Церковь и признание геноцида

Церковь и признание геноцида

Ежегодно 24 апреля в армянских церквях совершается Божественная литургия памяти 1,5 млн жертв. По завершении литургии совершается поминальный молебен. В этот день армянский народ молится, чтобы нигде больше не повторилось преступление, именуемое геноцидом.

С наиболее полной информацией по данной теме, вы можете ознакомиться на официальном сайте — armeniangenocide100.org, посвященном столетию Геноцида армян. Данный сайт был создан на трех языках, по решению Государственной комиссии по организации мероприятий, посвященных столетию Геноцида армян.

social-shares


Наши павшие

ГеноцидВ 1900-е годы число церквей и монастырей в Западной Армении достигало 2200. Каждое село имело свою церковь и священника. Вокруг них армяне строили свою духовную, культурную и образовательную жизнь, через них воспринимались как единство.

В 1913 году Министерство внутренних дел Османской империи предписало Константинопольской армянской патриархии представить список действующих на территории империи армянских церквей и монастырей. Для турецкого правительства Первая мировая война послужила поводом для окончательного решения армянского вопроса посредством этнических чисток и резни.

В годы массовых депортаций и бойни коренного армянского населения империи были осквернены, разграблены и разрушены тысячи церквей. Многие храмы стали могилой для нашедших в них пристанище армян. Оставшиеся не разрушенными преимущественно были превращены в мечети.H_IEY3lVU-k

Построенной в VII веке багаранской церкви Св. Теодороса ныне не существует, от мушского монастыря Сурб Карапет остались лишь руины, от роскошного монастырского комплекса Хцконк сохранилось только небольшое строение, церковь Цпни превращена в мечеть, ширакаванская церковь взорвана…

Были уничтожены исключительные духовно-культурные ценности. В Васпуракане было сожжено либо пропало около 3 тыс. рукописных книг, в Тароне – 2 тыс., в Кесарии – 700 манускриптов, в Армаше – 250. Согласно списку, составленному епископом Мовсесом Тер-Мовсисяном, во время геноцида турки уничтожили 22 тыс. армянских рукописей – Священное Писание, псалтыри, служебники, часословы, гимнарии, четьи минеи, лекционарии, изборники, требники, историографические и философские труды армянских, греческих, сирийских и еврейских ученых, шедевры армянской книжной миниатюры.

Во время геноцида армян погибло 4 тыс. священнослужителей.

«В эти черные дни, – пишет Католикос всех армян Вазген Первый, – наступил миг, когда в мире, казалось, больше не останется армян. Всякая надежда казалась утраченной, а книга армянской истории была залита кровью и закрыта».

Полтора миллиона жертв погибли в 1915 году на порогах своих домов, на дорогах изгнанничества и в пустыне Дейр-эз-Зор.

Армянство лишилось своей исторической родины.

В атмосфере сплошного кошмара каждый связывал свои надежды с Матерью-Родиной, с вмешательством католикоса. Некий армянский священник из Софии пишет: «Ваше Святейшество, народ истребляется, уничтожается, и нет того, кто мог бы протянуть руку помощи, возвысил бы голос протеста. Возденьте руки, Святейший Отче, стучитесь во все двери, кричите, умоляйте, делайте все возможное и невозможное, чтобы остановить руку палача».

Католикосу Геворгу Пятому выпало пасти армянский народ в самый мрачный период его истории, и он делал «все возможное и невозможное», чтобы помочь беженцам, обустроить их. Однако в пресечении катастрофы могла сыграть роль только воля великих держав. Сознавая это, католикос всех армян обратился к министру иностранных дел России с просьбой остановить резню армянского народа, организованную турками. В апреле 1915 года отправленная из Эчмиадзина письменная просьба католикоса достигла России.

«Происходит бойня невооруженного армянского населения Эрзрума, Дерджана, Зейтуна и прилегающих мест. Моя паства в безысходном положении. Слезно прошу покровительства Вашего Высокопревосходительства: защитите мой народ в эту роковую минуту».

Убитый сведениями, от которых холодеет сердце, он одновременно направил телеграммы руководителям нейтральных стран – президенту Соединенных Штатов, королю Италии с просьбой защитить истребляемое мирное армянское население.

Уполномоченный католикосом Погос Нубар Паша, который до этого в европейских странах защищал Армянский трибунал, теперь как представитель католикоса и глава национальной делегации отправился в Париж и Лондон, чтобы «протестовать против зверств, организованных рукой турецкого правительства».

«Я приступил к этому делу с огромной верой и надеждой, – пишет католикос, – и верю, что цивилизованные государства наконец услышат и уважат справедливую просьбу главы древнейшей Армянской церкви – католикоса всех армян. Я исполнен надежды на то, что Вы своим моральным влиянием, опытом и дальновидностью постараетесь успешно продвигать справедливый суд турецких армян».

