Гевонд Вардапет: «Предназначение христианина — быть светом и солью в этом темном и безвкусном мире»

Ghevond_VardapetИнтервью настоятеля монастыря Святых Архангелов г. Иерусалим, Иерусалимской Патриархии Армянской Апостольской Церкви, кандидата богословия, Гевонда Вардапета (архимандрит) Оганесян сайту Miasin.Ru.

- Отец Гевонд, начнем, пожалуй, с самого главного — в чем, на ваш взгляд, заключается смысл жизни? К чему должен стремиться человек? Какого его предназначение?

— У всех людей и представителей разных религий и учений есть своя философия на эти вопросы. Поэтому мне бы хотелось поговорить о стремлениях и предназначении именно христианина, ибо понимания греха и нравственности, вечности и Бога у всех разное, несмотря на то, что можно найти чего общего…

Только христианство есть путь от Бога к человеку, а у всех это путь от человека к Богу. Бог стал человеком, чтобы мы обожествились бы и поэтому, смыслом жизни для христианина является одно — приблизиться к Богу, соединиться с Ним. Христианин должен стремиться именно к этому смыслу жизни. Для этого дана и наша жизнь. А поскольку главным препятствием к единению с Господом Богом является грех, христианин, по мере возможности должен делать все, чтобы грех не стал бы препятствием между ним и Богом. Для этого мы и молимся, постимся, творим дела добродетельные, участвуем в Святых Таинствах Церкви, чтобы, с одной стороны, не допустить греха в нашу жизнь и тем самым не отдалиться от Бога, а с другой стороны более приблизится к Нему и утвердиться в Нем, стать единым с Ним (/да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино/ Иоан. 17:21).

К сожалению, многие христиане смыслом жизни для себя делают то, что есть всего лишь средства для достижения главного смысла жизни — единство с Богом.
Исходя из этого, можно сказать, что предназначение христианина в этой жизни — быть светом и солью в этом темном и безвкусном мире. И как говорят Святые Отцы, что спасайся сам и многие спасутся вокруг тебя. А как самому быть светом и солью, если сам не освящен и безвкусен?
Итак, чтобы христианин был светом и солью, он должен стремиться соединиться с Господом и сделать это смыслом своей жизни.

- Отец Гевонд, каков христианский взгляд на те процессы, которые происходят сейчас в мире?
— В мире ничего не меняется. Об этом говорил Сам Господь: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней» /Матф. 24:5-8/.
Сегодня, как и во времена Господа и апостолов можно слышать о войнах, болезнях и стихийных бедствиях. Но Господь нас предупреждает, что не нужно бояться всего этого, ибо все это должно быть. Но христианин должен бояться, а точнее остерегаться, чтобы его не обманули ложные учителя: «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят».
Войны, бедствия и болезни приближают человека к Господу. К сожалению, сегодня именно через горе и страдания, большинство людей приходят к Богу. А вот ложные учителя, наоборот, человека отдаляют от Господа. Об этом и предупреждает нас Господь.
Поэтому христианин (верующий ААЦ) должен следовать учению своей Церкви, пребывать в Ее Св. Таинствах, чтобы не стать жертвой всяких лживых проповедников, сект и учений.
- Каковы основные вызовы духовной безопасности, которые стоят перед армянской диаспорой и как им можно противостоять?

— Одним из главных вызовов для армянской диаспоры (каждого армянина, живущего в диаспоре) является потеря, утрата своего духовно-национального самосознания, своего «Я».
Опыт показывает, что те общины, которые были тесно привязаны к ААЦ, сохраняли свое «Я», а те которые отходили от ААЦ (и даже если не было церкви), то уже 2-3 поколение теряло свои связи с армянством, ибо культура и быт народов, в среде которых они проживали, имело на них сильное влияние.
Поэтому, как мне кажется, перед ААЦ, Министерством Диаспоры Армении и другими организациями, как государственными, так и общественными, должна стоять одна задача — приобщение молодежи диаспоры к армянской культуре, к духовно-национальным традициям… А это приобщение, возможно будет, если только заняться переводческой деятельностью, чтобы до армян диаспоры на их же, уже ставшим «родном», языке донести всю информацию. А после или параллельно же обучать армянскому языку.
Такой практикой богаты еврейские общины диаспоры. У них на государственном уровне развита переводческая деятельность. История, молитвы, традиции и все с чем связано еврейство, переводятся на языки народов, в странах которых живут евреи. Изучение языка стоит на втором месте, то есть через изучение еврейства прививается любовь к ивриту, который вскоре станет главным фактором их самосознания.

- Как армянская молодежь может содействовать укреплению Армянской Апостольской Церкви? Чем и как могут быть полезны Армении верующие армяне диаспоры?

