Патриарх Павел (Погос) Адрианопольский о браке

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1. Успешен тот брак, в котором супруги верны друг другу и любят как самого себя так, что они не обнаруживаются отдельно как разные люди, а как один дух, живущий в двух телах. Также если они целомудренны и трудолюбивы, радостны, спокойны, вместе заботятся о семье: муж занят внешними делами, а жена — домашним убранством; друг друга утешают и помогают так, что живут ни для чего другого, как чтобы быть друг другу полезными и приятными.

2. Нужно искать не красивую, а добропорядочную жену. Жена с красивой внешностью, но со злонравным характером является манящей к себе красивой змеей. Кто вожделеет жениться на весьма красивой, тот в конце концов или с ума сходит, или становится нищим.
3. Пристойность образа жены проявляется не в красоте, которая день за днём стирается, а в скромности и покорности, которые до конца жизни не уменьшаются.
4. Кто во всем следует воле своей жены, тот сам себя делает её пленником, а кто всегда противляется ей, тот становится её врагом. Поэтому женатому нужно больше благоразумия, чем неженатому, потому что последний заботится только о том, чтобы себя содержать, а женатый — одновременно и себя, и свою супругу. Не подобает мужчине иметь жену как слугу так же, как не подобает ей приказывающей госпожой, он должен содержать её в умеренности.
5. Если жена сопротивляется воле мужа и борется с ним, то она бесстыдница, а если муж публично пререкается с женой, то он сумасшедший.
6. Если жена добрая, то надо о ней заботиться, чтобы стала еще добрее, а если она злая, то нужно терпеть, чтобы еще злее не стала.
7. Мудрый полководец, который может руководить целой армией, не может справиться только с одной жестокой женой, потому что человеческое благоразумие не в состоянии руководить тем, кто ведет образ жизни, не соответствующий человеческому.
8. Бесстыдство жены рушит дом мужа сильнее, чем землетрясение, и всё его имущество подобно пожару превращает в пепел. Кто желает узнать что-либо про адские наказания, пусть спросит у человека, у которого бесстыдная жена.
9. Для того, чтобы терпеть бесстыдство жены, необходимо больше мужества, чем для терпения насилия могущественных врагов. Потому что гнев бесстыдных жён подобен зверскому, зависть — бесовскому, а любовь лицемерна.
10. Для женского рода характерно пристрастие считать ничем то, что имеешь, и желать иметь то, чего у неё нет, если даже если это приобретение бесполезное и труднодоступное.
11. Когда женщины приобретают немного смелости, то их нечестие увеличивается. Когда почувствуют немного бесчестия, то поднимают сильное возмущение, потому что всё видят под микроскопом. Поэтому необходима большая осторожность в том, чтобы содержать их в умеренности.
12. Кажется, что женщины не согласны и выступают против того, чтобы мужчины были главными, как бы про себя говоря: «Почему мужчины установлены как руководители над нами, а мы должны быть исполнителями их приказов?» И, зная, что это сделано по Божьему домоустройству и что они не могут против этого открыто выступить, поэтому начинают безмолвно воспротивляться и жаловаться на мужчин, говоря: «они деспотично поступают».
13. Кто будучи бедным, женится на богатой жене, тот отдает себя на бесплатную служение. Если хочешь знать, кто из пленных самый жалкий и несчастный, то это тот, кто будучи слугой своей жены, потерял образ мужчины.
14. Не благоразумен тот мужчина, кто считает, что женская любовь постоянна. Потому что как они изменчивы своим характером, так и любовью. Как жена находится самой первой в списке любящих мужа, пока тот жив, так и находится первой в списке забывающих его, когда после его смерти она выходит замуж за другого.
15. Если после смерти мужа жена кричит и плачет громче надлежащего, то та теряет свою честь. Поскольку многие с подобающим поношением говорят, что так она хочет показать свою верность к мужу, чтобы кто-нибудь другой захотел пожениться на ней.
16. Женщины ничего так не желают, как видеть других и показаться перед другими. Поэтому такой закон был сделан для женщин, чтобы они сидели дома для того, чтобы другие не видели их.
17. Мужчинам подобает оставлять в истории в качестве вечной памяти военные подвиги, полезные благородства, мудрые книги и новейшие ремёсла, а женщинам подобает оставлять в истории репутацию своей скромности.
18. Это естественно, что мужчины неразговорчивы, а женщины болтливы. Потому что мужчина был создан из земного праха, а женщина — из ребра. Действительно, когда земля касается земли, то слышится мягкое бряцание, но когда кость сталкивается с костью, то исходит звук, сильно влияющий на слух. Кто женщине расскажет свои секреты, вскоре услышит их разглашаемыми в домах.
19. Если в болтливости женщин не было сплетен, никто бы не гневался на них, считая, что болтливость в них — это врожденное явление. Кто хочет услышать пустословие, пусть побеседует с женщинами.
20. Когда женщины имеют в себе один дух, тогда с трудом приходится их подчинять, но когда будут иметь два духа, то есть, когда будут беременны, кто же тогда сможет их победить: сразу теряют и первый, и может быть второй. Поэтому необходимо благоразумно жить с ними, кто после небольшого столкновения подобно горшечному сосуду крошится. Совсем не удивительно, что дети остаются без наставлений, потому что рождаются от матерей и питаются их молоком.

«Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.» (Притчи 12:4)