Четвертая Заповедь Божия

Четвертая Заповедь Божия

«Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя — Господу, Богу твоему».

— Почему именно седьмой день повелевается посвящать Богу?
Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.

— Как в Церкви празднуется Ветхозаветный день покоя — Суббота?
Суббота в Армянской Церкви, как таковой календарный праздник не празднуется. Но в субботу в Армянской Церкви празднуется память Святых, которые уже вошли в покой Божий: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» /Евр. 4:9,10/.

— Как в Церкви исполняется Четвертая Заповедь?
В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

— С какого времени празднуется Воскресный День?
День Воскресный празднуется со времени воскресения Христа.

— Как говорится о празднования Воскресного Дня в Св. Писании?
В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (см. Деян. 20:7). У евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день воскресный (Откр. 1:10).

— В Ветхозаветные времена подразумевались ли и другие дни под именем субботы?
Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветные времена подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в новозаветные времена следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих Святых установленные праздники и посты.

— Каков принцип составления календаря Армянской Церкви?

Все Христианские Церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, т.е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число. Например. Успение Пресвятой Богородицы всегда отмечается 15 августа. Воздвижение Животворящего Креста Господня — 14 сентября и т.д. Только Пасха и те Господние праздники, которые связаны с Пасхой (Вознесение, Сошествие Св. Духа и др.) отмечаются в определенные дни недели.
Aрмянская Церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходящими, т.е. отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. К непереходящим праздникам относятся только следующие:
Рождество и Богоявление — 6/19 янв., Обрезание Господне — 13/26 янв., Сретение — 14/27 февр., Благовещение — 7/20 апр., Рождество Пр. Богородицы — 8/21 сент., Введение во храм
Пр. Богородицы — 21 нояб./4 дек., Зачатие Св. Анною Пр. Богородицы — 9/22 дек.
Основой календарного цикла Армянской Церкви является Пасха — переходящий праздник, который в разные года может отмечаться в разные дни.
Кроме Пасхи, существуют еще 4 праздника, которые являются точками отсчета для установления дат других праздников. Это:
— Успение Пр. Богородицы — ближайшее к 15/28 августа воскресенье,
— Воздвижение Животворящего Креста Господня — ближайшее к 14/27 сентября воскресенье,
— Масленица поста Рождественской пятидесятницы — воскресенье, выпадающее в период с 15/28 ноября по 21 ноября/4 декабря.
— Богоявление (Рождество Христово и Крещение) — 6/19 января.
В соответствии с датами этих праздников устанавливаются также дни памяти Cвятых и посты. Единицей исчисления является семидневный (недельный) цикл. К примеру, за 10 недель до праздника Пасхи начинается Передовой пост, который длится одну неделю. В течение следующих двух недель отмечаются дни памяти Cвятых. а затем начинается семинедельный Великий пост, когда память Cвятых отмечается только по субботам, в течение 7 недель после Пасхи, до Пятидесятницы, длится празднование Христова Воскресения, во время которого нет постов и дней памяти Святых. Затем следует неделя празднования Пятидесятницы. Следующие 5 недель отведены праздникам в честь Святых, после чего начинается семидневный Преображенский пост. Эти 24 недели (171 день) от Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл. который повторяется каждый год.
Все воскресенья отведены Господним праздникам или являются днями воспоминания Воскресения Христова.
Все среды и пятницы — постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу — в память о смерти Иисуса Христа. В течение семи недель от Пасхи до Пятидесятницы, а также во время других Господних недель (9 дней Богоявления, 7 дней Троицы. 3 дня Преображения. 9 дней Успения и т.д.) среды и пятницы не являются постными днями. Если Господний праздник и пост совпадают, отмечается праздник.
Дни Cвятых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены Cвятым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти Cвятых.
Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы: 1. Господние праздники – 136 дней; 2. Дни памяти Святых – 112 дней; 3. постные дни -117 дней.

— Что значит «Господние праздники»?
Господними называются праздники, которые посвящены воспоминаниям о событиях земной жизни Господа Иисуса Христа; Пресвятой Богородицы, а также праздники, посвященные Св. Кресту и Св. Церкви.
— Почитаются ли в Армянской Церкви ветхозаветные Святые?
Да почитаются. Отметим, что в нашей Церкви всего насчитывается около 400 Святых, которых можно разделить на 3 группы:
1. Библейские Святые: Небесные Силы, Праотцы, Пророки, Апостолы, Евангелисты, Жены-мироносицы и др.
¬2. Общехристианские Святые: Мученики, Отшельники, Иерархи, Отцы и Учителя Церкви (в основном I-V вв.).
3. Святые, просиявшие в Армянской земли.

— Какие Посты соблюдаются в Армянской Церкви?
Это — Великий пост, Недельные Посты, Пост среды и пятницы.

______

Источник: «Книга вопрошений»

Автор: Гевонд Вардапет

Обсуждение закрыто.