Труды Св. Нерсеса Шнорали:


- С Верою Исповедую


- Соборное Послание Св. Нерсеса Шнорали Армянскому народу и переписка с императором Мануилом Комнином (1166 год).


- История жизни Св. Нерсеса, Католикоса армянского и светозарного философа, начиная с его предков.


- На распятие Господне.


NersesShnorhaliНерсес IV Шнорали, также Нерсес Благодатный, Нерсес IV Клаеци, Ергецох (арм. Ներսես Շնորհալի; 1102/1098  — 13 августа 1173), католикос (1166 — 1173 г.) Армянской Апостольской Церкви. Родился около 1102 (по другим данным — 1098) в Киликии. Получил образование в 1139 в школе при монастыре Кармир у епископа Степаноса Манука. Под руководством вардапета Степаноса он учился в монастыре Кармир и в возрасте 18 лет был рукоположен в священники своим братом, Католикосом Григором II Палавуни. В тридцатилетнем возрасте — рукоположен в епископы (1126). Он служил своему брату как личный помощник и был его викарием, а в 1166 — стал его преемником, новым католикосом. В 1147-1171 — жил и работал в замке Ромкла. В 1170 — в городе Рум-Кла, местопребывании католикосов, произошел диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение.

Император Мануил и Патриарх Константинопольский Лука (1156-1169), обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей. Уже став католикосом, Нерсес отправил императору еще одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены. На это послание Нерсеса император и Патриарх Михаил III (1169-1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе не только одно лицо, две природы, как истолковал Нерсес, не порицая в то же время прежние толкования своей церкви, но и две воли и два воздействия, признать Халкидонский и все последующие соборы византийской церкви не поместными, как полагал Нерсес, а вселенскими, а также, согласиться с тем, чтобы избрание католикоса Армении утверждалось императором Византии.

Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. Среди приготовлений к созыву Собора, на котором должен был быть поставлен вопрос о соединении церквей, 13 августа 1173 — Нерсес умер.