Патриарх Павел (Погос) Адрианопольский о родителях

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1. Тот отец, который в течение своей жизни благоприятно воспитывает своих детей, после смерти увековечивает свою память. Благонравный образ жизни ребёнка прославляет имя покойного отца.
2. Если родители после себя оставляют детей небогатыми, но мудрыми, то они делают их наследниками большего богатства, чем если бы они оставили их богатыми, но невеждами.
3. Если не желаешь горевать из-за своих детей, то сделай так, чтобы твоими обличениями и упреками они сокрушались, когда еще совсем маленькие. Не так печально видеть раннюю смерть ребенка, чем лицезреть его разнузданность.
4. Отцу бесполезно учить ребёнка добрым поступкам, если мать позволяет ему учиться злому.
5. Кто своего ребенка вырастил в мягкотелости, тот вместо молока дал ему яда, потому что с возрастом детская мягкотелость вредит ему больше, чем яд. Если мама не кормит своего ребенка, то она беспощадная, но будет беспощадней, если будет питать его мягкотелостью.
6. Мягкотелость в ребёнке подобна нежной колючке, которая с возрастом ребенка становится все тверже и жестче до такой степени, что ужаливает всякого, к кому прикасается.
7. Если родители по отношению к детям будут привередливо милостивыми, то дети по отношению к родителям будут весьма беспощадными. Отеческая любовь превращается в рознь, когда отец, простив преступления сына, становится причиной его новых прегрешений.
8. Тот родитель именуется чужой матерью, кто научился рожать детей, но не знает, как их благонравно воспитывать. Родной матерью считается тот родитель, кто научился и рожать, и растить в скромном нраве.
9. Дети больше учатся у матерей, нежели у отцов, потому что до совершеннолетия воспитываются матерьми. Следовательно, они должны хорошо учить своих детей, чтобы потом не плакать больше над живым сыном, нежели над мертвым.
10. Родители обязаны учить своих детей добродушному поведению душеполезными наставлениями и примерами своего целомудренного образа жизни, поскольку даже маленький ребенок по своему естественному состоянию является добрым, однако, воспитываясь у злонравных людей и видя плохой образ жизни своих родителей, становится нехорошим и неукротимым.
11. Осуждение злонравного отца с плохим поведением сына становится еще тяжче, потому что сын научился от отца быть злым.
12. Родители достойны поношений и наказаний, если дают своим детям мотаться без дел.
13. Если родители обходятся с детьми неосторожно и своих детей не отдают изучать науку, чтобы они стали добронравными людьми, и не отдают изучать важнейшие ремёсла, чтобы удовлетворять свои потребности, то такие родители достойны осуждения, потому что они — причина безделия и безалаберности детей.
14. Когда наседка оставляет яйца нерадивыми и идёт, куда глаза глядят, то яйца протухают. Если родители не хранят детей под своей рукой и, не заботясь о них, оставляют в своих покоях, тогда дети становятся никчёмными.
15. Если кто-либо хочет, чтобы его ребёнок стал добропонравным человеком, пусть отдаст его на воспитание не только к компетентному, но и к добродетельному человеку. Потому что он учится тому, что видит в своем учителе: увиденное глазами больше пробуждает жажду к добру, чем подслушанное ушами.
16. Для отцов почётно видеть своих детей не только умными, но и творящими благо, потому что знания необходимо приобретать для совершения добра.
17. Если дети богатых неблаговоспитанные, то с годами они станут бедными. А если дети бедных благовоспитанные, то впоследствии они станут богатыми.
18. В молодости человек становится тем, кем он воспитывался в отрочестве. Поэтому если богач хочет, чтобы его ребёнок стал хорошим молодым человеком, то пусть в отрочестве воспитывает его добронравно.
19. Если чадо богача считает достаточным унаследованные от отца слава и популярность и день за днём не пытается своими знаниями и достоинствами к ним ничего прибавлять, то во время похождений он постыдится, потеряв и славу, и популярность, потому что в отрочестве не научился черпать славы.
