Труды Св. Иоанна Златоуста:

- Толкование на Евангелие от Матфея (90 бесед).

- Аудиокнига: «Толкование на Евангелие от Матфея (90 бесед)».

- Беседа на апостольские слова: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим.3:1).

- Беседа о браке 1.

- Беседа о браке 2.

- Беседа о браке 3.

- Беседа о Мелхиседеке.

- Беседа о воздержании.

- Беседа о скорбях.

- Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих.

- Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

- Беседа после землетрясения.

- Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища.


Иоа́нн Златоу́ст (Ованес Воскеберан; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился около 347 года в Антиохии (Антиохия была важным политическим и культурным центром, один из городов Великой Армении, в настоящее время город находится на территории нынешней Турции) в семье офицера по имени Секунд, довольно рано умершего. Воспитан был матерью Анфусой, которая смога дать сыну хорошее образование. Святитель Мелетий Антиохийский крестил его в 367 году и поставил через три года его во чтеца. После смерти матери он принимает монашество.

Спустя некоторое время после этого, его с другом Василием решили поставить во епископы, но по смирению будущий святитель тогда уклонился от сана. Крайности аскетизма привели к ухудшению его здоровья (в своих поздних проповедях он предостерегает от этого) и он возвратился в Антиохии. Там святитель Мелетий уговорил его принять сан и посвятил его в 381 году во диаконы.
Спустя пять лет он был рукоположен во пресвитеры и стал одним из самых знаменитых проповедников. Именно тогда паства дала ему прозвище «Златоуст». В 397 году, по просьбе императора, Иоанн Златоуст был приглашен на кафедру Константинополя. Там он начал активную деятельность по оздоровлению нравственной жизни столицы. Большое число вчерашних язычников, придя в Церковь, сохранили свои старые привычки. Поэтому перед святителем стала задача дальнейшего просвещения народа.
Большую роль он придавал благотворительности, поэтому даже те средства, которые предназначались для его содержания, он тратил на устроение гостиницы для паломников и больницы для бедных. Кроме того он ввел практику антифонного пения, ему принадлежат несколько молитв до сих пор используемых в чинопоследованиях Таинств, а так же приписывается авторство Литургии.
Обличая распущенность столичных нравов, св. Иоанн вызвал ненависть со стороны знати, и, в первую очередь, самой императрицы Евдоксии. Вражда против святителя достигла апогея в 404 году, когда состоялся «собор под дубом», осудивший его за растрату церковной собственности и приговоривший к изгнанию. Протесты паствы предотвратили его высылку, но через некоторое время, приговор был все же приведен в исполнение.
Направленный в Армению, он был переведен в 407 году в Питнус (ныне Пицунда), где и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!».