О родителях и детях

О родителях и детях

Душа человека похожа на чистый пергамент, и что запечатлеешь на нем, то и останется, чему научишь человека в детстве, тому и научится, будь то злому или доброму, разным ремеслам и специальностям, языкам и знаниям и т.п. Поэтому родители своим детям обязаны:

1. Приготовить все необходимое для нужд плоти, как пищу, одежду и жилье, дать воспитание.
2. Сочетать браком – для умножения человечества и для благословенных рождений.
3. Научить какому-нибудь ремеслу, чтобы в будущем могли себя содержать.
4. А самое главное – наставить в вере и в богопознании, научить творению милостыни и добрых дел, а это лучше, чем золото и серебро.

Для св. Татеваци последние два пункта важнее других, ибо если человек будет иметь ремесло или профессию, то он сможет себя содержать в этой жизни, а будучи благочестивым, станет другом Божиим и унаследует Царство Небесное. Поэтому родители, если не смогут дать ему наследство, обязаны дать ему профессию и благочестивое воспитание, в противном случае, если не будет иметь ремесла, начнет воровать, заниматься разбоем и убивать, а если не будет иметь веры и добродетелей, станет нечестивцем, начнет пить и есть, блудить и прелюбодействовать и т. п. Такие дети, которых в свое время не воспитали, станут горем и бедой для своих же родителей, ибо в этой жизни их будут судить и наказывать судьи мирские, а в будущей жизни унаследуют геенну огненную. Вот поэтому мудрый Соломон наставляет родителей, говоря: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:24).

А зачем надо применять розги, на это св. Татеваци приводит ряд причин. Поскольку ребенок пренебрегает сладкими наставлениями и мудрыми словами, т.е. можно сказать, что не понимает или не воспринимает, то следует его воспитывать розгами, которых он страшится и не сможет им противиться. Но не так с юношей и с совершенным возрастом, ибо они могут воспротивиться розгам, поэтому юношу надо воспитывать сладкими наставлениями, а совершенного – мудрыми словами и изречениями. Далее, как земледелец, пред тем как сеять семена, поначалу умягчает землю и после сеет, так и разум ребенка надо умягчить розгами, чтобы семена учения и наставлений дали бы в свое время плоды, в противном случае «окаменелая земля» не сможет дать плодов.

Ребенок по природе своей безгрешен, а также имеет страх и стыд, и если не воспитывать его как следует, то из-за злых сообществ, бесовских искушений и услаждений своей плоти, которые будут влиять на него, научится злым делам. Тогда он потеряет стыд и страх и станет наглым, дерзким и распутным. И чем дольше будет пребывать в этом состоянии, тем труднее будет вернуть его на праведный путь.

Помимо всего прочего, родители должны обратить особое внимание и на следующее:

1. Следить за тем, чтобы ребенок не многословил, не лгал бы, ибо после научится еще и клясться, хулить, проклинать и многим другим грехам.
2. Родители должны обратить внимание и на то, чтобы ребенок не воровал, ибо, научившись малому воровству, вскоре дерзнет и на большее, а после придет и к разбою, убийствам и погубит свою душу.
3. Родители еще должны оберегать ребенка от лености плоти, чтобы не научился бы сну, лености и объеданию, ибо, научившись этому, вскоре научится и другим грехам.

Поэтому ребенка надо воспитывать со всей строгостью, чтобы не погубить его душу, как и говорит Соломон: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:13-14).

А вот дети, как сказано в заповедях (Исх. 20:12), должны почитать отца и мать, ибо как говорит св. Татеваци: «…родитель есть бог и творец наш». Как истинный Бог создает невидимую душу, так и родители создают видимую плоть. И поэтому невозможно отплатить родителям за их попечения о нас, а если и даже заплатим, то родить родителей невозможно. Следует почитать родителей и слушаться их, ибо через них мы учимся любить Бога и людей, а кто не любит родителей, тот «не благодарен Богу и ненавидит человека». Без родителей Бог не создает душу и плоть не образовывает в утробе. Человеку надо почитать родителей, чтобы его дети после почитали бы и его, ибо как поступишь с родителями, так и твои дети с тобою. Почитать надо родителей, чтобы «тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12). А чтоб не быть наказанным, не надо хулить родителей: «…глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью матери, выклюют вороны дольные, сожрут птенцы орлиные» (Пр. 30:17), ибо хулящий родителей, которые есть вторая причина нашего существования, хулит Первопричину нашу – Бога. Почитать надо родителей, «чтобы удостоиться последних благословений», как, например, Авраам благословил Исаака, Исаак – Иакова, а в противном случае получат проклятия, как, например, Хам. А если не могут научиться из Св. Писания, то пусть в пример себе возьмут аиста, который кормит своих пожилых родителей. А самое главное, дети должны всегда помнить, что нет больших доброжелателей, чем родители, ибо они родили нас и поэтому более доброжелательны к нам, чем другие.

Итак:

1. Дети должны быть в послушании у родителей и повиноваться их наставлениям.
2. Содержать их до дня смерти.
3. Содержать неизменно и в святости наследие родителей, т.е. то, что они желали.
4. День их смерти прославить и быть памятью доброю для их душ, доколе сам жив.

Поступая так, отплатим хоть малое из того, что должны отплатить родителям.

«Еще надо знать и то, что есть множество из людей, которые называются отцами». Это плотские родители, о чем было сказано выше. Духовные отцы, владыки и иереи. Отец словесный, т.е. учитель мысли, как вардапет для ученика. Отцом называется и настоятель монашеского братства, и старец по возрасту. И кто не у ног старца, тот становится легкой добычей для сатаны. Для св. Татеваци отцами являются цари и князья, которые есть хранители страны. И как человек должен повиноваться плотскому отцу по плотским вопросам, так и другим отцам по-разному. Духовному – в духовных вопросах, а ученик должен слушать вардапета. Монашеское братство должно в страхе и трепете повиноваться воле игумена. А вот во временных простых вопросах повиноваться царям и князьям, ибо «существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:1-2).

Источник: Книга Гевонда Вардапета «Святой Григор Татеваци и его нравоучение»

Один комментарий к “О родителях и детях

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто.