Иерей Казар Петросян

Иерей Казар Петросян

Беседа о мужестве

Наш гость – настоятель бюраканской церкви Св. Григора Просветителя священник о. Казар Петросян.

– Согласно классификации отцов Церкви, второй из человеческих добродетелей считается мужество. Принято говорить, что мужество как добродетель – это подчиненное разуму проявление ярости, она выше человеческих желаний и властвует над ними. Мужественный человек ненавидит зло и тем самым защищается от греховных помыслов. Согласно учению Церкви и свв. отцов, мужество – не только и не столько «внешняя» смелость человека, умение быть отважным, что проявляется в крайних ситуациях, но прежде всего внутренняя решимость преодоления грехов, мужество отвергать их, старание верно хранить заповеди Божьи.

– Мужество – та добродетель, которая толкает на осуществление добра. Конечно, эта добродетель максимально проявляется и становится более узнаваемой в чрезвычайных ситуациях, тяжелых жизненных условиях, когда налицо, допустим, опасность для жизни или какой-либо важной ценности, когда в той или иной степени присутствует фактор риска. С другой стороны, ошибочно думать, будто в процессе последовательного осуществления добра в обыденной жизни мужество отсутствует начисто. В Священном Писании имеется множество примеров мужества, но непревзойденным примером остается Господь Иисус Христос. Будучи Богом и Сыном Божиим, Он воплотился, вочеловечился и, прожив среди людей обычной человеческой жизнью, добровольно пошел на смерть. Он знал, куда идет. Это было воистину исключительным проявлением мужества: обладая Божественным могуществом, Божественной славой, восславляемый херувимами и серафимами, Он стал человеком и с готовностью взошел на крест. Во время молитвы в Гефсимании Он потел кровью, восславленная огнеродными Сущность готовилась к унижениям, обвинениям, брани, избиению, терновому венцу и, наконец, распятию. Чрезмерно трудно примирить Божественную славу и человеческие муки, что и вызвало кровавый пот. Но Христос осуществил Божественную программу – именно благодаря мужеству, преодолев человеческую немощь и тревогу. В известном фильме Мэла Гибсона миг страданий Христа показан очень интересно: сатана, приблизившись к Христу, произносит: «Не делай, не сможешь». И Христос отвечает: «Отойди от меня, сатана». Это была грандиозная борьба: как человек, Он претерпел колоссальные испытания, как человек совершенный, должен был перенести исключительные страдания. Именно в этом проявляется совершенное мужество Христа.

– Этим мужеством, как говорит Сам Господь, Он победил мир. В Евангелии от Иоанна – до предательства Иуды и молитвы в Гефсимании – Иисус воодушевляет учеников: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Иначе говоря, Я победил грех, и вы мужайтесь, какие бы тяготы ни переносили, вы по Моему примеру сумеете победить зло и грех. Можно ли сказать, что это был завет быть мужественными?

– Главную победу одержал Сам Христос, и этой победе предстояло распространиться на жизнь всех верующих. «Мужайтесь», – сказал Он напуганным апостолам, которых охватило еще большее смятение, когда Христа повели на Голгофу. И однако те же напуганные люди, спустя не слишком много времени, «вдруг» стали совершенными людьми и без тени страха распространяли по всему миру свет Христов. Их бросали в застенок, они выходили из узницы и вновь проповедовали Евангелие Христово. Между тем, это было проявленное земнородными невиданное мужество, через которое они перестали бояться смерти. Смерть тех же апостолов стала для поколений примером блистательного мужества. Двое из них погибли в нашей стране – Фаддей и Варфоломей, пролившие свою святую кровь и этой кровью освятившие нашу землю, запечатлев истинную веру в Христа. В Священном Писании мы видим множество других примеров мужества, один превосходнее другого. В оскверненном мире патриарх Ной жил благочестиво, и это уже мужество. Или – Лот посреди Содома и Гоморры. Царь Давид, тогда еще юный пастушок, вышел против великана Голиафа и именем Бога убил чудище. Гедеон во главе небольшого отряда одолел огромную армию. Видите, мужество характерно для всех святых.

– Можно ли говорить, что христианин – самый мужественный человек?