Католикос находился в переписке с Погосом Нубаром Пашой, давал ему поручения – как действовать, с кем встречаться, чтобы сконцентрировать внимание мира на армянском вопросе.

В письме от 19 июля 1915 года Католикос всех армян Геворг Пятый пишет Погосу Нубару Паше:

«Совершенно необходимо отныне готовить государственных мужей, политических деятелей и влиятельных представителей прессы во Франции и Англии для выступления в пользу автономии Турецкой Армении.

Есть и другая важная задача: опротестовать в нейтральных странах (главным образом в Соединенных Штатах и Болгарии, чьи послы окажут определенную помощь армянам) жутчайшие действия и адскую программу варварского турецкого правительства, которую они применяют в Армении и Киликии».

В марте 1920 года епископ Хорен Мурадбекян пишет католикосу:

«Армянский вопрос и судьба Армении отныне решаются в Англии. Я говорил с большими друзьями армянского народа Джеймсом Брайсом и Вильямсом, которые просили сообщить Вам, что они безмерно довольны и горды вниманием Его Святейшества католикоса всех армян. Они готовы всегда исполнять повеления Вашего Святейшества и служить, тем более, как они сами сказали, любят армянский народ, знают его историю, положение, способности и верят в его лучшее будущее. Просили сообщить Вашему Святейшеству, что пока они живы, будут стремиться приносить пользу Вашей пастве».

Однако искатели справедливости в очередной раз обманулись в своих надеждах.

Годы пережитого

Чтобы сохранить национальную и духовную идентичность, изгнанное с исторической родины армянство в диаспоре объединилось вокруг Церкви, восстановило свои церковно-просветительские учреждения. Армянская апостольская церковь, как и во все времена, взяла на себя историческую миссию проводника своего народа.

«Церковь попыталась организовать единение армян, собрать рассеянное армянство, сплотить его. Опекать народ стало задачей Церкви номер один. Если бы не был организован этот процесс единения армянства, у нас были бы большие человеческие потери», – говорит конгрегат Первопрестольного Святого Эчмиадзина архиепископ Татев Саргсян.

В 1931 году в пустыне Дейр-эз-Зор, где погибли 200 тыс. депортированных армян, была построена церковь, которая стала обелиском бессмертной памяти и домом молитвы. Спустя пять лет рядом с церковью был установлен памятник, где были захоронены останки и кости невинных жертв. Еще позже, в 1990 году, здесь же была построена церковь Святых мучеников. Получившие убежище в разных странах армяне через свои церковные структуры поднимают голос протеста, требуя, чтобы мир осудил чудовищное преступление 1915 года.

В Советской Армении тема геноцида воспринималась властями как пропаганда «армянского национализма» и находилась под запретом.

Во главе с избранным в 1955 году Католикосом всех армян Вазгеном Первым Церковь шаг за шагом обретала право на публичное озвучивание в Советской Армении темы геноцида армян.

В 1965 году под давлением волнений в обществе в Армении впервые на государственном уровне было отмечено 50-летие геноцида армян. По инициативе Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Вазгена Первого на территории Первопрестольного Святого Эчмиадзина был установлен крест-камень «Хачкар молитвы и обета» памяти армян, ставших жертвами злодеяния в 1915 году. Беспрецедентное поминовение жертв геноцида армян 24 апреля 1965 года передало новый заряд национальному самосознанию как в Армении, так и в диаспоре, доказав, что время лечит боль, но не стирает память.

«Армяне диаспоры, объединившиеся вокруг Церкви, через нее начали движение протеста – вначале в межцерковных организациях, а затем уже в государственных структурах. Каждый священнослужитель, при любой возможности выступления в международных инстанциях брал на себя обязанность защиты интересов своего народа», – говорит архиепископ Татев Саргсян.

В различных международных инстанциях Армянская церковь подняла на новую ступень вопрос признания и осуждения геноцида армян. В 1983 году Всемирный совет Церквей на своей ассамблее в Ванкувере осудил осуществленный Турцией в 1915 году геноцид армян и обратился к Генеральному секретарю ООН с призывом к его признанию.

Другим своим важным постановлением Всемирный совет Церквей призвал Церкви – участницы Совета «обратиться к своим правительствам и оказать давление на Турцию с целью признания факта геноцида армян».

Многолетняя работа Армянской апостольской церкви дала свои плоды. Вопрос геноцида армян обрел международное звучание.

В годы независимости Церковь активизировала свои контакты с другими христианскими Церквами и другими традиционными религиозными конфессиями. Главы Церквей при посещении Первопрестольного Святого Эчмиадзина присоединялись к поминальным молитвам и публично осуждали геноцид армян.

Преступление века осудил и Святейший глава Католической церкви папа римский Иоанн-Павел Второй. Это произошло в ноябре 2000 года, когда в Ватикане между двумя архипастырями – папой римским и Верховным патриархом и Католикосом всех армян Гарегином Вторым было подписано соглашение, согласно которому преступление, совершенное Турцией против армян в 1915 году, было квалифицировано как геноцид.

