Канонизированные католикосы

Канонизированные католикосы

В церковном календаре 130 дней в году отводится святым. В эти дни в процессе литургии и богослужения поминается более 400 святых. В качестве святых поминаются также те предстоятели Церкви, которые в годы своего патриаршества отличились самоотверженной любовью и преданностью Богу и народу армянскому. В знак благодарности этим патриархам Церковь канонизировала их, удостоив ежегодного поминовения, дабы их личность и пример стали для поколений источником вдохновения.

В церковном календаре читаем имена 132 католикосов, однако лишь 11 из них причислены к лику святых.

Первым из патриархов Армянской церкви был причислен к лику святых Григор Просветитель – первый официальный глава нашей Церкви. Это единственный из наших патриархов, введенный в ряд вселенских святых. Традиционные Церкви отмечают праздник Григора Армянского 30-го сентября. В календаре Армянской церкви Григор Просветитель опять же единственный святой, чьей памяти посвящено три праздника.

Ежегодно в 5-ю субботу Великого поста тысячи паломников из разных уголков Армении прибывают в монастырь Хор Вирап помянуть первого армянского патриарха и его «ввержение в ров». Эта дата посвящена ввержению св. Григора в темницу, где он томился около тринадцати лет за то, что не отрекся от Христа. В Хор Вирапе совершается литургия и во вторую субботу после праздника Сошествия Святого Духа – в честь выхода Просветителя из темницы (Извлечение св. Григора Просветителя из рва) и распространению света христианства в армянском мире. Третьим праздником, посвященным св. Григору Просветителю, является день обретения его мощей.

Ежегодное поминовение святых отражает в христианском учении идею бессмертия души. Для церкви святые – живые души, которые продолжают свое бытие в духовной сфере и становятся нашими покровителями.

Достойными продолжателями дела просветителя стал его младший сын Аристакес. Если Григор Просветитель поставил Армянскую церковь на государственную основу, то сын стремился укрепить ее и способствовал становлению христианского государства.

В 325 г. Аристакес как глава Армянской церкви участвовал в Первом вселенском соборе в Никее под председательством императора Константина I.

Вопреки своему тщедушному виду, Аристакес был грозен и несгибаем, если речь шла о вере, за что Мовсес Хоренаци назвал его духовным мечом. Обличая нечестивый образ жизни высшего дворянства, Аристакес нажил себе могущественных врагов, один из которых, великий князь Архелай, заколол его мечом в 333 г. История свидетельствует, что Аристакеса убили во время его пастырского путешествия. «Святого Аристакеса после его исповеднической смерти отвезли из гавара Цопк (Софена) в гавар Екегеац и погребли в Тиле, в поместье его отца Григора», – пишет Фавстос Бюзанд.

По мнению архиепископа Магакии Орманяна, убийство армянского католикоса носило политический характер. «Возможно, он стал жертвой мести», – заключает Орманян.

Аристакес является одним из наиболее почитаемых святых нашей Церкви, его священная память отмечается в праздник Сыновей и внуков святого Григора Просветителя.

После Аристакеса волею царя Трдата патриарший престол занял старший сын Просветителя – 71-летний Вртанес. «В дни Вртанеса, избранного и мужественного пастыря христиан, – пишет Фавстос Бюзанд, – христианская жизнь в Армении переживала подъем, процветали право и справедливость».

Оппозиционное трону персофильское крыло, куда входили влиятельные княжеские дома, выступала против усиления Церкви, что в 341 г. привело к убийству Вртанеса во время литургии.

Память святого Вртанеса Армянская церковь отмечает в праздник Сыновей и внуков святого Григора Просветителя.

На католикосском престоле Вртанеса сменил его младший сын Иусик – третий святой патриарх из рода Григора Просветителя. Св. Иусик выкорчевывал язычество из сознания соотечественников, направляя их к возвышенным идеалам христианства, в котором видел спасение человеческих душ и самой Армении. Патриарх мужественно боролся за чистоту нравов в высших дворянских кругах, не боясь клеймить даже царя Тирана I. Дело дошло до того, что Иусик наложил интердикт на царя и некоторых из его приближенных, запретив им переступать порог церкви. Когда в 347 г. царь во главе пышной процессии прибыл в крепость Бнагех в области Цопк и возымел желание посетить местную церковь, патриарх преградил ему путь со словами: «Не входи, ты недостоин войти в церковь». Такая дерзость переполнила чашу терпения царя, чьи слуги набросились на Иусика и стали избивать его кольями. Спустя несколько дней патриарх скончался от тяжелых побоев.

