Светлый праздник Рождества

Светлый праздник Рождества

Вот уже 2 тысячи лет весь христианский мир каждый год с волнением и радостью ждет Рождества — праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Это событие перевернуло весь мир. Начался даже новый отсчёт земного времени: до Рождества Христова, после Рождества Христова. (А наши «светские» власти никак не хотят этого признать и пишут — «до нашей эры»).

Пришёл Христос — и свет озарил всю Вселенную.

Святая Армянская апостольская церковь отмечает это событие 6 января (25 декабря по ст. стилю) совмещенно с Крещением Господним – Праздник Богоявления, как это делалось изначально во всех церквах до середины IV века.

В 336 г. Римская империя установила день 25 декабря днем Рождества Христова, который совпал с днем языческого праздника «Рождения Солнца Непобедимого». С этого времени рождение Христа в народе Рима стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». Известно, что правители как Рима, так и Армении того времени старались «смягчить» процесс распространения Христианства среди народа своих стран путем «трансформации» некоторых древних традиций (при возможности), придавая им новое содержание и смысл.

Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской церкви (она перешла к этому чуть раньше, при папе Юлии). Армянская Церковь осталось верной традиции совмещенного празднования Богоявления, считая, что Богочеловек Иисус явился миру Своим рождением от Девы Марии и Духа Святого, а также свидетельством Бога-Отца во время крещения Иисуса в Иордане Иоанном Предтечей, когда с небес возносились слова: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!». При этом ААЦ всегда с уважением относилась к решению других Христианских церквей по этому Празднику. Так, еще средневековый вардапет Есаи Нчеци писал: «Оба праздника, если совершаются совершенной верой и чистым житием, приемлемы и угодны Богу и искупительны людям».

Оба события (Рождество и Крещение Господня), по сути дополняют друг друга на Промыслительном пути спасения человека и имеют чрезвычайно важное значение и глубокий духовно-нравственный смысл для всего человечества (а не только для людей, считающих себя христианами) на все времена.

Родившись в пещере, а не в царских палатах, Господь преподал миру добродетель смирения. На Своем примере Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали так же. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета и бедность не уменьшают его достоинства.

Христос пришёл на землю спасать нас неразумных, немощных, противящихся спасению. Пришёл, чтобы исцелить греховную, падшую природу человека. Пришёл, чтобы не только показать истинный путь, но чтобы соединить с Собою. В земной жизни человека-христианина Христос живет в нем, в его сердце, т.к. человеческое тело (христианина) – это храмина Святого Духа. А после своей физической смерти христианин (его душа) уже продолжает жить в Христе-Боге, переходя в Царствие небесное. И этот путь спасения Господь открывает всем: но не все хотят идти по нему. Многих дьявол заставляет искать «другие пути» достижения «совершенства, благополучия и счастья», которые неминуемо заканчиваются гибелью души. Для этого лукавый применяет самые изощренные методы обмана.

Почему же у нас дни Рождества Христова переходят сразу в праздник Крещения Господня? Ведь Спаситель испросит крещения у Иоанна только в тридцатилетнем возрасте. Но эти два события, хронологически разнесенные на 30 лет, имели целью – явить Богочеловека Христа народу. А как известно из Евангелии: «У Бога один день – тысячу лет и тысячу лет – один день».

Он приходит избавить нас от наших грехов. Вот почему Он, Сын Божий, стал человеком. Вот почему Он приходит на Иордан — чтобы стать посреди грешников, которыми мы являемся, и взять на Себя бремя наших заблуждений и наших падений. Он не смотрит с презрением на окружающих Его людей, но становится рядом с ними, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним. И именно об этом свидетельствует Бог Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Как пишет известный богослов митрополит Антоний Сурожский: «Бог отдаёт Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть!.. Воплощённый же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своём уже бессмертен: но Он принимает смертность, желая во всём отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью».

Самый великий подарок и благодарность, который мы можем принести родившемуся Христу, — это непрестанное стремление жить по Его заповедям. Это наша воля, устремлённая к добру. И это единственное, чего ждёт от нас Господь. Как свидетельствует святое Евангелие, такой подарок приносят волхвы и такой подарок приносят пастухи, потому что они простыми, чистыми сердцами славят Бога, и они знают и понимают, что Господь приносит на землю.

Когда Адам славил и хвалил Бога любящим радостным сердцем — земля цвела и благоухала, и в сердце его был мир, превосходящий всякое разумение. И воля его была крепка к добру. Но когда отвернулся он от Бога, тогда вошёл в мир весь ужас зла, вражды, страха и предпочтения греха добру.

Бог любит нас, как Своих детей. И потому Он послал Сына Своего Единородного как Человека к погибающим людям. Чтобы они нашли дорогу к Отчему дому, чтобы Отец Небесный мог сказать каждому из нас: «И ты тоже сын Мой возлюбленный».

С ПРАЗДНИКОМ БОГОЯВЛЕНИЯ ВАС, ДОРОГИЕ БРАТЯ И СЕСТРЫ!

Георгий Язерян, г. Москва