Иерей Адам Макарян

Иерей Адам Макарян

Беседа об истинном пути выбора друга жизни, христианском браке и семейном счастье.

На вопросы отвечает священник о. Адам Макарян.

— Согласно учению отцов Церкви, каждый из призванных к браку обретает в истинном браке полноту счастья. Но для создания благочестивой и счастливой семьи, прежде, нужно сделать правильный выбор. Как осмыслить волю Божию в вопросе выбора друга жизни?

— Для правильного выбора нужно согласие обеих сторон – юноши и девушки. Об этом мы читаем в канонах, касающихся таинства венчания, где говорится о том, что юноша и девушка должны предварительно увидеть друг друга и понравиться друг другу. В старину священник вместе с родителями юноши приходил в дом девушки, где должна была состояться встреча молодых. При положительном решении молодых их семьи также должны были дать свое согласие, и только после этого могло состояться таинство венчания. Итак, первое условие – это симпатия друг к другу и обоюдное согласие. Однако сегодня молодежь чаще акцентирует влюбленность или любовь, чего мы, казалось, не видим в церковной литературе и особенно в Библии. Здесь чаще подчеркивается взаимное согласие и одобрение. Это указывает на то, что человеческое сознание в чем-то превышает чувственность, поскольку когда человек обладает решимостью к созданию семьи и ее укреплению, то с такой решимостью и сознательностью он преодолеет куда больше трудностей, чем с помощью чувств, которые порой очень размыты и при столкновении с первым же препятствием могут разбиться и развеяться.
Христианство говорит о любви, любви к миру, человеку, и основной пример этого явил нам Бог, который в Своей безграничной любви даже Сына Своего Единородного отдал ради спасения мира. Поскольку в основе христианской любви лежит любовь, то истинная семья должна создаваться на почве любви. Конечно, любовь, будучи чувством, ближе к сфере эмоциональной. Но я хотел подчеркнуть, что для укрепления семьи необходимы также сознательность и решимость, ибо подобно тому, как даже в случае с верой имеют место скепсис и мнительность, искушения, которые вынуждают человека усомниться в вере, в существовании Бога, что наблюдается в жизни и простых смертных, и даже великих святых, так и истинная любовь может сталкиваться с различными испытаниями, и здесь первой могучей силой наряду с чувством должно выступать сознание. Говоря о взаимоотношениях супругов, апостол Павел пишет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефес. 5:32), что значит: как Христос отдал Себя во имя Церкви, следуя воле и решению Божию, так и в любви должны наличествовать воля и решимость. Очень важно, чтобы молодежь умела в своих чувствах различать, выявлять то великое, что именуется любовью, поскольку существуют соблазны, страсть, всевозможные восприятия, и молодые должны уметь видеть, что самое главное в его жизни, есть ли в нем любовь к тому, кого он выбирает.

— Иоанн Златоуст советует при выборе друга жизни отдавать предпочтение духовной красоте, добродетелям, поскольку «телесная красота со временем может увянуть, между тем как красота духовная непреходяща и устойчива».

— Телесная красота во все времена была важна. Особенно для мужчин. Человек с первого взгляда не может судить о духовных качествах другого. А если во внешней красоте есть внутренняя, духовная красота, то отсюда и вытекает фраза «понравиться друг другу» из церковного канона. Мы празднуем день святой Рипсимэ и всегда отмечаем, что она была одной из самых красивых девушек во всей Римской империи. Церковь канонизировала ее не за внешнюю, а за духовную красоту. Следовательно, и молодой человек, увлекаясь красотой внешней, должен задумываться над тем, может ли его избранница быть настоящей супругой, матерью, обладает ли она этими важными качествами.

— Существует выражение «сходство душ». Думаю, родство, гармония душ не менее важны.

— Разумеется. Друг друга находят подобные люди. Человек вряд ли создаст прочный союз с человеком полярного темперамента, характера, мышления. А бывает так, что характеры взаимодополняют друг друга. И поскольку мы заговорили о внешнем, хочу привести слова Иова: «Заключил я завет с глазами моими, и не взирали они на дев». О том же говорит и Златоуст: любящий взирать на красивые лица сам в себе разжигает огонь страсти и впадает в грех. Но при выборе пары так или иначе вглядываешься во внешность. Посему здесь должна преобладать нравственность, добрая цель, руководствуясь которой молодые люди могут с Божьей помощью найти себе друга жизни.

— Католикос Мкртыч Хримян в своем «Райском семействе» называет брак святым и заповедным призванием, говоря, что в мире нет таких высоких имен или достойных и славных титулов, которые могли бы сравниться с такими восхитительными именами, как «отец» и «мать». – Фактически брак – это призвание. Как человек может определить, призван он к браку или нет?