20. Когда отцы видят, своих детей делающими что-либо несносное, то они обязаны с добросердечно вразумить их. Если дети не подчинятся, то пусть родители с сильным обличением исправят их. Дать своим детям дерзновения — это то же, что и снять упряжь с диких лошадей или выливать масло в горящий костер, или бросить искру в льняной мешок. Не давать дерзновения детям и юнцам – это достойная похвалы жадность.
21. Совершеннолетние люди, увидев или услышав неприличные вещи, иногда следуют им, а иногда избегают. А дети вообще не имеют понятия о том, чего можно избегать, а всё, что слышат и видят, непосредственно желают делать.
22. Если родители, воспитывающие своих детей, не имеют добропорядочных манер поведения, то их дети не станут добронравными наследниками.
Данная от природы родительская любовь по отношению к детям подобает и надлежит тайно хранить в сердце и тогда раскрыть ребенку, когда он станет совершеннолетним и сможет познать уважительность родительской любви и свою обязанность.
Поэтому пока дитя ещё мала и не умеет разговаривать, пусть родитель напоит его сладким молоком, накормит чем-нибудь и оденет неприкрашенной одеждой. И когда ребёнку исполнится семь лет, пусть отправят его в школу, где учитель научит читать, потом писать, совершать действия числами, пока ему не исполнится десяти лет. После этого пусть научит его знать наизусть и даст понять принципы христианской веры и нравственных добродетелей. И если юноша имеет смекалку, усерден и энергичен, то пусть учитель даст ему уроки грамматики, чтобы день за днём он понимал значение слов, усваивал смысл прочитанного и умел выстраивать предложения по канонам и обычаям нашего армянского языка. И пусть он продолжит образование до того, пока ему исполнится тринадцать лет.
В течение всего этого времени юноше необходимы увещевания и наставления своих родителей и воспитателей, чтобы он с малого возраста и полный сил научился уклоняться от зла и подражать добру.
После этого юноша имеет необходимость в благопристойной заботе. Если родители желают своих детей удостоить священного сана, и если юноша согласен, тогда пусть оставляют продолжать учебу в познании внешних и духовных наук и получении образования в добродетели столько времени, сколько ему будет необходимо. А если родители хотят своих детей вести в светский мир, то пусть его отдают для изучения необходимого искусства, которым он сможет себе обеспечить жизненные потребности.
Но сейчас в родителях не проглядывается стремление к данному добронравному воспитанию своих детей, поэтому так же редко увидишь сыновий долг детей подчиняться своим родителям. Поскольку родители, начиная с пелёнок до юношеского возраста воспитывают детей так, что лелеют и ласкают, наряжают красивыми одеждами, в лицо ему смеются, прогуливаются с ним в игровых площадках и прогулочных местах, немедленно исполняют любое их желание и каприз. И хотя они отправляют ребенка в школу, но после научения простому чтению и письму отправляют работать в торговой лавке.
И даже если юноша смекалистый и энергичный и желает учиться грамматике и важным наукам, то его обличают, говоря: «Мы тебя не дадим стать священником или архимандритом», и не понимают, что обязаны сделать из него разумного человека, а не оставлять его быть похожим на человекоподобное существо.
Так, пусть родители знают, что важно всем детям по возможности каждому знать грамматику, чтобы хотя бы понимать значение слов из Ветхого и Нового Заветов, слушать закон Божий, гласящий любить Бога всем сердцем своим и ради Бога любить друга, подчиняться родителям и своей работой почитать их.
В конце концов, надо сказать, что если родители хорошо воспитают своих детей и дадут им образование, то так же и дети будут хорошим наследством своих родителей и славой своих родителей. Но поскольку возросла ненависть к учебе у родителей, то по этой причине в настоящее время увеличилось непокорность детей к родителям.
23. Город разрушится или приблизится к разрушению, если родители не справятся в деле обучения своих детей науке, добродетелям и работе, потому что безграмотность, неистовство и безделие являются источниками бед и вреда.
