Архимандрит Микаел Геворкян: «Простить и любить»

Архимандрит Микаел Геворкян: «Простить и любить»

10929158_434113146746773_2513798927116637443_nВо имя Отца и Сына и Духа Святого. Аминь.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Евангелие от Матфея 18:15-17), то есть грешник. Так сказал наш Господь Иисус Христос о членах Церкви, что если совершается какой-либо грех, то необходимо предотвратить его посредством любви, а не с целью унижения, уничтожения, бесславия и не с злостью и враждой. А надо делать с любовью, когда вы одни. И если в тебе есть эта любовь, уступчивость, когда думаешь не о том, чтобы отомстить, а о том, чтобы излечить человека, то тогда иди и наедине поговори со своим братом, который обидел тебя и согрешил против тебя. Надо сделать это, чтобы приобрести брата, ибо ты это делаешь, потому что переживаешь за него, а не за себя. Ты хочешь не свою обиду возместить или отомстить за неё, а хочешь исправить брата своего, ибо он неправильно живёт. Потому что если он грешит, совершает зло и оскорбляет тебя, то он вредит не тебе, а самому себе. И с ним надо говорить ради его же блага. Христос не сказал, что ты приобретёшь себя, а приобретёшь брата. Но если не слышит тебя, то есть, говорит, что ты неправильно сказал, то тогда иди к нему с двумя или тремя свидетелями, как и говорит Священное Писание, что «всякая правда исполняется двумя тремя свидетелями», а не одного. Двумя тремя свидетелями необходимо определить, что брат находится в злом состоянии. Двумя тремя свидетелями необходимо исправлять его, но не с повторной враждой, а с любовью это делать. А если и их слушает, то нужно созвать собор, если очень серьёзный вопрос. И если есть угроза потерять брата, то должен созываться собор, чтобы вернуть его. Так было, например, в Константинополе, в Никее, в Ефесе, когда созывались соборы против раскольников, потому что после многочисленных предупреждений ни Арий, ни Македоний, ни Несторий не обратились к истине, а остались в своей ереси. И Вселенские соборы решили отлучить их от членства Церкви, чтобы её целостность не была повреждена и их зараза не распространялась на всех членов тела Церкви. Таким образом, они отлучили раскольников и наступил мир. Ибо если не удалить рак от тела, то всё тело уничтожится и умрёт. Так и те раскольники и секты, которые не удаляются из Церкви, приводят её целостность в слабое положение и отдаляют от православной веры.

Когда Христос так сказал, то апостолы на какой-то момент не поняли о чём речь. Пётр хотел понять по каждому греху необходимо осуждать брата, созывать собор, отлучать? Христос сказал, что нет, нужно прощать до седмижды семидесяти раз. Нельзя осуждать, я не об этом говорю – говорит Христос, — а о серьёзных ситуациях, крупных раскольниках, о тяжёлых грехах – о них речь идёт. К ним нужно серьёзно отнестись, чтобы тело Церкви было здорово. Ибо вы можете прощать, и что вы на земле простите, прощено будет на небе, что отпустите, то отпущено будет на небе, что свяжете на земле, то же самое будет связано на небе. То есть, вы должны быть мудрыми в отпущении и прощении. Необходимо тщательно исследовать что будешь прощать, а что отпускать, ибо ваша власть и земная, и небесная, она распространяется с неба на землю и с земли на небо. Такая власть была дана Христом апостолам, а от апостолов служителям Церкви. И действительно, как Христос говорил «кому простите, прощено будет», так и мы, духовенство, когда прощаем грехи людей, которые будучи грешниками каются, чтобы исправиться, то мы сами удостаиваемся прощению наших грехов. Ибо когда грешник со слезами и покаянием подходит к святому Алтарю перед священником и действительно переживает боль покаяния, то удостаивается прощения. Но не нужно возвращаться к тому же злу, греху. Священное Писание говорит, что «вымытая свинья возвращается лежать в грязи и пёс возвращается лежать в грязи». То есть, тот грех, в котором мы раскаялись и удостоились отпущения от священника и который был отпущен на небе, его не нужно повторять. Надо быть осторожным, потому что может на земле исповедовать этот грех, а на небе не быть отпущенным. Если этот грех будет повторяться, и мы будем оставаться нераскаянными и не отречёмся от нашей злой жизни, то не удостоимся отпущения. Милость прекрасна и божественна, и власть священника является небесной, но она также резкое, справедливое и святое. Так, Господь призывает нас единодушно молиться, ибо где двое или трое собраны во имя Христа, там Христос посреди них, когда собраны православной верой, а не подобно современным раскольникам, сектантам. Они вдвоём, вчетвером собираются, но Христа среди них нет, потому что они собраны не с истинными намерениями и не с православной верой. Если два или три человека с едиными сердцами, молитвами и мольбами обратятся в Богу, не сомневаясь что Бог их услышит, то получат – говорит Христос. Но нужно молиться из глубины сердца, потому что есть один святой, на чью мольбу Господь ответит, и есть тысячи людей, которые будут молиться, вопиять, но останутся без ответа. Итак, послушаем сегодняшнее наставление Бога и будем стараться реализовать в нашей жизни: будем прощать и любить друг друга, вместе молиться, и да послушает нашу единодушную молитву наш Господь и пусть Божья Милость и благосклонность да снизойдёт на нас. Аминь.

Перевод с армянского — Аветик Арутюнян

 

Аудиозапись проповеди (на армянском языке):

Обсуждение закрыто.