— Об этом мы чаще говорим применительно к монашеству, которое призвано полностью посвятить себя служению Богу. Но я согласен с точкой зрения, согласно которой существует призвание жить супружеской жизнью, ибо если человек не имеет такого призвания, он не сможет быть отцом семейства, матерью и принести счастье спутнику жизни. Как человек может определить, призван он к супружеству или нет? Вероятно, через свои чувства, жизненную позицию и молитвы, дабы Господь направлял его. Такой урок преподносит нам пример Исаака – сына Авраама. Когда Авраам отправил слугу привести жену для Исаака, слуга стал молиться, чтобы Бог указал ему на ту девушку, которой предназначено быть женой Исаака. И Бог отозвался на его молитву. Это указывает на то, что создающие семью должны обязательно молиться, дабы Господь указал им на личность, с которой им следует создать семью. Конечно, не стоит останавливаться на молитве, поскольку видим, как слуга Авраама еще и действовал, искал, нашел. Исаак, как это было принято в древнем патриархальном обществе, не видел невесту, у него не было такого окружения, как у нынешней молодежи. Но когда увидел – одобрил, а после общения оценил и внутренние качества с твердой решимостью ввести ее в свой дом. Повторюсь: выше чувства или хотя бы равным ему является сознание и решимость крепить семью. Сегодня мы видим, как многие молодые люди, пережившие множество романтических моментов, сразу после заключения брака разводятся и становятся несчастливыми.

— Чем это обусловлено?

— Тем, что в них жило чувство, но не решимость, без которой трудно противостоять возникающим трудностям. Крепкую семью нужно защищать ценой жизни, с готовностью отдать жизнь за жену и детей. Трудности начинаются, поскольку все сказки заканчиваются там, где начинается реальность, когда люди должны жить вместе и жертвовать своей волей во имя друг друга. Они должны привести в соответствие проявления своей воли. Христос, говоря о заповеди из Ветхого Завета, сказал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39). Здесь нужно отметить, что в раннем юном возрасте люди порой, впав в крайность, от несчастной любви кончают жизнь самоубийством. И здесь библейский завет проводит границу, через которую человек не должен переступать. Ни ближнего, ни супругу нельзя любить больше, чем Бога, поскольку больше жизни мы любим только Бога и свою жизнь приносим в жертву только Ему. Это значит, что если кого-то любишь, говоря иносказательно, «больше жизни», обожествляешь эту личность, что может привести к трагическим последствиям, потому что если место Бога в сердце занимает другое существо, это может подчинить человека бесовским силам.

— А насколько важно идти на жертвы в супружеской жизни?

— Очень важно. Семейная жизнь подобна морю: она может быть безмятежной, мирной, прекрасной, а порой могут быть ветры, даже ураганы, которые следует преодолевать. Человек должен сконцентрироваться на той любви, чувстве, симпатии, на котором он построил эту жизнь, и помнить, что если на его семью обрушился ураган испытаний, то следует набраться решимости переступить через эти испытания и вернуть в мирную гавань корабль своей семьи. Зло неизменно пытается разрушить семейный мир, счастье. И люди должны знать, что если жена становится слишком нервной, нарушая покой семейной жизни, либо если женщина гневается сверх меры и своим отношением тревожит детей, это – воздействие зла. Супруги должны вместе бороться, преодолевать влияние зла и восстанавливать мир в семье. Христос учит: «Блаженны миротворцы, ибо сынами Божьими назовутся» (Мф. 5:9). Это особенно относится к супружеской чете, ибо если один нарушает этот мир, второй должен быть миротворцем.

— К сожалению, бывают случаи, когда после вступления в брак пары чувствуют, что ошиблись в вопросе выбора. Как быть? Господь допускает человеческие ошибки?

— Этот вопрос мы можем глобализовать и спросить: Господь может допускать войны, несчастные случаи, катастрофы? Мы не можем валить на Бога, ибо Он создал человека со свободной волей и не давит на его волю. Человек должен действовать с сознанием собственной ответственности. Если супруги понимают, что они ошиблись, не соответствуют друг другу, Церковь не поощряет развод. Она допускает это лишь в крайних случаях, описанных в церковных канонах. Такие семьи должны советоваться со священником, чтобы познать волю Божью. И если их венчание состоялось благословением Божьим, они могут открыть в себе много нового. И Бог, видя их стремление к вере, даст Свое благословение, которое удаляет от всех злых влияний, тревог, бед, принося любовь, мир, гармонию.

— Что вы пожелаете нашим молодым читателям, ищущим свою вторую половинку?

— Ищущий да обрящет, говорится в Библии. Мой совет – ищите в молитве. Просите Бога вести вас путем создания доброй семьи. Желаю им успеха в поиске и счастья удостоиться благословения под венцом. Терпения, решимости и сознательности всем тем, кто уже создал семью, дабы сохранили свое семейное счастье, сумели верой преодолеть трудности, ссоры, встречающиеся в семейной жизни. Так они подарят счастье и мир не только своим детям, но и всем окружающим.

Анжела Хачатрян