Восьмая Заповедь Божья

Восьмая Заповедь Божья

«Не кради».

— Что запрещается Восьмой Заповедью?

Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

— Какие главнейшие грехи, запрещаемые Восьмой Заповедью?

Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Если человек что-либо тайно выносит из чужого дома, то он вор. Вором называется и тот, кто обманывает в торговле, то есть когда обманывает в цене и в весах. Кто в своем искусстве уменьшает вещества и т.п. тот так же вор. Такие коварствуют тайно и поэтому называются ворами. А кто явно забирает на дорогах, то это уже разбойники. И как тираны и князья, которые бесчинно поступают с бедными, названы похитителями, так и подкупленные судьи являются похитителями. Так и тот, кто серебро и пищу дает в рост, есть похититель.
А если не платить долги, и не давать плату работникам, это есть воровство, лишение и похищение.

— Всякое ли воровство является законопреступлением?

Не всякое воровство есть законопреступление. Не является воровством: когда украдут меч у убийцы, чтобы тот не повредил бы кого-либо, ибо это есть осторожность. Равно и то не есть воровство, когда человек из-за голода будет близок к смерти и украдет хлеб, чтоб насытиться, ибо это нужда. А также, когда бывает по благословению Бога, пример тому евреи, которые, взяв золото у египтян, не вернули, ибо плата за их работу оставалась у них. И это Господь попустил не только из-за платы, но и для того, чтобы евреи не пожелали бы вернуться в Египет.

— Что такое духовное воровство?

Злословие — есть духовное воровство, которое хуже простого воровства. Простой вор крадет только плотское, как золото и серебро, но, вскоре покаявшись, может вернуть краденое, а вот злословящий крадет добрые дела и имя, которые больше чем сокровища, о чем и говорится в притчах: «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» /Пр. 22:1/. Но если и покается, то уже не сможет вернуть краденое. И поэтому как Апостол Иаков, так и Моисей воспрещают злословие: «не злословьте друг друга, братия» /Иак. 4:11/, «не злословь глухого и пред слепым не кради ничего» /Лев. 19:14/. Злословить человека, который не слышит этих слов, означает злословить глухого, а злословить пред человеком, который не видел случившегося, то же, что и красть пред слепым, так как не видевший верит услышанному. Ибо когда кто-либо злословит и «десять мужей будут свидетельствовать, что это ложь, все равно поверят злословящему».

— Как искупить украденное?

Если раскается вор в соделанном и исповедуется, то этого мало, ибо надо вернуть краденное хозяину, если тот жив. Если же не жив, надо дать родным, а если и этих нет, то надо дать бедным или церкви. А после и искупить грех постом и молитвою.

 

________

Источник: «Книга вопрошений»

Автор: Гевонд Вардапет

Обсуждение закрыто.