24. Оставление своих детей без наставления до того, что они для своего исправления имеют необходимость в наставлениях других людей — для родителей это большой стыд. Небольшое беспечное поведение родителей станет причиной развития в детях больших пристрастий, которые со временем с огромным трудом исчезают или вообще остаются неисправимы. Поскольку из-за легкомысленности кормчего вода мало-помалу входя в корабль, становится огромной лужой, тогда чтобы ее вылить, требуется большой труд, а иногда из-за этого происходит кораблекрушение. Поэтому родители должны быть осторожны и не допустить того, чтобы в поведении своих детей возникали пристрастия, потому что после этого будет трудно освободиться от них.
25. Ребёнок, оставшийся без наставления, начнет привыкать к лукавству, потому что когда его спросят о его ошибке, которую он тайком совершил, то даст ложный ответ, чтобы его не обличили. Такого ребёнка родители должны вправить мозги двойным наказанием, первый — за сам поступок, второй — за ложь для того, чтобы тот научился держаться подальше от неверных поступков и ложных разговоров.
26. Если благой отец имеет доброго ребенка, то они оба счастливые. Потому что добрапорядочное имя отца увеличивает славу ребёнка, а безукоризненанная репутация ребёнка возвышает почтение к отцу. Поэтому пусть родители стремятся воспитывать своих детей в добросердечности, потому что если они оставят их беспечно учиться злу, то по плохой молве детей исказится добронравная репутация родителей и последние удостоятся осуждения.
27. Жалок тот юноша, чьи родители злонравны, от которых и он сам учится злости. И блажен тот, у которого родители добрые, от которых он учится благости. А если отец добрый, а мать злая, то в большинстве случаев юноши тоже будут злыми, ибо в раннем возраста дети больше учатся от матерей, нежели от отцов. Поэтому если родители хотят, чтобы их дети были добрыми, пусть сначала сами будут таковыми.
28. Доброе чадо добропорядочного отца возвышает честь отца, потому что он научился от отца быть добрым. Добрый сын злонравного отца увеличивает собственную честь, потому что он самостоятельно научился быть добрым.
29. Родители не имеют права жаловаться на природу, что якобы она дала им злонравных детей, поскольку дети не родились от природы злыми, а стали таковыми из-за беспечности родителей. Поскольку если и за почвой не следить, то вырастят сорняки и терния.
30. Родители обязаны развивать своих детей посредством благонравного образования, чтобы те занимались полезными искусствами и науками, были внимательными к соблюдению законов и верными к Богу и людям.
31. Не так больно потерять достояние и богатство, как потерять стыд и доброе имя, поскольку имущество и богаство возможно получить свыше, а вот застенчивость и доброе имя — никак, потому что оно подобно горшечному сосуду никогда не подлежит восстановлению.
Так, родители должны аккуратно заботиться о своих детях и воспитывать в благопристойности. И дети тоже пусть будут осторожными в безмятежном хранении своей скромности и доброго имени. Потому что юношеский максимализм — это преходящее явление, удовольствие — временное, но стыд и боль постоянны в этой жизни, а в последующей — вечное наказание.
32. Что может быть бедственнее этого — в то время, когда мама с большими мучениями и усилиями собирает деньги и богатство, чтобы её ребёнок жил в счастье, а ребёнок все это расстрачивает, чтобы жить в горе? И что может являться причиной этого горя, если не безалаберное родительское ухаживание, потому что родитель старается чтобы дитя разбогатело различными сокровищами, но никак не наукой: старается сделать своего ребенка наследником имущества, но не добродетелей.
33. Если власть имущие хотят, чтобы их дети стали как они, пускай воспитывают своих детей не как сыновей, а как слуг. Потому что тот, кто не был слугой своего отца, тот не может быть начальником других. Только тот знает, каково быть командиром, кто до этого исполнял приказы.
34. Из этого мира уходят с радостью те, кто здесь оставляет свое добронравное чадо, а с грустью прощается с этим миром тот, кто после себя оставляет злонравное чадо. Поэтому когда родитель, умирая, отдает своего младшего ребёнка своим родственникам для ухаживания за ним и наставлений, то правильно поступает. Поскольку если юноша не будет иметь наставника, то, подружившись со злыми, он сам станет злостным и бесстыдным, а потом от наставлений добрых людей не будет иметь никакой пользы. Потому что согласно народной пословице: «Эфиоп не желает мыла, а безумный не получает полезного наставления.»
