Уметь прощать

Уметь прощать

vasilii_400«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6,14).

Способность прощать заложена в людях от Господа Бога. Иисус Христос в своих проповедях пробовал поучениями разбудить в людях это дремлющее качество. Одними из важных черт, уподобляющих человека Богу, являются человеколюбие и способность прощения. Быть человеколюбивым значит уподобиться Богу. С сожалением и болью, однако, должны мы признать, что человеколюбие наше реализуется в весьма узких пределах, распространяясь единственно на ближних наших – на родителей и детей наших, на родных, близких и друзей. Тем самым мы действительно становимся любящими чадами и родителями, любящими друзьями, но не человеколюбами. Господь вершиной человеколюбия положил любовь к врагам нашим, тем самым пытаясь воспитать в нас, привить нам новое мерило человеколюбия. Если до пришествия Спасителя богоизбранным народом считали евреев, то с пришествием Христа все стали равными друг другу, не стало разницы между евреем и неевреем, между слугой и хозяином, между мужем и женою.

Этот же вселенский дух человеколюбия и всепрощения Господь проявил в своей земной жизни. Он не избегал общения с мытарями и прелюбодеями, беседовал с самаритянкой, которую евреи считали оскверненной, и просветил ее светом веры в Мессию, возложил руки свои на презираемых и изгнанных из общества прокаженных и излечил их, наконец принял распятие за все человечество, за грехи самых злостных убийц и считающих себя праведными фарисеев. Нет большей любви, говорил Христос, чем когда кто положит жизнь свою за близких своих, и осуществил свое слово, будучи распятым на кресте как обычный преступник во имя спасения своих близких – всего человечества. Этому завету Господа – уметь прощать – следовали его апостолы, которые находили отраду в преследованиях, ибо во имя его подвергались гонениям.

Истиными борцами веры, победителями в войне за человеколюбие стали мученики и страстотерпцы, которые молились за спасение своих мучителей и убийц. Мученики эти никогда себя святыми и праведными, мучения свои и страдания несправедливыми не считали, а, подобно трем отрокам, горящим в Вавилонской геенне, признавали, что все эти мучения посланы им за грехи и ошибки их. И благодаря своим терпению, покорности и человеколюбию они, как говорил апостол Павел, уподобились распятому Христу. Такое же отношение к людям показали и отцы-пустынники. Глубоко постигнув суть заповеди Христовой о том, что нельзя судить товарища, и исполняя его, они стали светочами христианской веры и осветили путь и повели за собой не одних только своих учеников, но и многие поколения в последующие века. Чтобы понять, насколько постигли и претворили отцы-пустынники заповедь о прощении ближнего, приведем два примера из их жизни. Приходят к отцу Пимену братья-отшельники и зовут его в суд – судить преступление, совершенное одним из них. Несколько раз отказывался Святой отец от выполнения их просьбы, однако в конце концов пошел с ними. Он попросил несколько времени для приготовления и предстал перед братьями с мешком песка за плечами. В мешке том была дыра снизу и песок сыпался на землю. Когда спросили его братья, зачем он взял на плечи этот мешок, из которого песок сыплется, ответил им святой отец: «Братья мои, это суть грехи мои, которые следуют за мной, и я их не вижу, однако сегодня иду я судить вину брата моего, который передо мной, и я его вижу».

Поняли монахи свою ошибку, попросили у отца Пимена прощения и отказались от мысли судить одного из своих.

У отца Герасима в келье было старинное рукописное Евангелие. Приходит к нему в гости некий человек и, соблазненный древностию Евангелия, крадет его. Отец Герасим между тем не таит на него зла. Вор относит Евангелие на рынок, чтобы продать, и назначает за него определенную цену. Торговец некий соглашается на нее с условием, что покажет его одному из монахов, чтобы удостовериться в древности и ценности его. По божьему предопределению Евангелие приносят к отцу Герасиму. Увидев его, отшельник не волнуется и не показывает виду, что это его книга, но говорит, что она очень ценна и стоит большего. Торговец возвращается вспять и сообщает о том, что он показал Евангелие отцу Герасиму, а тот подтвердил древность и ценность его. Вор в ту же минуту окаменел на месте и с дрожью в голосе спросил, не говорил ли отец Герасим еще чего, на что получил отрицательный ответ. Вор тотчас забрал Евангелие и заявил, что не продает его. Немедля побежал он к отцу Герасиму, пал ему в ноги, просил прощения и дал обет впредь не совершать злых дел и стать монахом. До конца дней своих пребывал он в пустыне и молил прощения за свои прегрешения.

Из приведенных примеров очевидно, что благодаря снисходительности отцы-пустынники не только спасли свои души от греха за осуждение одного из братии своей, от злости и от мстительности, но и других уберегли от падения в пропасть греха. Та же заповедь сегодня обращена и к нам: воздавать людям не столько материально, сколько духовно, ибо если не всегда есть у нас возможность облегчить людям их материальные заботы, то молиться за них мы можем всегда, можем ободрить сомневающегося в вере, терпеливо и с участием выслушивать горести и заботы людей, просветить незнающего, утешить падшего и оказавшегося в стеснении, можем совершить самое главное – помочь окружающим нас людям очистит души свои от грехов, дабы стали они избранным сосудом для Святого Духа.


Настоятель Татевского монастыря, архимандрит о. Микаел Геворкян
Перевод: Г.Мадоян

Источник: Официальный сайт РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Обсуждение закрыто.