— Главное, это сплочение вокруг ААЦ, участие в строительстве храмах, как в финансовом, так и в физическом смысле. Быть прилежным прихожанином церкви. Хоть раз в год, по мере возможности, посещать Армению. Сегодня действует одна из программ Министерства Диаспоры: «Ари Тун», которая прививает молодежи любовь к Армении. Можно даже создать группы добровольцев, чтобы на время каникул пожить в одной из деревень Армении с целью помочь деревенским в сельскохозяйственных работах. И тем самым более приобщиться к Земле Армянской…

- В современном мире есть такое понятие «успешный человек», под которым обычно понимается человек, добившийся финансового благополучия, какой-то должности, статуса или положения в обществе. С точки зрения христианства, кто такой «успешный человек» по вашему мнению, и можно ли считать богатого человека успешным?

— Мир, тем более современный имеет свое понимание успешности человека, даже диктует свои правила. В христианстве иное понимание успешности. Несмотря на это, есть секты, которые проповедуют философию процветания, то есть если ты преуспел в бизнесе, имеешь капитал, здоров то это для них становится эталоном успешности, точнее, если ты успеваешь – значит, Бог благословил тебя. Можно сказать и наоборот. Поэтому они стремятся к обогащению. Иное же понимание, точнее заблуждение у верующих древних церквей — если болеешь, имеешь финансовое проблемы, то тем самым Господь благословляет. Это две крайности. Здоровье и болезнь, богатство и нищета — посылается нам от Господа для нашего вразумления. К примеру, как говорит Св. Татеваци, что богатство Господь дает злому человеку, чтобы тот на Суде не смог сказать бы: «мол что Ты мне дал, чтобы я верил бы Тебе?». Дает добродетельному, чтобы тот помогал бедным, и т.д.
И поэтому богатство и бедность, болезнь и здоровье не могут быть однозначным для всех эталоном «успешности». В противном случае Сам Христос был Самым не успешным. У Него не было денег заплатить налоги, не было места склонить голову, Его все оставили, мучили, распяли… Но это не значит, что нельзя разбогатеть. Пример тому притча Господа о талантах, где человек, который не вложил в дело, данные ему таланты, был осужден. Но все же стремление разбогатеть не нужно делать смыслом жизни. Не может человек одновременно служить и Богу и мамоне.
И поэтому мы должны научиться быть благодарными как в богатстве, так и в нищете, как в здоровье, так и болезнях. Это все лишь средства, которые нам помогут более приблизиться к Господу!
- В настоящее время христианская, традиционная семья, находится под постоянными ударами врага. Пропагандируются всякие извращения, принимаются законы на уровне государств, противоестественные человеческой природе. В чем причина этих нападков и как им можно противостоять?

— Причина — это отпадение от Бога. А где нет Бога, там нет и нравственности в христианском понимании слова. Противостоять трудно, тем более, то, что для христианина является грехом, для мира сего является «добродетелью».
Лучшее противостояние — это жить по Заповедям Евангельским и по совести, при этом осознавая, что можешь стать посмешищем. В конце концов, уповать на Господа.
- Что такое духовный рост?

— Это насколько человек приблизился к Господу, что видно из его дел любви, милосердия, сострадания к ближнему. Количество прочитанных или вызубренных молитв, пост, хождение в церковь, участие в Таинствах — все это личное. А любовь это отношение к ближнему. Если человек не может или не хочет любить ближнего, которого видит каждый день, то как может любить Бога, Которого не видит? Тогда как он может приблизиться к Господу, хоть даже весь псалтырь выучит наизусть.

- Несмотря на ваши усилия, которые вы приложили для того, чтобы развеять миф о том, что Армянская Церковь является монофизитской, от некоторых священников РПЦ по-прежнему можно услышать высказывания о том, что армяне – еретики, армяне-монофизиты и т.д., с чем это связано, на ваш взгляд?

— Сколько бы не говорили бы, что ААЦ не монофизитская Церковь (даже если докажем), все равно это останется на любительском уровне, а не на официальном. По сей день в РПЦ официально принято считать, что ААЦ находится в монофизитской ереси и поэтому Она вне православия. Даже если некоторые иерархи РПЦ будут говорить, что армяне не монофизиты, это все равно ничего не даст. В их духовных семинариях и по сей день учат тому, что мы монофизиты. Поэтому не удивительно, что большинство их духовенства остаются при этом мнении.

- Что бы вы хотели пожелать армянской молодежи, разбросанной по всему миру? Ваши наставления…
— Сегодня много вызовов. Глобализация, к примеру, которая стирает все национально-духовные границы, делая из человека потребителя эгоиста, прививая ему стремления удовлетворить все страсти, что ниже желудка.
Так же есть некие тенденции (у наших армян) — чтобы не трогали их, нужно раствориться в традициях и культуре народа, на Родине которого проживают.
Этим вызовам может противостоять любовь к Родине, к Церкви, при этом любовь именно жертвенная, а не потребительская.
Храни Вас Господь!!!