Святого Иусика погребли в селе Тил, где покоился прах его деда и отца.

После некоторого перерыва армянский духовный престол, передававшийся по принципу династического наследования, занял Нерсес – великий реформатор, во многом поспособствовавший процветанию раздираемой противоречиями страны. Он выделил крупные суммы для возведения монастырей и церквей. В христианстве он видел не только способ духовного окормления народа, но и первейший способ укрепления государства. Он повсеместно открывал бесплатные больницы, лепрозории, приюты для престарелых, нищих и детей-сирот. Фавстос Бюзанд пишет, что «в каждом месте блаженный Нерсес открыл больницы и обеспечил их во всех отношениях: и жалованьем служащим, и лекарствами; в качестве смотрителей над больными и нищими он поставил надежных людей».

Нерсес был погребен рядом с патриархом Аристакесом. Церковь, где покоился их прах, народ называл церковью Двух Патриархов (Джухтак Айрапет). Церковь была разрушена в VII в. и до самого 1275 г. место погребения святых было неизвестно. После обнаружения могил останки Аристакеса перевезли в Ерзнка, а Нерсеса перезахоронили в монастыре Тирашен, который назвали обителью Св. Нерсеса.
После Нерсеса на духовный престол выл возведен его сын Саак – последний представитель рода Григора Просветителя на патриаршем престоле.

Сааку было 60 лет, когда он стал католикосом. Его заслуги в сфере перевода, музыки, философии, педагогики, неоценимы. Под руководством Саака был осуществлен первый полный перевод текста Библии на армянский язык. Неслучайно в календаре Армянской церкви существует два праздника, посвященных святому Сааку.

Со смертью Саака I, не оставившего наследника мужского пола, прекратился род Григора Партева.
На патриаршем престоле Саака сменил Овсеп Вайоцдзореци. Историограф и епископ Лазар Парпеци пишет, что избрать католикосом своего ученика Овсепа завещал сам великий Месроп Маштоц.
После Аварайрской битвы, 26 июля 454 года, персы арестовали Овсепа I и казнили в числе ряда видных священнослужителей, не дававших угаснуть духу национально-освободительного движения.

Одним из почитаемых католикосов был Гют Араезаци, возглавлявший Армянскую церковь на протяжении семнадцати лет и уподоблявшийся историками святому Сааку – за свою патриотическую и церковную деятельность.

Духовным наследником Гюта на патриаршем престоле стал не менее почитаемый пастырь Ован (Ованнес) I Мандакуни – знаменитый писатель, ученый и композитор, ритор, публицист, строитель, организатор и реформатор церкви. Ован I считается первым систематизатором национального церковного обряда, продолжившим дело католикосов Саака и Гюта. Ему принадлежит редакция армянского Часослова, Литургиария, Служебника, утверждение церковных таинств: крещения, венчания, освящения креста и т.д. Ован продолжал процесс формирования армянской церковной музыкально-поэтической культуры, внес неоценимый вклад в развитие национального песенного творчества и сам стал автором ряда прекрасных духовных гимнов-шараканов. Проповеди Ована Мандакуни обладают проникновенной мощью пастырского слова, являются призывом к праведной жизни, к высокой нравственности и духовности.

«Философ, муж, исполненный Духа Божия», – отозвался о нем историк Вардан Великий.
После Ована заложенная в начале IV века традиция канонизации католикосов прерывается на некоторое время.

Римская и Константинопольская духовные кафедры канонизировали почти всех своих глав: Католическая церковь – до VIII века, Православная – вплоть до XI.

В последующие году Армянская церковь причислила к лику святых жившего в VIII веке Католикоса Ована III Одзнеци Любомудра и Католикоса Нерсеса Шнорали (ХII век).

В ХVIII столетии Католикос Симеон Ереванци усовершенствовал церковный календарь и ввел в число празднуемый святых выдающегося Католикоса Мовсеса Татеваци. Впоследствии, однако, имя Мовсеса Татеваци было по непонятным причинам выведено из списка святых, и его упоминают лишь во время литургии. Данное явление нуждается в прояснении. Некоторые истории полагают, что в описываемый период католикосат попросту не желал никаких нововведений.

По каким конкретным пунктам в Средние века патриархов причисляли к лику святых, нам неизвестно. До нас не дошли какие-либо сведения о канонизации, в манускриптах лишь упоминаются энциклики католикосов, по которым тот или иной патриарх причислялся к лику святых.

Церковь жива своими святыми. Отмечая праздник святых патриархов, мы не просто вспоминаем их дело, но и молимся, прося их заступничества.

Алвард Назарян

Перевод Армена Меружаняна