Иерей Асогик Карапетян

Иерей Асогик Карапетян

Могила, цветами увитая

mogila_cvetami_uvitaja_sl_3В Великую пятницу Страстной Седмицы в память о погребении распятого Спасителя в печерской могиле во всех храмах Армянской апостольской церкви свежими ветвями вечнозеленых дерев и цветами свивается символическая могила Господа нашего Иисуса Христа. До следующего утра Великой субботы она выставляется в церкви (в кафедральном соборе Св. Эчмиадзина – перед Святым Престолом сошествия Господа нашего). В символическую могилу кладется благословенный и освященный крест, обернутый белой тканью, как символ обернутого саваном и захороненного Господа Иисуса Христа (Матфея, 27,59; Марка 15,46; Луки 23,53; Иоанна 19,40), а на храмоподобной могиле зажигаются две свечи, знаменующие ангелов-провозвестников в белых одеяниях. В тот же день, после вечерней службы, в преддверии праздника, символическая могила выносится из церкви и с пением шаракана благословения «Одаряющий всех» торжественным ходом обносится вокруг храма. Перед нею толпятся верующие и молитвами доносят свои благоговение, почитание и любовь к погребенному Господу. После торжественного круга символическая могила возвращается в церковь и помещается перед алтарем, после чего весь церковный причт начинает петь гимн «Крест твой, Иисусе» и, воистину поклоняясь душой, лобзает положенные на символическую могилу Св. Крест и Св. Евангелие. Пятничная служба заканчивается скорбным пением Матери Божией. Пополудни Великой субботы причт распускает свитую могилу и раздает освященные Божьим благословением цветы и ветви.

mogila_cvetami_uvitaja_sl_2На протяжении веков человеческая могила была символом смерти. Страхом и опасением окутывала она души сыновей и дочерей Адама (а для многих и сегодня так же). Ужас и тревога особенно сильны у людей, лишенных веры в бессмертие души, в воскресение и в загробную жизнь. Однако символическая могила, приготовляемая в день памяти о распятии и погребении Господа, призвана рассеять эти кошмарные чувства, содрогание и неверие. А посему могила эта не холмик земляной и не куча камней, а пышное соцветие, притом разных цветов. Сия могила не о смерти и не о потере возвещает, а свидетельствует о вечности и блаженстве. Посему и когда видит кто эту могилу, тотчас вспоминает свидетельство апостола, прежде слышанное или читанное: «…поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! где твоя победа?» (I коринфянам, 15, 54-55).

Цветы – вообще символы радости и счастья, любви и преданности. Поэтому и должно было могилу Воскресения свить из цветов – как символов бессмертия, беспорочности и радости, счастья и блаженства от вечной жизни. Необходимо было благоговение, любовь и преданность души нашей к воскресшему Спасителю выразить таким видимым образом – цветами, дабы все те, кто слеп душою, глазами телесными увидели и расспрашивали: «Зачем эти цветы?» И вот когда в их мыслях возникнет этот вопрос, в их разум милостию Господа проникнет капля небесной мудрости, дающая им возможность познать истину. Откроются их уши, и услышат они благую весть: «Христос воскресе из мертвых».

Бесконечна и неизречима мудрость Господня, использующего всякую возможность для обращения человека к Богу и его спасения! Посему увитая цветами могила есть не только дань памяти Господа, но и повод и благословенная причина для обращения к вере, исполнения верой и укрепления в ней, дабы воистину совершилось: «… увидел и уверовал» (Иоанна, 20,8).

Вечнозеленые ветви…

mogila_cvetami_uvitaja_sl_1Во все дни года ели стоят зеленые, посему они немые «свидетели» и «проповедники» великого таинства: бессмертие – вот о чем вещают столь любимые детьми рождественские елки, вот почему символическая могила символизируюет еще и таинство погребенного Иисуса Назореянина, того, кто «вчера и сегодня и во веки веков тот же» (К евреям, 13,8), неизменен, бессмертен и вечен, кто во имя любви к божьему творению единосущий c Отцом и Святым Духом сошел… Отца и Святого Духа сошел с небес и расцвел на земле. Вечнозеленые побеги свидетельствуют также и о терпении – терпении, которое сближает человека со своим Создателем, кто долготерпелив и своим божьим терпением завоевывает человечьи души для Царствия Небесного. Следовательно, в юдоли печали – на Земле – так же необходимо быть терпеливым, поскольку Господь наш Иисус свидетельствует: «Терпением вашим спасете вы ваши души» (Ср.: Луки, 21,19), потому что «кто будет терпеть до конца, он спасется» (Марка, 13.13). А цветы и вечнозеленые ветви символизируют нашу веру, надежду, любовь и действия, т.е. истинные пути воскрешения для вечной блаженной жизни. «Ибо если удостоитесь обретения веры, надежды и любви, с легкостью обратимся ко всем добродетелям и пребудем в воле Господа». Посему необходимо вечно зеленеть добродетелью, дабы не увяли цветы в цветнике душ ваших, а оставались вечнозелеными под действием надежды и веры в воскресение. Итак, подобно тому, как символическую могилу Господню свиваем мы из разных цветов, так и необходимо, чтобы мы, христиане, украсили себя святой и истинной верой и многими добрыми делами. Посему должны помнить правдивое слово Господа Иисуса: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится…» (Матфея, 25.29). Наконец, поскольку могила Господа нашего находилась в саду (Иоанна, 19.41), и потому, что сад был полон различными душистыми и пестрыми цветами, подобно Адамову раю – садам Эдема, увитая цветами могила Господа символизирует Адамов сад. Новый же Адам, Господь наш Иисус Христос, придя в сей мир, насадил в юдоли печали новый сад, где вместо древа жизни поставил Свой крест и отворил запертый путь – Свою могилу, чтобы мы, христиане, умерли Его смертью и воскресли Его воскресением. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». (Римлянам, 6,4-5).


Иерей Асогик Карапетян

Первопрестольный
Св. Эчмиадзин