– Однозначно, да. Для этого необходимо всего лишь сравнить, анализируя, христианское мужество с гражданской храбростью. Отметим сразу, что последняя приводит к могиле. По ту ее сторону нет ни бытия, ни утешения. Светское мышление после долгих размышлений пришло к выводу о том, что бессмертны дела. Наш великий Туманян также пользуется этим выражением но в совершенно ином контексте. Говорят, «оставил после себя бессмертные дела, хорошее поколение, имя, влияние…». Несомненно, все это очень важно, и хорошо, что человек оставляет после себя доброе имя. Но ведь и это преходяще. Посему светская храбрость также «безосновательное» мужество, поскольку не носит в себе надежду на вечное бытие. Знаете, не только мужество, но и все остальные добродетели подавляемы страхом смерти, ибо до воскресения Христова не существовало загробной надежды. Между тем, в основе христианского мужества лежит воскресение Христово, которым христианин побеждает смерть. Он знает, что даже если усопнет, он пойдет в Господу – к своему славному, милосердному, любящему и прощающему Отцу. Посему он уже в этой жизни стремится угодить Христу всем, в том числе направляя свою яростную мощь и возможности в русло добра. Вопреки этому светская храбрость нередко используется во зло. Смотрите, сатана создает проблемы для людей, а духовные глаза людей закрыты, не видят истинного врага – сатану, желающего сделать врагами кровных родственников, друзей, товарищей. И человек начинает ненавидеть себе подобного и всю свою ярость вкладывает в эту ненависть, стремясь причинить другому наибольший вред, готовый даже истребить друга. Как бы ни называли проявляемую в этой ненависти отвагу, она лишена надежды на воскресение из мертвых. Она не может называться добродетелью, какой бы благородной и «невинной» ни была его цель.

– То есть смелость без преодоления собственных грехов может дать обратный результат?

– Думаю, ответ на этот вопрос можно дать с помощью классического примера. Армянский мужчина – глава семьи. Принято, чтобы мужчина руководил семьей и это в порядке вещей. Однако немало случаев, когда мужчина проявляет всю свою ярость против членов своей семьи для утверждения собственной власти. Такой мужчина забывает, что он прежде всего – защитник семьи, обязанный оберегать ее и крепить союз. А он рассуждает так: «Нет, я мужчина, и должно быть по-моему». Вообще светское мышление всегда в той или иной степени заражено искаженным восприятием понятия «рулевой». Что значит это слово? Ведущий вперед, управляющий, оберегающий, охраняющий. Для осуществления всего этого необходимо мужество. А как воспринимается это слово в обыденности? – Властвующий, деспот, навязывающий свою волю.

– А если кого-то из родных оскорбят?

– Нормальный человек, конечно же, не может оставаться равнодушным, если унижено достоинство его близкого, тем более на несправедливое оскорбление. Но порой противодействие в человеке выливается в гнев, что и порождает гордыню, надменность. Иначе говоря, от мужества до гордыни – один шаг, и эту границу нельзя пересекать. Любую добродетель можно одним шагом превратить в грех.

– Как можно добиться истинно христианского мужества?

– В основе всех добродетелей лежит любовь к Богу и ближнему. Любящий Бога склоняется перед Его волей. С одной стороны, малодушие – грех, а с другой – грехом является мужество, использование смелости в ложном направлении. Условная граница между ними – насыщенное любовью мужество, когда человек, склоняясь перед Богом, ищет правильный пусть совершения добра по отношению к ближнему. Здесь действует золотое правило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). И это также сопровождается мужеством.

– Насколько добродетель мужества «присутствует» при совершении таинства покаяния. Для раскаяния необходимо мужество?

– В нашей действительности, к сожалению, покаяние в большинстве случаев требует мужества. Так не должно быть, но… Казалось бы, все мы принимаем Церковь и христианство. Но на человека, который каждое воскресенье приходит в церковь, участвует в литургии, кается коленопреклоненно, среда оказывает сильное давление, многие его высмеивают, иронизируют над ним. Хочу сказать таким, что придет день, когда они удостоятся иронии Бога. Человек обратился лицом к Богу, вдохновился и хочет сделать шаг, расти в своей вере, и вдруг – чей-то издевательский взгляд, усмешка, намеки… И этот кто-то для данного человека – авторитет. Всех этих мелких «авторитетов» хотел бы предупредить братски, что за это они когда-нибудь ответят перед Богом.