35. Тот любит своих чад, кто бережно относится к ним, иначе он их не любит. Поскольку аккуратное хранение происходит из-за страха потери, а последнее возникает из любви, то соответственно где нет дел любви, там нет и любви.
36. Матери пусть будут осторожными по отношению к своим дочерям, чтобы их скромность ничем не испортилась. Скромность в чем-либо похожа на хрупкое стекло, которое после легкого столкновения крошится, теряет свою пробу, и потом невозможно восстановить.
37. Мать, которая держит своих дочерей дома как в тюрьме и не позволяет им общаться с другими, этим самым показывает не то, что её дочери злонравные или бесстыдные, а остерегается, чтобы они такими не стали. Потому что застенчивая и добрая девица, чем заботливее и бережнее хранится, тем приличнее и добрее становится.
38. Если девица будет скромно и безмолвно сидеть дома, то все вокруг станут проповедниками и глашатаями её добрых нравов.
39. И та мать любит свое чадо как своих врагов, которая отправляет дочерей вместе со своими родственниками или соседями что-либо посмотреть и оставляет их ночевать у них, говоря: «Уже довольно долгое время, как моё дитя закрыто дома, и её сердце отяжелело. Пусть немного выйдет на улицу, чтобы сердце открылось и освежилось. В чужое место не отправляю, это наши близкие и родственники.»
Но, к сожалению, это слепота и бесчувствие её ума. Она надеется и ждет, что откроется сердце дочери, но вскоре открываются её глаза, и она видит себя обнажённой от скромности.
Дочь, выйдя из дома, теряет свою застенчивость, и возвращаясь назад домой, не может её найти. Забавы от нескольких дней разгуливаний меняются на обречённую печаль, а восторг ликования заменяет траур и оплакивание.
Поэтому любящие матери всегда должны следить за своими дочерьми для их убережения и не позволять удаляться от своих подолов. Потому что они подобны куриным яйцам, чьи наседки обязаны под своими крыльями хранить их до вылупления и потом быть с ними до их возрастания. А если яйца не будут защищаться под крыльями, то они изнутри согнеют. И если разрешат детенышам отдалиться от них, то стервятники их заклюют. По этому примеру и матери обязаны всегда заботиться о своих дочерях, а если будут безалаберными по отношению к ним, то станут причиной их злонравия и удостоятся наказаний за это.
40. Если мама открыто показывает свою естественную любовь к дочери, то для последней она становится её тайным врагом. Потому что дочь, во время своего несовершеннолетия обзаводившись от матери дерзновения, со временем приобретает столько дерзости, что уже не покоряется матери и не слушается её наставлениям. Потому что еще в детстве она привыкла, что все её капризы должны исполняться. Повзрослев, она требует того же от матери, и когда последняя отказывается исполнять, то дочь начинает сердиться и грустеть, а иногда спорит и сопротивляется. Причиной всего этого является слабосилие родителя, поскольку изначально научила своей дочери дерзновения, что будет исполнять её капризы. И когда родитель не может больше терпеть дочь, то из-за горя теряет здоровье и жалеет себя и дочь. Действительно, необходимо большое усердие, чтобы стерпеть такую дочь и не дать чтобы её доброе имя было испорчено. Поэтому родитель должен хранить втайне свою любовь и открыть её тогда, когда дочь вырастет, благодаря чему обе будут в хорошем положении.
41. Добрая молва тех девиц, чьи речи не слышат другие, становится известна всем. Та дева, которая с кем-либо громко говорит, сама своей рукой изгаживает своё доброе имя. Потому что если девица с раннего возраста учится громогласно говорить с родителяии, братьями и родственниками, то как может, повзрослев, воздерживать свой голос и быть бережной, чтобы из чужых никто не услышал? Тот человек, кто научился громко говорить, по всей вероятности, представляется дерзким и бесстыдным.
42. Было бы хорошо, если то помещение, где живут девушки, не имело ни окон, ни дверей, имеющих вид на улицу. Потому что когда девушки встают и смотрят на образы проходящих по улице, тогда их чистые помыслы подобно крупинкам огня, падающим на пучок хлопка, распространяются на весь ум, и, постепенно воспаляясь, разжигают их целомудрие и скромность. Поэтому та девица, которая смотрит из окна, является или бесстыдницей, или начинает становиться ею. Потому что любой пожар начинается с малой искринки, и любой большой вред начинается с маленького повреждения.
