Труды Св. Григория Просветителя:

- 23 проповеди Св. Григория Просветителя, а также его жизнеописание записаны секретарем царя Трдата и двоюродным братом Св. Григория Просветителя — Агатангелосом с книге:

«История Св. Григория Просветителя и обращения Армении в христианство».  

Агатангелос (греч. Αγαθάγγελος — добрый вестник, арм. Ագաթանքեղոս) — первый по времени исторический писатель Армении, живший в начале IV в. и давший описание обращения армян из язычества в христианство в начале IV века и превращения христианства в государственную религию в Армении.


Жизнеописание Св. Григория Просветителя составлено, также святителем Русской Церкви Димитрием Ростовским (1651–1709):

«Житие св. Григория Просветителя, св. Рипсимэ и св. Гаянэ и с ними тридцати семи дев».


Святой Григорий Просветитель (арм. Գրիգոր Լուսավորիչ, Григор Лусаворич, греч. Γρηγόριος Φωστήρ или Φωτιστής, Грегориос Фостер или Фотистес; Григорий Парфянин, Григор Партев; (ок. 252 — 326) — просветитель Армении и первый Католикос всех армян, святой Армянской Апостольской Церкви, а также Русской Православной (где известен как священномученик Григорий, просветитель Армении) и других Православных Церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей. Являлся основателем рода Григоридов, просуществовавшей до середины V века. Происхождение этого рода традиционно приписывается знатной парфянской династии Сурен-Пахлавов, которая был ветвью царского дома Аршакидов. Житие св. Григория описано Агафангелом, писателем IV века, легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»). В книге рассказывается, что отец Григория, парфянин Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении около 15 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной. Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос) — который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления. В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория. Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом для почитания святого. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» (арм. Խոր Վիրապ). Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1-го октября.