Через год папа Иоанн-Павел Второй посетил в Ереване холм Цицернакаберд, где высится обелиск памяти жертв геноцида армян, где в своих молитвах помянул и тех, кто пал за веру. Своим посещением цицернакабердского мемориала святейший папа вновь привлек внимание международной общественности в Геноциду армян.

В 2005 году, когда отмечалось 90-летие геноцида армян, помянуть его жертв прибыли из разных уголков мира сотни представителей разных конфессий. В духе христианского братства и единства они вознесли молитву о невинных жертвах геноцида. В дни поминовения жертв геноцида Католикос всех армян Гарегин Второй на территории цицернакабердского мемориала совершил обряд освящения памятного камня часовни, которую посвятили светлой памяти жертв геноцида. Принимавшие участие в церемонии высокопоставленные представители Русской, Греческой, Сирийской и Англиканской церквей вместе с армянскими священнослужителями вознесли к Богу братскую молитву об упокоении невинных жертв геноцида.

Одним из средств борьбы против позиции Турции, отрицающей факт геноцида, и искажения исторических фактов является осведомленность международной общественности. Во время зарубежных встреч духовные отцы Армянской апостольской церкви в авторитетных инстанциях постоянно поднимают вопрос международного признания геноцида армян, настаивают на необходимости утверждения истины.

В 2006 году, когда Католикос всех армян Гарегин Второй находился с архипастырским визитом в Армянской патриархии Константинополя, он встречался и с турецкими журналистами. На вопрос одного их журналистов о том, почему Армения не соглашается сесть за стол переговоров с Турцией, Святейший патриарх ответил:

«Для нашего народа геноцид – не вопрос исследования, это свершившийся факт, который следует признать. Если факт налицо, о необходимости какого обсуждения может идти речь?»

Этот ответ Святейшего патриарха прозвучал в стране, где даже разговоры о геноциде преследуются по закону.

В 2007 году, когда Святейшего патриарха принимал архиепископ Бостонской епархии Римской католической церкви кардинал Шон О’Мелли, на встрече присутствовали представители сестринских церквей, с которыми Католикос Гарегин Второй беседовал и по теме геноцида армян.

В эти самые дни Совет церквей штата Массачусетс признал геноцид армян и помолился о душах переживших его.

В рамках своего архипастырского визита католикос всех армян встретился в палате представителей конгресса США с ее вице-спикером Нэнси Пелоси. В беседе с ней обсуждался вопрос признания геноцида армян. В молитве Святейшего патриарха, прозвучавшей в палате представителей конгресса, прозвучала тема геноцида армян:

«Мы поминаем жертв геноцида армян, последствия которого мир по сей день переживает в виде все новых проявлений геноцида. Господи, даруй покой душам всех жертв преступлений, совершенных против человечества, даруй мир и справедливость их наследникам. Останови тех, кто попирает жизнь, свободу и поиски счастья».

В тот же день комиссия по внешним делам конгресса США приняла Резолюцию № 106, дающую возможность включить вопрос геноцида армян в повестку конгресса. Однако правительство США, предпочтя безоблачные политические отношения с Турцией, не позволило включить вопрос геноцида армян в повестку конгресса.

Однако, вопреки своевольному отношению сверхдержав, наша Церковь продолжает поднимать вопрос признания преступления века. В мае 2008 года Католикос всех армян Гарегин Второй находился в Ватикане по приглашению Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI. В приветственном слове армянского Патриарха, обращенном к многочисленным собравшимся на площади Святого Петра, прозвучала тема геноцида армян:

«Будучи архипастырем армянского народа, Мы призываем все народы и страны удостоить всеобщего осуждения все совершенные в истории и ныне совершаемые геноциды, дабы власти предержащие задумались над ответственностью и последствиями всех тех преступлений, которые совершены и совершаются против творения Божьего, и над тем, что отрицание этих преступлений – столь же великая несправедливость, сколь и сами совершенные преступления».

Иноязычная пресса оценила это слово Святейшего патриарха как дерзкое выступление.

«Деятельность, которую проводит Церковь, есть деятельность моральная, поскольку она ведет нас к моральной победе, – пишет архиепископ Татев Саргсян. – Вопрос признания геноцида есть вопрос моральный и для народов. Церкви подчеркивают то, что отказ от истины не украшает никакой народ. Ныне эта великая победа, по-моему, завоевана в моральном аспекте, остается превратить ее в победу политическую».

Политическая победа – заветная обязанность нашего народа и Церкви.

Многие страны, проявив политическую волю, осудили великое преступление XX века и признали геноцид армян. Число таких стран растет.

Алвард Назарян
Армен Меружанян


Источник: официальный сайт Армянской Апостольской Церкви (РОССИЙСКАЯ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКАЯ ЕПАРХИЯ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ).