Господь наказывает или научает?

Господь наказывает или научает?

uSfp3yk3prsВ человеческом лексиконе одни из самых распространенных слов – это «наказание», «суд», «кара», которые в человеческом сознании имеют причинно-следственную связь с грехом, с осознанием преступления. То есть наказание, суд воспринимается как возмездие за соделанные человеком того или иного рода грехи и преступления. Наказание как признак Божьего суда есть уже на первых страницах Библии. Господь наказал нашего праотца за непокорность, за нарушение заповеди, изгнав его из Райского сада. Но Святые Отцы Церкви говорят, что Господь не наказывает, а наставляет.

На вопросы отвечает иеромонах Микаэл Геворгян.

— Святой отец, попробуем разобраться в том, наказывает ли Бог или научает.

— Так как Господь — Отец милостивый, поэтому, и наказывая, Он научает. Как наши земные биологические отцы наказывают своих детей, чтобы их чему-то научить, так и наш Небесный Отец. Христос говорит: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» (Матф.7:11). Он свят и добр, поэтому, наказывая, мучая и испытывая, он научает и всегда желает добра своим детям. Бог наказывает через материальные потери, отнимая что-либо, наносит телесные, физические повреждения. И если человек способен преодолеть эти материальные потери, с верой узреть божественную доброту и милость, то наказание он воспримет как наставление.
— Из уст людей сегодня часто звучат слова «Божий суд», «наказание», в то время как Господь также человеколюбив, он милосердный Отец. Как это совместить?
— Святые Отцы Церкви говорят, что у Господа две воли – попустительствующая и непреложная воля. Попустительствующая выражается в попустительстве злу. Господь желает лишь добра, при этом разрешая злу существовать, не пресекая его. И существование наказания и является выражением божественной попустительствующей воли.
— Святой отец, а болезнь, боль могут считаться наказанием?
— Да, Бог может испытывать человека и болезнью, и увечьями может научать людей. Болезнь – это самая большая милость для человек, это покаяние, если человек без жалоб и нытья переносит ее. В этом случае он искупает свой грех. А если будет роптать и жаловаться, не получит он многого, потому что за каждое испытание дается большая награда.
— Дает ли Бог человеку испытания, превышающие его силы?
— Нет, выше сил не дает. Святой апостол Павел говорит, что Бог «при искушении даст и облегчение» (1 Коринф.: 10:13). Когда человек слабеет верой и надеждой на Бога, запутавшись в этих испытаниях и болезнях, ему кажется, что перенести их выше его сил. Но если с верой и надеждой он обратится к Богу, доверится ему, то возложенное на него бремя, испытание станет легче, и человек сможет с любовью преодолеть его.
— Понятие наказания относится не только к Богу. Человек также наказывает другого ради того, чтобы вывести его на прямой путь (я имею в виду созданную человеком систему справедливого суда). Человек может судить и наказывать подобного себе, как и Бог. В чем же отличие?
— Да, человек может судить, т. к. пророки и судьи Ветхого Завета Божьим соизволением были уполномочены судить род израильский. Сегодня также, если суд будет справедливым, беспристрастным и милосердным, если судья не самозванец и придерживается закона, тогда он исполнитель Божьего суда, потому что Господь желает, чтобы зло наказывалось ради предотвращения большего зла.
— Мы часто называем себя христианской нацией и знаем, что самое главное – это Божий суд. Но почему же тогда мы, как христиане, не стремимся наши светские законы и механизмы наказания хоть немного приблизить к нему? Или же мы уже приблизили? Как Вы думаете?
— Нация может называться христианской, только если она сохраняет христианские устои и христианскую мораль. К сожалению, с точки зрения соблюдения Божественных заповедей, мы не слишком-то христианская нация. Естественно, те же нарушения будут происходить и при обстоятельствах человеческого суда.
— Обратимся к случаям, когда несчастья происходят с невинными детьми, в частности к случаям смерти детей. Является ли это наказанием?
— Если мы посмотрим на духовную сторону вопроса, то нужно будет сказать, что в случаях с детьми это наказание — благодать, ведь из мира страданий ребенок переносится в мир вечной небесной радости. А если посмотреть на это с человеческой точки зрения , то стоит вспомнить евангельский эпизод исцеления слепорожденного (см. Иоанн. 9:3). Иудеи спросили Христа, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? И Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Например, святой Григорий Татевский (Григор Татеваци) говорит, что из-за греха родителей Бог наказывает ребенка, чтобы, видя мучения последнего, они страданием искупили сделанные ими ошибки, грехи и невольно покаялись, обратившись к Богу. Значит, если человек добровольно не кается, Бог склоняет его к непроизвольному покаянию во спасение.
— Святой отец, существует такой предрассудок, согласно которому Бог Ветхого Завета – Бог ревнитель, мстительный и жестокий, что не может быть сопоставимо с Богом Нового Завета – воплощением любви, сострадания и всепрощения. Что Вы скажете об этом?
— Бог никогда не менялся. И в Ветхом, и в Новом Завете Бог одинаков. Разными были человеческие представления о наказании и милосердии. Почему Господь таким образом, такими законами говорит с ветхозаветным народом? Потому что они еще не созрели духовно, пребывали в глубоком мраке, жили по низменным меркам мирской морали. Поэтому и был установлен закон наказания. А Христос пришел не для нарушения, а для исполнения закона (см. Матф. 5:17).
— Христос говорил: «Не для праведников пришел я, а для грешников». Он оставил девяносто девять и пошел за одним заблудшим. Понята ли в нашем обществе эта высокая идея искания одного, когда в одной личности видится все человечество?
— Величие христианской веры заключается в том, что оно касается всех и, в частности, каждого из нас. К сожалению, сегодня в нашем обществе этого мы не видим. Люди часто жалуются на ситуацию в мире, в то время как она начинается с состояния отдельной личности, потому что христианская вера касается в первую очередь каждого отдельного человека, а затем всех объединенных этим сознанием христиан. И Евангелие – биография каждого из нас. Оно было написано обо мне, но если я прочитаю его, не пропуская глубоко через сердце, тогда я ничего о себе не узнаю. Я дам совет нашим читателям: если они приступят к прочтению Евангелия как к своей биографии, то они узнают много нового о себе.
Анжела Хачатрян
Источник: газета «Христианская Армения»
Пер.: Сона Мкртумян

Обсуждение закрыто.