43. Матери пусть не позволяют своим дочерям спокойно общаться с молодыми людьми, даже если те являются близкими или родственниками. Потому что страстное желание будоражит мысль, что человек забывает сам себя и ведет себя как безгласное животное.
44. Пусть дочери не грустят, когда бережно защищаются со стороны своих матерей, потому что из-за их несовершенного возраста, когда не понимают пользы от этой защиты, могут впасть в уныние, но когда вырастут и станут матерьми, тогда все поймут.
45. Если земля даст обет запретить воде испаряться, а воздух запретит сильному ветру подниматься, то море останется всегда спокойным и невозмутимым. Если девица сохранит свои глаза от взглядов на порок, а уши — от неуместных слов, то будет спокойной и скромной. А пока её глаза у окна, а уши находятся около уст других людей, то невозможно, чтобы дома она осталась застенчивой и скромной. Кто во время девства находится дома как в темнице, то когда выйдет замуж, тогда найдет лучшую жизнь. Часто гулящая дева — это игрушка в руках дьявола.
46. Женщины правильно делают, что так бережно хранят футляр со своими драгоценностями и золотыми украшениями, и даже когда случается пойти к родственникам, то они берут его с собой, предварительно твердо закрепив замком, чтобы воры не украли. Но они неправильно делают, что не бывают столь же внимательными по отношению к своим дочерям, сколько к своим украшениям, и когда дочери теряют свою скромность, мамы напрасно и тщетно стонут и скорбят. И, поскольку они по закону природы должны больше любить своих детей, нежели все драгоценные украшения, то пусть внимательнее оберегают своих детей, чтобы опасность потери скромности не коснулась их, и вместе с этим не пришло время потери достояния, ребёнка и доброго имени.
47. Пока еще дочь мала, мать старается её кормить и заботиться о ней, а когда становится совершеннолетней, тогда она отдыхает, а дочь работает. Но вместо телесного отдыха работают её мысли: она обязана быть осторожной по отношению к сохранности своей дочери, потому что как говорит народная пословица «насколько дочь вырастает, настолько увеличивается боль родителя.»
48. Кто для своей дочери ищет жениха аристократа, но необузданного мужчину, тот теряет свои честь и спокойствие.
49. Нужно смотреть не на богатство жениха, а на его разумность, потому что кто выбирает состоятельного, но неукротимого, тот окончательно превращает в пленниц своих дочерей.
50. Родители не выполняют свои обязанности тогда, когда по причине богатства, высокого имени и молвы не соглашаются отдавать своих дочерей скромным ремесленникам, если последние не имеют большого состояния. И когда их дочери от богачей получают отказ стать их невестами, со временем остаются дома как вдовы. А причиной этого зла является тщеславие родителей, которые ищут богатство, а не скромность.
51. Для родителей выбор жениха — это весьма трудный процесс, нуждающийся в большой осторожности, поскольку счастье или горе их дочери полностью зависит от этого. Поэтому пусть ищут не такого жениха, который вышел из почётного рода, а такого, который может стать началом доброго рода. Потому что есть такие, которые истощают честь своего рода, а есть те, от которых начинает исходить такой род.
52. Не полнота блага на столах пиршеств делает свадьбу наслаждаемой, а соответствие жениха и невесты. Свадьба, где жених и невеста не соответствуют друг другу, становится домом грусти.

«Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего» (Второзаконие 32, 46)

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13, 25)

«Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари ее мужу разумному» (Сирах 7, 26-27)

«Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им.» (Сирах 30, 2)

«Кто учит своего сына, тот возбуждает зависть во враге, а пред друзьями будет радоваться о нем. Умер отец его — и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе» (Сирах 30,3)

» И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 4)

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Колоссянам 3, 20)

«Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим. 5, 14)