потому что восприятие Бога формирует в человеке понятие совести. Сегодня люди стали злыми, потому что потеряли свою веру и вместо почитания Господа почитают деньги, мамону. Если у человека исчезает совесть, в нем исчезает все. Это мы видим в притче о неправедном судье, в которой говорится: «Бога не боялся и людей не стыдился», т.е. страх перед Господом сам формирует сознание стыда перед людьми. Это ставит человека в определенные рамки: он не должен делать то, из-за чего ему будет стыдно перед людьми. Почему сегодня нас всячески призывают сделать объектом поклонения что-либо физическое, плотское? С этой целью некоторые «поэты» с утра до вечера проповедуют блуд и безнравственность, тем самым ведя человека к погибели, дабы убить в человеке совесть, самокритику, раскаяние и снисходительность.
– Святой отец, сколько бы человек ни старался заглушить голос своей совести и продолжить жить со спокойной «совестью», тем не менее, оставшись наедине с самим собой, разве он сможет избежать угрызений совести?
– Зависит от того, как человек смотрит на жизнь, насколько для него важен нравственный образ и какую ценность для него представляет подобный ему человек. Но есть еще одна проблема: когда человек первый, второй раз совершает убийство, в третий раз это становится для него обычным явлением, именно поэтому необходимо искоренить в человеке этот порок. Никакой зверь на Земле не способен совершить такое зверство, как безбожный человек.
– Отец Комитас, Отцы Церкви в своих писаниях наставляют «обращаться с совестью разумно», потому что чрезмерно чувствительная совесть, если не будет правильно руководиться разумом, может привести человека к расстройству. Как определяются «мера и вид» совести?
– Решение всех проблем – золотая середина. Природа показала, что все красиво в своей мере. Когда река выходит из своих берегов, она прекращает быть красивой, потому что губит все вокруг. В жизни все красиво, пока пребывает в гармонии. Соль, сколь бы необходимой она ни была для вкуса, в чрезмерном количестве наносит вред.
– По-вашему, что может поменять нынешнее состояние нашего общества, когда в условиях отсутствия совести совершаются различные несправедливости, убийства, ужасные преступления… Как лишенный нравственности современный человек может вновь обрести свой человеческий облик?
– Я считаю, что отсутствие совести – явление повсеместное. Не знаю почему, простой народ во всех проблемах обвиняет власть. Но стоит отметить, что встречающиеся на улицах Еревана «простые» люди обманывают тебя без угрызений совести. Сегодня мир полон зла. Человеческими душами правит нетерпимость. Мы забываем одну вещь, что жизнь подобна бумерангу: брошенное нами возвращается к нам же, ибо «Что посеешь, то и пожнешь». Сегодня простой народ проклинает власть, власть проклинает народ и т.д… Почему? Потому что у нас нет совести, потому что мы игнорируем голос нашей совести. Людей не беспокоит, что они ненавидят других, что ненависть в их сердцах стала их сокровищем. И они могут спокойно спать, не задумываясь над тем, что никто не знает дня Пришествия Господа. Каждый из нас считает, что его жизнь на этой Земле вечна. Мы должны пробудиться, пока не погиб весь народ. То, что сейчас происходит вокруг нас, говорит о том, что существование совести само по себе стало свидетельством ее отсутствия в нас. Сегодня люди, подобно бессовестному зверю, могут зверски убивать своих братьев армян, как когда-то это делали турки. Подобные люди для нас не являются армянами, в их венах не может течь армянская кровь. К сожалению, сегодня мы потеряли умение трезво судить и осуждать самих себя. Я всегда думал, что, когда человек обманывает другого, это грех, но не трагедия, но когда человек обманывает сам себя, это самый страшный грех, потому что, обманывая сам себя, человек подвергается гибели. Значит, очень важно, чтобы человек имел бодрствующий дух, для того чтобы он мог смотреть на себя и судить о себе трезво, и имел храбрость исповедовать собственные грехи. Вспомним, что говорил Христос после исцеления больных: «Иди и впредь не греши».
– Иногда человек, не выдерживая угрызений совести, раскаивается в совершенном грехе, а потом впадает в беспокойное, депрессивное состояние и душевно заболевает. Как излечивается подобная болезнь?
– Если человек уже раскаялся, то остается одно – молиться, с молитвой подходить к Господу, зарядиться божественным словом, потому что молитва укрепляет человека, соединяет его с Богом. Но только тогда, когда она совершается правильным образом, а не из эгоистических соображений, диктующих: дай то, дай это. Нет, так молиться нельзя. Бог не директор Красного Креста. Мы должны укрепить нашу связь с Богом, дабы Его присутствие проявлялось в трезвом, бодром состоянии нашего духа. Наш народ всегда был богобоязненным, даже до христианской эры у нас было понятие святыни.
– Святые отцы церкви наставляют «всегда держать совесть бодрствующей, дабы не впасть в бездну зла». Насколько возможно воплощение этого наставления в наши дни?
– Настолько, насколько мы храним Господа внутри нас, потому что совесть – это присутствие Бога в нас. Совесть – это вопрос: где я? Рядом с Христом? Или далеко от Христа? Перед каким крестом я стою? Христовым? Или крестом разбойника? Все те, кто являются носителями хищнических ценностей, для которых кража, убийство, обман людей является образом жизни, стоят перед крестом разбойника. Даже входя в церковь, они перекрещиваются перед крестом разбойника, а не перед спасительным крестом Иисуса Христа.
– Святой отец, какое наказание получат подобные люди от Бога, если не раскаются и не обратятся?
– Христос сказал, что таковые будут брошены в огонь, дабы от них ничего не осталось, кроме пепла, который является символом безжизненности.
Анжела Хачатрян