Архимандрит Нарек Авагян о семье

Архимандрит Нарек Авагян о семье

Narek_AvagyanВо имя Отца и Сына и Духа Святого. Аминь

«И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6)

Возлюбленные, отцы нашей Церкви для сегодняшнего чтения Евангелия выбрали тот отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится о браке и разводе, которые, безусловно, неизбежны в нашей современности и относительно которых мы должны иметь правильное христианское понимание.

Когда Иисус Христос находился на другом берегу Иордана, тогда фарисеи задали Ему вопрос по поводу брачных отношений, и Христос решил открыть Свое вероучение относительно этого вопроса.

Известно, что согласно Моисееву Закону женатым иудеям было простительно отпускать своих жён. Достаточно было, чтобы свою волю они выразили в официальном документе и дали в руки жены. Однако, слова Закона были не очень понятны когда и при каких случаях муж имел такую власть? Моисеев Закон говорил: «Если кто возьмёт жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего» (Втор. 24, 1). Предметом данной проблемы является нахождение мужем «что-нибудь противного» в жене, которое должно было быть основанием и фактом для мужа, чтобы отпустить свою жену.

По вопросу этого спора фарисеи обращались к Иисусу Христу как к известному и имеющему власть Учителю, потому что в этот момент Иисус Христос говорил об ослаблении Ветхого Закона, и они хотели узнать, что будет делать Христос: сократит использование права развода или еще более увеличит?

Безусловно, Иисус Христос и по другому поводу повторял свое учение, что изначально не просто нужно было ограничить развод, но и была мысль вообще его ликвидировать, как и говорил в Нагорной проповеди:

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5,31-32)
Вот почему Иисус Христос, доведя Свое слово до кульминации, должен был объявить:

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9)

Да, возлюбленные, семейное единство, то есть, брак, неотъемлемо. С точки зрения Церкви, брак — это не просто соединение мужчины и женщины с точки зрения физического, дружеского или законного понятий. Брак – это такое таинство, подаренное со стороны Церкви. Осознавая это таинство, пара решает вступить в брак и создать семью. И это осознание должно быть таким сверкающим до смерти. Поистине, молитвы, чтение Евангелия, песнопения во время таинства Венчания очень увещевательны в этом смысле. Здесь особенно говорится о непорочности брачной жизни, необходимости сохранения в твердости здравую совместную жизнь.

И, действительно, семья – это богоцентричное строение со своими рождением, природой и целью. Бог не только создал Адама и Еву, но и благословил их брак, заповедуя: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1, 28). Семья, армянская семья, в действительности для нас понимаются как маленькая Церковь. Не будем забывать слова нашего Господа Иисуса Христа «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Когда Христос присутствует в жизни одной семьи, то эта семья превращается в живую Церковь. Священное Писание особенно говорит о важности семьи: любовь, единство, покорность и верность. Другими словами, жизненные ценности, превращающие обычную семью в истинную, считаются важными столпами этой семьи.

Для армянина семья и Церковь стали дополняющими и укрепляющими друг друга институтами. Крещением, венчанием и другими таинствами Церковь в жизни армянской семьи заняла центральное место.

Посещения священников и освящения домов еще больше укрепили тесную связь Церковь-Семья. И какое это трогательное явление, когда мы видим продолжающееся в жизни армян традицию иметь на углах армянских домов небольшой алтарь или святое изображение.

При этом, в религиозной сфере жизни армянская семья для нас остается и должна оставаться маленькой Церковь.

Для нашего народа семья стала также маленькой школой. Армянская семья стала хранительницей армянской культуры и сокровищницей духовно-мыслительного образования, а также на протяжении всей нашей истории армянская семья хранила его.

Поистине, в те годы, когда мы не имели той школы в современном её понимании, тогда армянская семья становилась кузницей воспитания армянских качеств в армянине. Когда наше Отечество потеряло независимость, когда наш народ стал беженцем и был в угнетении, когда наш народ увидел изгнание и Геноцид, тогда армянская семья сохранила на устах армянских детей буквы Айб (А), Бен (Б), Гим (Г). И снова семья воспитывала ребенка национальными ценностями и традициями. Армянская семья сохранила армянскую самобытность и является незыблемой против угроз разврата. В роли создания и сохранения нации семья сыграла решающую роль.

И сегодня армянская семья во всем сферах общественной жизнедеятельности для нас остается армянской школой. Перед тем, как пойти в школу, армянский ребенок открывается Армянству в семье. Несмотря на широкую воспитательную работу армянских школ, роль армянской семьи остается незаменимой. Совместно с религиозным и армянским воспитанием, армянская семья взяла на себя также национальную обязанность, став, тем самым, маленьким Отечеством. Да, Отечество – это, в первую очередь, земля, территориальная категория, народ. Однако, одновременно с этим Отечество – это и целостность святых ценностей и стремлений, и духовная реальность, и национальная самобытность. Это все происходило в истории армянской семьи.

Поистине, возлюбленные, герои духа и мысли нашей истории, личности, которые привнесли в жизнь нашего народа духовные ценности, национальные переживания и геройские подвиги, получили вместе с Отечеством любовь к нему и готовность пролить свою кровь и бороться за него. Они жили Отечеством сначала под кровом своей семьи, а потом любовью и верностью к Отечеству смогли сформироваться как таковые. В грустные и неопределенные времена, когда Отечество потеряло свою целостность и независимость, разве тогда не семья ли стала для нас Отечеством?
В течение истории и особенно в диаспоре, когда армянин под своими ногами не имел родной земли и перед глазами не видел Арарата, разве тогда не семья ли прививала любовь и мечту к Отечеству? Мы прожили великую Армению в «маленькой Армении»: в семье.

И сегодня так же происходит что в Армении, что в диаспоре. Армянская семья – это «маленькая Армения» и должна оставаться такой же. И когда маленькая Армения крепка, тогда великая Армения станет еще крепче. Помните, что основа независимого Отечества, Святой Церкви и незаржавеющего образования – это семья. Следовательно, будем твердо держать её этими тремя нашими святынями. И всегда будем помнить данный Христом ответ фарисеям: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9)

Благодать, любовь и мир да будут с вами и со всеми. Аминь.

Перевод с армянского — Аветик Арутюнян

Обсуждение закрыто.